Под звуки вальса

За окном кружился белый пушистый снег. В доме царило оживление: подготовка ко дню рождения мамы. Я сидела у окна и смотрела на улицу — намечалось тихое семейное торжество, был приглашен только друг маминой юности с женой. С минуты на минуту они ожидались, и я, забравшись с ногами на диван, следила за проезжающими машинами.

В гостиную вошла стройная черноволосая женщина с миловидным лицом и села на диван возле меня. Я поняла, что это жена маминого друга, и приветливо улыбнулась.
— Давай знакомиться, — предложила она. — Меня зовут тетя Маруся, а тебя, как я слышала, Аня?
Я кивнула и замолчала. Я не любила, когда важничают и представляются как «тетя» или «дядя», тем более, что ребенком я уже не была, хотя говорили, что выражение лица у меня детское. Она задавала мне вопросы, такие, какими обычно пытаются привлечь внимание, но я отвечала рассеянно. Грядущий вечер представлялся мне скучным и тоскливым в обществе взрослых, тихо-мирно обсуждающих свои проблемы.
Вскоре, неторопливым шагом вошел человек. Я подняла на него глаза. Он был старше меня лет на двадцать, а может быть, и на тридцать — я не знала, сколько ему точно, но был на удивление стройным, подтянутым и моложавым. Даже седины не было в его прямых черных волосах. Черты лица у него были правильными, но самым привлекательным в его облике были глаза. Такие глаза писатели называют лучистыми. Тетя Маруся увидела его и представила его мне:
— А это мой муж, дядя Коля.
— Николай, — назвал он себя, и это сразу подняло его в моих глазах. Я улыбнулась ему, он протянул мне руку. — А вы, как я знаю, Аня? — он слегка сжал мои пальцы и отпустил.
В его манерах просматривался какой-то непринужденный аристократизм, все его движения были осторожны и предупредительны, и я невольно залюбовалась им.

— Может музыку включить? — поинтересовалась я, угнетенная тишиной за столом.
— Да, пожалуй, — согласилась мама.
— Аня, а какую вы музыку слушаете? — спросил меня Николай, и я стушевалась. Вообще мои сверстники никогда не понимали моих интересов, но здесь были взрослые, потому я ответила:
— Я люблю классику.
Николай и тетя Маруся как-то заговорщически переглянулись, и она сказала:
— Вот бывают же совпадения! Коль, ведь ты будешь в ее школе музыку преподавать? Классическую?
— Всякую, — поправил Николай.
— У нас нет музыки, — возразила я.
— Не было, — подтвердила тетя Маруся. — А теперь будет. По району творческие соревнования между школами, вот директор и вцепился в Колю, он же у меня, — она погладила его по плечу, — большой артист.
— Вы играли в оркестре? — спросила я.
— Да, а еще Колька у нас самый заводила был, — вмешалась мама. — На всех концертах их ансамбль выступал, как он назывался, Коль? «Крик»? Как картина Мунка?
И они погрузились в воспоминания детских лет, как всегда, забыв про меня. Я сидела напротив Николая и бессознательно наблюдала за ним. Не отрицаю, он буквально запал мне в душу. Он казался мне воплощением идеала мужчины. Потом я подумала о том, что сказала тетя Маруся. Вот одноклассники-то в шоке будут! И я, наверное, буду много знать, и тогда... Я начала клевать носом и ушла к себе в комнату.

После Нового года школа узнала о грядущих соревнованиях, и все всполошились. Действительно, в расписании каждого класса появился урок музыки и урок изобразительного искусства, и учителя особенно строго следили, чтобы никто не пропускал их. От результатов соревнований зависело будущее финансирование школы, и, конечно, директор не давал никому спуску.
Несмотря на общее отношение школьников к учителям Николай Александрович — теперь я называла его по имени и отчеству, — вызвал всеобщее уважение, и на его уроках стояла гробовая тишина, нарушаемая только звуком его голоса и музыкой. Сначала я думала, что он будет нам играть, но, вопреки моим ожиданиям, он ставил диски в проигрыватель.
— Друзья, сегодня у нас по плану Бетховен, — улыбнулся он своей неотразимой улыбкой, которая очень украшала и молодила его, и включил нам для начала всем известную пьесу «К Элизе». Я чуть не плакала от жалости, когда Николай рассказывал нам о том, что у великого композитора пропал слух, мне казалось это ужасно несправедливым, и я вполне понимала его, когда Николай сказал, что он был близок к самоубийству.
После урока я подошла к нему, когда все уже разошлись.
— Аня, вы что-то хотели уточнить? — спросил он.
— Николай Александрович... — я отчего-то запнулась. — Но ведь Бетховен ничего не слышал, но тем не менее, писал самые свои известные произведения после потери слуха. Как же так?
— Наверняка, после многолетней привычки играть, можно слышать ноты уже мозгом, а не ухом, — помедлив, ответил Николай. — Кроме того, есть и какие-то вибрации, движения воздуха. Но, конечно, это не каждый сможет, для этого надо быть Бетховеном.
Я уже собиралась уходить, но еженедельные встречи с ним перестали меня устраивать. Сердце мое замирало каждый раз, когда я его видела, и меня это настораживало. Я гадала, что бы было, если бы кто-нибудь узнал о моем зарождающемся чувстве, поскольку подобное нельзя было оправдать ничем иным.
— Николай Александрович! — окликнула я его. Он уже собирал бумаги, поднял голову. Я покраснела, и все слова вылетели из моей головы.
— Я... Хотела спросить... — я проклинала себя за нерешительность. — Я бы хотела спеть на соревнованиях... Сольно. Вы не могли бы меня подготовить?
Я была почти уверена, что он мне откажет, сославшись на занятость, но он неожиданно улыбнулся и спросил меня, что я хотела бы спеть. Так как я пока не решила, мы договорились, что я приду послезавтра и мы подберем мне что-нибудь. Я сдерживала себя, чтобы не побежать, сердце так и прыгало в моей груди, и я была готова спеть хоть сейчас, сымпровизировать!

