Выборные страсти

Я товарищи, сейчас буду исповедоваться вам в своей политической непросвещённости и безответственности, в своей темноте и бессовестной апатичности политической. Исповедоваться буду, а раскаиваться, пожалуй, нет.

Вы уже поняли, что на эти выборы я не ходил, да и вообще никогда в своей жизни не ходил, за исключением прошлых парламентских выборов. Про них и сказ, ибо я не просто ходил на них, но и работал на них как волонтёр-папарацци. Работал на заказ и за денежки обетованные. И сняли мы тогда довольно сильный такой репортажик социальный про подкуп избирателей. В подробности вдаваться сильно не буду, все они мной в ритуальном порядке описаны в прокуратуре. А в общих чертах дело обстояло так:

Городок наш заштатный, а при нём посёлок. Посёлок то точнее изначально при заводике был, да съел тот заводик дяденька олигарх в своё время, а потому народишко местный в основном без работы сидел, бедствовал. Грустно в посёлке, тоска, ветер по улицам свищет, воют псы, да бродит шпана. Народ без денег сидит озлобленный, только на бухло и ширево изыскивая средствА, каким-то извечным, непостижимым русским чудом...

Идут годы, посёлок хиреет, но вот однажды, т.е. 4 года назад, подул таки пьянящий ветер перемен. Да-да! Ведь надвигались Выборы! И такие страсти закипели в этом, казалось, никому не нужном, умирающем посёлке! И сколько нашлось неравнодушных к его судьбе дяденек (и даже немного тётенек) от разных партий... И наш дяденька олигарх - тот самый, что в своё время  заводик съел и людишек по миру пустил, тоже решил проявить социальную ответственность, в Думу захотел дяденька олигарх воссесть, дабы хлопотать за народец свой страдальный во власти. Полагаю, от какой партии воссесть он хотел всем и так понятно, а раз понятно, то и усомниться в том, что он таки воссел тоже никому не придёт в голову. Я лишь хочу немного поведать о том, как воссел. Ведь нельзя сказать, что это было совсем уж легко, т.к. дяденьке олигарху  нужно было сначала победить многих других дяденек от многих других партий. И суметь завоевать любовь и доверие народа.

Вернёмся, однако, ко мне, поскольку историю то я сказываю лишь за тем, чтобы резюмировать своё "политическое кредо". Стало быть, среди всех дяденек, которые боролись за властный мандат с дяденькой олигархом, были ещё отважные дяденьки коммунисты. Они обратились за помощью к одному спивающемуся светочу местной журналистики, с которым я тогда из меркантильных соображений периодически сотрудничал по части видео-продакшына и телеэфиру. Светоч был хоть и вечно пьян и бессовестно ангажирован, но всё-же, собака, талантлив. До выборов оставалось около недели. И вот попросили нас дяденьки коммунисты снять бомбо-подобную телепрограмму. Репортаж, предупредили, будет опасный, но и заплатят как следует. Времени на раздумья не было, я взял камеру и мы поехали в посёлок. А задуматься было над чем, ведь все, кто вводил меня в это ремесло, в один голос предупреждали меня держаться подальше от политики, ибо политика - это грязь.

Но волка ноги кормят, садимся мы с моим коллегой-светочем в автомобиль, а с нами двое дюжих парней в качестве охраны; один - бывший омоновец, другой, судя по всему, - бывший зэк. Что-же, подумал я, - пути коммунистов неисповедимы, и будь, что будет. Едем. Бывший омоновец сурово и молчаливо смотрит в окно, бывший зэк нервно притопывает и разминает татуированные кулаки, периодически плюя сквозь зубы вызывающе и, в тоже время, так культурно, что его слюни не покидают полости рта. Всех развлекает своим бескостным языком мой старший коллега. Что ни говори, у старика есть чему поучиться, не встречал я ещё людей умеющих столь красноречиво и беззастенчиво врать.

