Георгий Владимов 1931-2003

Я хочу рассказать о писателе,  чьи произведения  не просто традиционны для русской прозы.
Если бы жил в наши годы Антон Павлович Чехов, он бы мог стать автором «Верного Руслана», а  если бы  Лев Толстой пережил бы годы  отечественной войны, он бы написал книгу  подобную книге «Генерал и его армия». В этих произведениях были бы другие участники, но время было бы отражено так же: страшные  десятилетия сталинизма, рабство и свобода, искалеченные сознанием судьбы миллионов людей.

Родился Георгий Владимов  (подлинная фамилия-Волосевич) в Харькове, в семье учителей.  В начале  войны погиб отец. Он был послан на строительство оборонных сооружений, попал в руки к немцам и погиб  в концлагере. Георгий поступает в Суворовское училище. К этому времени за «антисоветскую пропаганду и агитацию» была арестована его мать. Училище им брошено и  он переезжает в Ленинград, где поступает на заочное отделение юридического факультета  ЛУ. Одновременно работает портовым грузчиком. В 1953 году заканчивает университет.

Переезжает в Москву. Живет в одной комнатке с критиком Марком Щегловым( о котором много и интересно рассказывает Вл. Лакшин в статье «Марк Щеглов.»)Комната на Садовом кольце, напротив кинотеатра «Форум».Мне кажется, знакомство и дружба с М.Щегловым  были важным этапом становления писателя.

 О тогдашнем Владимове говорил писатель Кардин: «Он  не мог раствориться в коллективе, поскольку обладал высокой степенью нерастворимости."

С 1956 года работает в редколлегии «Нового мира» в отделе прозы. Еще до поступления на эту работу были опубликованы несколько критических статей, резко выделяющихся на фоне публикаций тех лет

Владимов  сам называл себя представителем "старого реализма", подчеркивая тем самым не только связь с русской классической традицией, но установку на достоверность, которая ощутима уже в его ранних произведениях. Вначале он публиковал литературно-критические статьи, и первый роман "Большая руда", напечатанный в "Новом мире", рождался из неудавшегося репортажа о поездке на знаменитую Магнитку. Роман "Три минуты молчания" написан под впечатлением от плавания на рыболовецком траулере по трем морям Северной Атлантики. По существу это вполне обыкновенные советские производственные романы. Во всяком случае, именно так они воспринимаются сегодня. Энергичное и точное письмо плюс социальные проблемы и производственные конфликты. Они же - человеческие.
 
В 1963году  появился сатирический рассказ «Руслан».Рассказ о собаке - охраннике в лагере для зеков.  А.Т.Твардовский не принял его. Он говорил Владимову:
"Но Вы же из него  делаете полицейское дерьмо, а у пса – своя трагедия "- так  оценил поэт рассказ Г.Владимова.
 
Владимов  перерабатывает произведение.
 
 Появляется потрясающая повесть «Верный Руслан»-повесть о преданном, прямодушном  обманутом звере. В повести  нет иносказаний, собаки – собаки, а люди –люди. Все написано с большим психологическим мастерством по законам реализма.

История  собаки - лагерного охранника.

Обращение  Владимова к лагерной теме позволяет  показать уродства, которые приобретает  жизнь в результате отсутствия  нравственных норм.

Мне трудно не привести небольшой отрывок – самое начало повести. Я хочу, чтоб Вы почувствовали стиль автора.

«Всю ночь выло,  качало со скрежетом  фонари, звякало наружной щеколдой, а к утру улеглось, успокоилось, и пришел хозяин. Он сидел на табурете, обхватив колено красной набрякшей  рукой, и курил – ждал, когда Руслан доест похлебку. Свой автомат  хозяин принес с собой и повесил на крюк в углу кабины – это значило, что предстоит служба, которой давно уже не было, а поэтому есть надлежало  не торопясь, но и не мешкая.»  Так начинается эта повесть о  псе – охраннике  в лагере для зеков.