Я вошла в зал с бьющимся сердцем. Я впервые оставалась с Николаем наедине, и была готова отдать полжизни за эти счастливые мгновения. Он задумчиво сидел за роялем и играл какую-то мелодию. Увидев меня, он почти сразу прекратил и улыбнулся:
— А вот и вы, — сказал он.
Я первый раз видела и слышала, как он играет вживую, и от этого у меня захватило дух. Я снова почувствовала, что слова не идут с языка, но я себя пересилила, и сказала, на мой взгляд довольно ровным голосом:
— Знаете рок-оперу "Юнона и Авось? Песня называется "Белый шиповник". Я ноты принесла, если что... И запись есть тоже...
— Не беспокойтесь, я знаю ее, — ответил Николай и сел на стул возле рояля. — Становитесь вот сюда, — указал он мне мое место, — я послушаю ваш голос.
Он взял несколько нот и велел их повторить, потом еще раз и еще, и вскоре мы попробовали песню, которую я хотела спеть. Прошло где-то около получаса. Зимой быстро темнело, и на улице уже зажглись фонари, хотя было только около пяти часов.
— По-моему, Аня, вы немного недотягиваете верхи, — сказал он. — Отдохните немного, и я тоже немного отвлекусь. Если вы не возражаете, я поиграю.
— Нет, что вы, — смутилась я. — Я люблю живую музыку.
Он не ответил и тихо заиграл. Вначале мелодия струилась подобно роднику, а потом стала разрастаться, и становилась громче, шире, как маленький ручей превращается в реку, и вот уже под самым потолком зазвучали рыдающие аккорды, и я почувствовала, как в горле нарастает комок... Она скатилась, а потом снова взлетела к вершинам... И вновь прозвучал дикий крик...
Я смотрела, как Николай играет и удивлялась. Его точно не было здесь рядом, он был где-то в ином месте, взгляд его был затуманен, а красивые длинные пальцы так и бежали по клавишам, дышал он глубоко и редко. Душа моя обрывалась от этой музыки, и слезы потекли из моих глаз...
Николай закончил, и взглянул на меня.
— Это было прекрасно... — выдавила я, вытерев слезы.
— Простите, — смутился он. — Я не думал, что это так подействует.
— Вы великолепный исполнитель! — воскликнула я. — Почему вы никогда не играете на уроках?
Николай отвел глаза и произнес:
—Дети часто не понимают музыки.
Сердце у меня подпрыгнуло. Первый человек, не считавший меня ребенком.
— А что это за музыка?
— Вальс из кинофильма «Мой ласковый, нежный зверь». Может быть, вы устали, Аня? На сегодня достаточно?
— Пожалуй, да, — ответила я, потому что комок стоял у меня в горле, и петь я не могла. На пороге я обернулась и спросила:
— Как вы думаете... Я смогу? Смогу спеть?
— Конечно, — улыбнулся он. — Все возможно, если захотите.