Стало быть приближается наша удалая команда к посёлку. Видно, что все немного волнуются, и даже неуёмные шуточки светоча журналистики не могут покрыть волнения. Подъезжаем к объекту - бывшему библиотечному коллектору в подвале одного из жилых домов. Обычный запущенный провинциальный двор, ни одной урны, ни одной скамейки, ветер гоняет туда-сюда мусор. Но во дворе царит странное оживление. У входа в подвал стоит большая очередь. Народ толчётся разный - и пенсионеры, и матери с детьми, но основная часть - люмпены и алкоголики, была и молодёжь - несколько наркоманов-ханочников. Расчехляемся, начинаем работать, оставив охрану в машине, идём в народ. Начинаем интересоваться, по какому поводу сыр-бор, за какими-такими хлебными карточками очередь.

Большинство отказывается давать какие-либо комментарии, увидев видеокамеру. Но общая суть нам и так уже известна: люди эти стоят за деньгами. В подвале каждому выдают по 50 рублей в обмен на его подпись в очень оригинальном документе. Подпись закрепляет его обещание в день выборов проголосовать за такого-то кандидата (а именно - за нашего дяденьку олигарха). Разумеется, мы понимаем, что такой "документ" не то, что не имеет юридической силы, а напротив, является абсолютным компроматом. Но народец то наш совсем тёмный, и это ещё не всё, самое смешное, что этим людям обещают выдать ещё по полтиннику после выборов, при условии "правильного" голосования. Разумеется это никто не сможет проверить, но народец то полон суеверных страхов.

Самыми смелыми расположенными к беседе оказались те, кто уже опохмелился или ещё не протрезвел со вчерашнего. Особенно запомнилась одна, совершенно клошарного вида, ханыжка. Это надо конечно видеть, в ней целое социальное откровение произошло для меня.
- Да насрать мне на этого мужика - говорит - мне полтинник срочно нужен, чтоб похмелиться, а на выборы я может и вовсе не пойду, всё равно никто ничего не проверит. - После этой её фразы в народе прошло некое оживление, похоже, что до неё, этой несчастной ханыжки, никому такая возможность даже не приходила в голову. Многие начинают поддакивать ей, да-да, мол, мы птицы гордые, нам тоже насрать, мы тоже ни за кого голосовать не пойдём...
Продолжаем беседу с ханыжкой. Мой коллега настойчиво пытается превратить интервью в нравственную проповедь (весьма профессиональная работа по поднятию собственного рейтинга).
- Ну ка  же так? Как же не стыдно вам свой голос, голос свободного гражданина свободной страны, за три копейки продать?...
- А вот такие мы! А вот не стыдно нам! - с вызовом отвечает ханыжка - Так вот мы живём! Сегодня у меня вены горят, а завтра после нас хоть трава не расти...
- Но что ты купишь на этот полтинник? - спрашивает её коллега - бутылка водки и та сотню стоит.
- Э не...- загадочно улыбаясь, ханыжка указывает нам на ближайший ко входу в подвал подъезд - Здесь вот у нас палёночка как раз по полтинничку продаётся.
И действительно, многие выходя из подвала, сразу направлялись к этому подъезду.

Много чего ещё рассказали нам эти несчастные люди, кто-то, подобно этой ханыжке, впадал в кичливую маргинальность. кто-то пытался оправдываться, кто-то просто опускал глаза. А я всё думал, что раз так, то может эти люди сами достойны той власти, которая вытирает о них ноги?...