Его хозяин, после расформирования  лагеря,  хочет убить пса. Случайность спасает пса от пули.

 Но он продолжает свою службу, не понимая,  что произошло, куда делись люди, которых он вместе с другими собаками так  хорошо охранял. И  собаки, бывшие охранниками, собираются в стаи и продолжают работу, прибегая на станцию, куда, по их разумению должны прибыть новые заключенные.

Проходит время, и собаки встречают вновь прибывших людей. Они сбегаются  и сопровождают вновь прибывших. Но странно ведут себя эти, новые. Колонна идет по главной улице... "выбежала вперед стриженная, как мальчишка, пошла лицом к строю, мелко – мелко выплясывая в пыли и выпевая крикливым надорванным голосом:               

Эх,  дорожка торна, торна
Ты дорожка торная!
Милый ждал мово покору,
А я  ни – па – корная!

И  разыгрывается трагедия: собаки набрасываются на «нарушающих порядок зеков.» Никто не должен выходить из колонны.  Непокорный верный Руслан погибает, думая про людей, что они ошибаются, считая колючую проволоку  уничтоженной. Ее просто перенесли дальше.

Написанная в 1964 году,  повесть  ходила в самиздате. В 1975 году повесть была напечатана за рубежом в «Гранях». Переведена едва ли не на все европейские языки и на иврит.
 
"Владимов взялся за труднейшую задачу: исследовать сущность и трагедию того самого мрачно-эйфористического сознания, которое формировалось средствами массовой информации и авторитарным искусством… Речь идет об искажении самой природы - в сущности, прекрасной; о дрессировке сознания людей…" (Н.Иванова)

В мае 1967 года писатель обратился к Съезду Союза Писателей  с требованием свободы творчества и открытого обсуждения письма Солженицына Съезду.

 Он писал: «…нация ли мы  подонков, шептунов и стукачей? Или же мы великий народ, подаривший миру бесподобную плеяду гениев?»


Принятый в Союз писателей после выхода  повести «Большая руда»,  Владимов сам вышел из этого Союза, после исключения  Войновича, Копелева, Корнилова.

Он берет на себя руководство  московской секцией организации «Международной амнистии» - запрещенной  в Советском Союзе
 Выступает в поддержку Александра Солженицына,  появляется на всех известных процессах - Александра Гинзбурга, Анатолия Щаранского.

Он был близко знаком с Сахаровым и Львом Копелевым, и правозащитная деятельность была для него, по крайней мере в ту пору, не менее значима, нежели собственно литературная.

Впрочем, его темперамент и чувство справедливости проявились еще в 1946 году, когда вышло знаменитое постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград". Георгий Владимов, тогда воспитанник Суворовского училища, вместе со своим приятелем пришел к Зощенко, чтобы поддержать его.

1-го июля 1983 года Андропов подписал указ о лишении гражданства и конфискации квартиры писателя в Филях. Под угрозой ареста  Владимов вынужден уехать.

Он поселился в Германии  в  Нидерхаузене. Становится главным редактором журнала «Грани» (Франкфурт  --на Майне)
С 1988 года  начинает работу над романом «Генерал и его армия»

Наверное, настоящая слава пришла к нему уже в девяностых, когда в России опубликовали сначала "Верного Руслана" (впервые напечатанного за границей в 1975 году), а затем эпопею "Генерал и его армия".


За этот роман в 1995 году Владимов получил Букеровскую премию. Это было признание литературных заслуг, еще раз подтвержденное в 2001 году.

Русский 'Букер' отмечал свое десятилетие, и букеровским лауреатом десятилетия (то есть лауреатом лауреатов) опять стал Владимов.
 
Международная общественная организация писателей "Литературный фонд" наградила его премией "За честь и достоинство таланта".
 
И это, так же как и премия Андрея Сахарова "За гражданское мужество писателя", уже знак признания его общественных заслуг.

Вернувшись в Россию, он вошел в комиссию по помилованию при президенте.