Пролетело несколько месяцев. За окном пробуждался апрель, хотя снег еще лежал. Николай учил меня петь, как будто мне надо было завтра выходить на мировой конкурс, исправлял любую ошибку - самый ничтожный недочет, и с каждым днем мы тренировались все дольше. Возможно, он это делал ради дружбы с моей мамой, но иногда мне казалось, что ему нравилось со мной заниматься — только иногда, потому что я не смела даже поверить в это. Сердце мое замирало каждый раз, когда он трогал клавиши... Возможно, я бы так и не пела, если бы моим учителем был кто-то другой, но когда он был рядом, мои легкие раскрывались, и я следила за каждым звуком, каждым переходом, и, как заметил он, начала понемногу приближаться к совершенству.
— Вы замечательный учитель, я и не мечтала, что смогу так петь, — сказала я в конце одного из занятий. Уже было довольно поздно, а мне почему-то не хотелось уходить.
Николай уже хотел закрыть крышку рояля, но я остановила его:
— Вы не могли бы еще раз сыграть ту музыку?
— Аня, я сожалею, но уже вечер, мы с вами и так уже задержались, и я... — но вдруг он встретил умоляющий взгляд моих глаз и улыбнулся:
— Хорошо. Вы сегодня такая молодец, что я не могу не вознаградить вас.
Он сел за рояль и вновь заиграл. Я опять следила за его пальцами, и мне захотелось до них дотронуться, но я никогда бы не решилась это сделать. Я сама когда-то давно играла на фортепиано и помнила ноты, но, конечно, не могла играть так, как Николай, и завороженно следила за ним. Он закрыл рояль и улыбнулся мне.
— Послушайте, Аня, — вдруг сказал он. — Уже поздно, а ваша мама никогда бы не простила мне, если бы ее друг позволил бы вам шагать одной по темным улицам. Мне по пути, я могу подкинуть вас до дома.
Я не подала виду, какую радость доставило мне его предложение, и согласилась. Мы говорили достаточно долго, потому что на дороге была пробка, и о музыке, и о разных других отвлеченных вещах, и тогда, именно в тот день я отчетливо поняла, что я люблю, люблю этого человека искренне и страстно, несмотря на разницу в возрасте, несмотря на то что он учитель, а я ученица, несмотря на его семью... Я отнюдь не ревновала его, а любила преданно и беззаветно, без всяких желаний и условностей...

Был последний день перед концертом, и Николай заставлял меня петь снова и снова, и я была только рада этому. «Для любви не названа цена, лишь только жизнь одна, жизнь одна, жизнь одна...» — я пропевала эти строки, казалось, для него одного, и в этот день он замечал мой взгляд на себе, и отводил глаза. А я? Я чувствовала себя героинями всех историй одновременно, но моя была романтичней и трагичней их всех вместе взятых. Когда уже часы показывали около восьми, я почувствовала, что силы мои иссякают, и после одного, особенно сильного подъема: «жизнь одна, жизнь одна...», слезы подступили к моим глазам, я знала, что наши занятия после этого прекратятся, и я задохнулась, и замолкла.
— Что с вами, Аня? — встревожился он. — Вы устали? Может быть, достаточно?
— Я люблю вас, Николай Александрович, — прошептала я, может быть против своей воли, и застыла, в ужасе от своего признания. Несколько мгновений стояла тишина, и я молилась, чтобы что-то прервало ее, но потолок не обрушился, не ударил гром, а Николай прокашлялся и заговорил:
— Но вы так молоды, Аня, — сказал он, — а у меня жена, дети...
— Что вы, Николай Александрович! — воскликнула я. — Я и не пыталась претендовать на вас, я... Я просто ответила на ваш вопрос, и... Неужели это плохо?..
Слезы полились по моим щекам, и я стояла неподвижно, глядя на Николая, который медленно перебирал пальцами. Наконец он словно очнулся, подошел ко мне и обнял меня. В этом объятии не было ничего предосудительного, он просто пытался меня успокоить, и я это знала — мужчинам тяжело смотреть на плачущую девушку, но ничего не могла с собой поделать. Я прильнула к нему, дрожа всем телом, и это продолжалось несколько счастливых минут.
Он вздрогнул и отпрянул, оглянувшись, не видел ли кто этого, и, не глядя мне в глаза, начал собирать ноты.
— Завтра вы споете, — проговорил он очень ровным голосом, — а позже... Я думаю, наши занятия с вами, Аня, лучше прекратить. Если вам действительно интересна музыка, я познакомлю вас с моим другом, он пианист...
Я почти не слушала его, и в моем сердце росла пустота. Я молча глядела, как из моей жизни уходит этот человек, и я даже не могла его удержать... Хоть на миг остановить его я была бессильна.
— Прощайте, Аня, — сказал он и вышел из зала.
Звук закрывающейся двери будто бы ударил меня по голове, и я пошатнулась. Под роялем я заметила несколько забытых им листов, подняла их и словно в забытьи прочитала: «Мой ласковый, нежный зверь...»
Не соображая, что делаю, я поставила их на подставку, села на стул и начала разбирать ноты. К моему удивлению, дело шло на редкость быстро... Когда я добралась до тех самых рыдающих звуков, я сама зарыдала, упав лицом на клавиши... Все закончилось, жизнь кончена — так казалось мне в тот миг, и единственное, чего я хотела — умереть. Я встала, закрыла рояль и вышла на улицу. Холодный ветер освежил меня, и его дуновение дало мне надежду, надежду на то, что, возможно, все будет хорошо...
...
Я больше не ходила на музыку. Никогда. Но когда я однажды открыла журнал, то не нашла ни одного пропуска, хотя Николай был в таких вещах предельно аккуратен. И я почувствовала благодарность к этому замечательному и благородному человеку.


Рецензии