Но времени у нас было мало. Тревожно озираясь по сторонам к нам подошёл представитель заказчика и наши охранники. Теперь самое главное, пора спускаться вниз. Сначала пришлось проталкиваться через заполнявшую весь подвал толпу соискателей "лёгких денег" (такие ли они лёгкие, если стоять за ними в очереди народу приходилось наверно не меньше часа, сначала на холоде, а потом в толчее в тёмном и грязном подвале?). Затем пришлось штурмовать приступом вход в кабинет, расталкивая местную службу охраны. И здесь стоит отдать должное охране нашей - бывший зэк и бывший омоновец действовали очень профессионально и слаженно. А самое главное, что им удалось вырвать из рук местных деятелей несколько листов этих самых "документов" с постыдными подписями народа. Я же в создавшейся потасовке был более озабочен уже не столько съёмкой, сколько сохранностью своего объектива, до которого то и дело пытались дотянуться лапы злобных правонарушителей. Но их нелепые оправдания я конечно заснял. Всё длилось очень не долго, они вызвали подкрепление, и нам пришлось дипломатично ретироваться. Все мы хороши понимали, что с этими товарищами не шутят.

Думаю, нас спасло, что, вместо того, чтобы сразу выехать на трассу, мы направились в один из соседних дворов, чтобы взять интервью у  на дому у одной пенсионерки-коммунистки. Она, как впрочем и весь посёлок, была свидетелем происходящего, но не соучастником, как большинство. Ведь библиотечный коллектор работал около недели до выборов, и учитывая его популярность, могу предположить, что через него успел пройти почти посёлок. Из окон пенсионерки открывался вид на двор, где находился коллектор, и  мы увидели  как в этом дворе не замедлили появиться два чёрных круизера с вышибалами. Впрочем, никто особо не обольщался мыслью, что от этих товарищей получится долго скрываться.

Так и было. Я об этом узнал немного позже, но наследующий же день, пока я, как единственный из нашей команды холостой человек, которому чихать на жизнь, бегал по местным телекомпаниям, наивно пытаясь, используя свои профессиональные знакомства пристроить этот (действительно мощный) сюжет, в офис к нашим друзьям - коммунистам нагрянули и провели беседу. После этой беседы, пальцы наших друзей, по выражению человека, поведавшего мне об этом, оказались в их задних проходах. Провели беседу и с моим коллегой, направив его палец в том же направлении.

Но тогда я ещё об этом не знал, продолжая лоббировать репортаж  в редакциях некоторых компаний, уже не из меркантильных мотивов, хоть и надеялся ещё, дурачок, получить свой гонорар за проделанную работу. Мною двигало уже возмущение, праведный гнев, благородная ярость, желание донести до народа скандальную и горькую правду. Разумеется ни одна компания не взяла это в эфир, - это было бы равносильно восстанию против своих хозяев, кусанию руки дающего и карающего. Почему не тронули меня - единственного человека из нас, у кого на руках был весь компромат? Я не знаю. Наверно есть этих людей есть какие-то свои понятки на этот счёт, - может я им показался слишком маленьким, чтобы меня вообще замечать, может наоборот, почуяли, суки, как страшен я в гневе (:)) может быть просто по тому, что я действительно их не боялся, и что в тот момент мне, действительно, было чихать на жизнь...

Осознав тщетность продвижения этого сюжета, мы потихоньку успокоились. Характерно, что тогда, всего 4 года назад интернет нами практически не рассматривался (во всяком случае наш заказчик, отсекал все мои инициативы по этому поводу, считая сеть неэффективным ресурсом). А теперь, вон смотрите как всё поменялось! Единственное, чем я мог потешить свою гражданскую совесть - это пойти на выборы. Это был единственный раз, когда я голосовал за какую-то партию. А именно - за коммунистическую. И наверно в благодарность за это, и за то, что я так ради них подставлялся, наши дяденьки коммунисты решили швырнуть нас с гонораром (к тому же они видели, что мы тоже "загорелись правым делом" и финансовый вопрос для нас уже отошёл на второй план).

Я конечно вовсе не собираюсь обобщать это на всех коммунистов или считать всех, кто машет красными тряпками подлинными коммунистами. Эти же товарищи дискредитировали себя в моих глазах даже не тем, что кинули меня на деньги. Было достаточно других гнилых проявлений с их стороны, начиная хотя бы с того, что параллельно с партийной деятельностью, они умудрялись вести ростовщический бизнес и, при малейшей возможности, старались нажиться на своих самых близких друзьях и товарищах. С тех пор я окончательно утвердился во мнении, что у всякого, кто рвётся к этой кормушке, рыльце в пушку. И лично я не собираюсь ни за кого из них отдавать свой голос и уж тем более лезть под ментовские дубинки.