"Генерал и его армия" - это, безусловно, событие в литературе. Это глубокий анализ - исторический и психологический - Событий Второй Мировой, Фактов, личностей - того, к чему у нас с вами отнюдь не однозначное отношение.

"Роман Георгия Владимова "Генерал и его армия" , посвященный событиям Великой Отечественной войны, в свое время буквально "расколол надвое" и литературно-критическое сообщество, и историков, и читателей. Одни обвиняли автора в "очернении славных страниц нашей истории", "клевете на Советскую армию и ее военачальников", "возвеличивании предателя Власова и немецкого генерала Гудериана".

Другие считали, что Владимов написал о войне пусть и горькую, но правду, что его роман - событие в военной прозе, что по убедительности и психологизму он не уступает "Жизни и судьбе" Василия Гроссмана. Равнодушных не было еще и потому, что автор приоткрывал завесу глухой секретности над некоторыми "неудобными" для официальной литературы эпизодами войны.
 
Много лет, занимаясь книгой, Г. Владимов работал с архивами.

Роман интересен  во всем -в конструкции (он компактен),  в образах- среди его персонажей Гейнц Гудериан, генерал Власов, Георгий Жуков, генерал Ватутин, Никита Хрущев. В центре романа генерал Кобрисов - образ, созданный автором. Действуют  в романе смершевец Светлооков, шофер,предавший своего генерала, Сиротин. В романе много действующих лиц, он поражает неожиданными поворотами. Самый поразительный из них – орудийный обстрел генерала Кобрисова  своими (в конце романа) на том же «виллисе», с которого начат роман. При множестве событий  каждая линия доведена до конца.

Умер  Георгий Владимов 19 октября 2003 года в Германии.

Похоронен в Переделкине под Москвой.

 Вот о чем хотела я вам рассказать. А дальше – думайте сами, решайте сами – читать или не читать.


Рецензии
Да-да, Майечка, помню свое, тогда еще, молодое потрясение от "Верного Руслана". Очень люблю собак и всегда считала людей в чем-то виноватыми перед ними. Но в повести еще столько ВРЕМЕНИ. Даже на фоне литературных открытий тех лет эта повесть выделялась. А вот до "Генерала" руки не дошли. Как раз пришлось на переезд, обустройство и всякие ужасные заботы. Но, думаю - поправимо. Спасибище огромное за ваш прекрасный очерк!

А мои литературные открытия последнего времени - это Мария Дубнова, «В тени старой шелковицы» - потрясающе! Просто подкорректированные записи старой Голды, бабушки писательницы. «Счастье – это, когда все живы, не голодают и не в тюрьме». Особенно почему-то зацепило: письма, написанные из тюрьмы в мой и моего мужа дни рождения, 1951 год.
И Марина Степнова, «Хирург» и "Женщины Лазаря" - язык (с очень органичным употреблением мата, кстати) - абсолютное наслаждение!

Майечка, мы ведь не договаривались болеть. Да? Немедленно, прямо сейчас, мгновенно выздоравливайте! Есть такая присказка: Все боли и беды - стороной, стороной... Нужно повторять почаще. Обещаете?
И ответите, когда будете уже здоровы.
Самого-самого доброго, радостного, теплого,
ваша Наташа

Наталия Михайлова   28.01.2014 13:00     Заявить о нарушении
Дорогая Наташа, эти Ваши названия из сайта? Спасибо за подсказки.Так хочется выздороветь! 4-го февраля иду на приём к какому-то знаменитому ортопеду. Целую Вас!
Дорогая моя!

Майя Уздина   29.01.2014 05:29   Заявить о нарушении
Да, Майечка, это книги - и в бумажном варианте, и в сетевом - именно так называются. Мне все три муж скачал на электронную книгу. Читаю в электричке.
Думаю, что Вам понравится.
Все боли и беды стороной, стороной...
Обнимаю и целую Вас,
Наташа

Наталия Михайлова   29.01.2014 11:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.