Но мораль сей басни ещё не в этом. Выборы прошли. Дяденька олигарх победил коммунистов и всех остальных, кто стоял на его пути. Дяденька олигарх оказался мужиком чотким и понятийным и выполнил обязательства перед своими "сторонниками". Через несколько дней после выборов в посёлке, правда уже в другом месте, снова появилась большая очередь за "хлебными карточками". Избиратели вознаграждались за свою верность обещанными полтинниками. Мужик слов на ветер не бросал. Стояла в очередь за вторым полтинником и та наша ханыжка, которая не собиралась голосовать. Это мы тоже сняли, но вмонтировал это в сюжет я уже без всякого вдохновения.

Прошло ещё немного времени. Ситуация успокаивалась. И мой коллега, осознав, что денег от дяденек коммунистов ждать бесполезно, начал искать другие пути извлечения хоть какой-то выгоды из сюжета, который с каждым днём естественно утрачивал свою ценность. В итоге он, уж не знаю как, вышел на залётного французского журналиста, заинтересованного в материале. Заинтересованность его правда была довольно вялой, что отразилось на итоговой сумме наших торгов. Мы получили хоть и не по 50 рублей, но тоже весьма смешную сумму. Встречаться с французом для передачи материала, как вы понимаете, пришлось также вашему покорному слуге. Когда сделка состоялась, и мы стали расходиться я поймал себя на каком-то крайне неуютном чувстве. У меня было ощущение, что я только что продал за 100 евро Родину. Нельзя, нельзя выносить сор из избы! Да, это - грязь, это - мерзость, но что поделать, если такова она - наша Родина, наша земля русская.

Тогда в обществе всё было намного спокойней, но во мне уже копошилась та самая дилемма, перед которой сегодня стоим все мы. Точнее - это не дилемма стоит перед нами, а мы стоим в тупике, который изображает из себя дилемму. И ни одно из решений (поддержка незаконной власти или борьба с ней) не идёт во благо этому обществу и России как государству. Ведь, если мы будем продолжать терпеть ложь и притворяться, что всё чисто, то окончательно утратим уважение к себе самим. А если мы будем бороться с властью (а единственный путь к её уходу, как мне кажется, только насильственный), то станем жертвами провокаторов и внешнего врага. Такова, похоже, доля русского народа - терпеть на своей шее одних воров, в надежде, что те защитят их от воров ещё более худших и страшных. Хотя защита вроде не входила никогда в воровской кодекс чести.

Встреча с французом - не последняя встреча по данной теме, которую любезно подсуропил мне мой коллега. Он также ни минуты не колеблясь, сдал меня и в спец. отдел при краевой прокуратуре в качестве свидетеля данного инцидента. Коммунисты набрались смелости и, объединившись с кем-то ещё из оппозиции, подали заявление. Надо сказать, что наш посёлок был лишь одним из множества случаев где фиксировались нарушения и подкуп. Так было по всему городу и по всему краю, что-то подсказывает мне, что так было и по всей стране. Я слышал, что где-то подкупали мешком сахара или муки, где-то также полтинником или сотней. Представляю. как это дико звучит для жителей Москвы. Но что я могу сказать? "Здесь вам не равнина, здесь климат другой"...

Я принёс операм копию видеоматериалов и дал показания, всё как было.
Когда мои показания легли на верх огромной стопки с подобными показаниями других граждан, опер бодро и самоуверенно потирая запел что-то вроде - "ну всё, теперь мы точно накроем этих козлов", но его бодрость слегка споткнулась о сарказм в моём взгляде. Ментам я перестал верить ещё даже раньше, чем депутатам. Не накрыли.


Рецензии