Путаница

      Еще  утро, но солнце уже  высоко, и в большом-пребольшом небе -  ни облачка.  Мы с бабушкой  босыми ногами, как корабликами, бороздим  «толстую пыльную речку» - так мы  обозвали эту длинную-предлинную дорогу в Тищенку.
      И как меня бабушка уговорила на такую «прогулку»? «Это совсем недалеко!»  Она уже видит, что я «готов расклеиться» - начинает  подбадривать:   «Гришуха, посмотри, какие красивые подсолнухи! Вот скоро они закончатся, и пойдут озимые, за ними кукуруза,  а там уже  и «рукой подать» - Тищенка.  «Да, знаем мы эту дорогу, ездили с мамой на подводе …»    После кукурузы еще мост через речку, а потом только Тищенка.  Да и мамина школа аж  в самом конце, за деревней…  Мама в этой школе учит своих «лоботрясов». Домой к нам приезжает только по воскресеньям , если мало тетрадей…
    А в поле – ни ветерочка! Воздух перемешивается с пылью, которую  поднимают наши «кораблики», и «висит» вокруг нас: куда мы, туда и он…  Пыль стала  такой горячей, что приходится  поневоле «быстрее ногами шевелить». Я уже не иду, а танцую.  Наконец, мы  с бабушкой не выдерживаем и надеваем  наши сандалии. Идти  стало легче, но теперь начинает голову «припекать»… Жара  –  аж в ушах звенит…
     …  «Давай-ка я тебе платочек  свой на голову повяжу, все не так печь будет…  (Да, только девчачьего  платка мне и не хватало!  Еще бы за ручку  взяла…)  Бабушка,  как  будто подслушала: «Ну! Давай, давай руку! А то тянешься, тянешься - как кисель»…  И как это у нее получается - заранее все угадывать? «Только попробуй, приди с улицы грязным!» И, пожалуйста, -  соседская лошадь меня всего обляпала, прямо из-под  копыт…  Может они с бабушкой  заранее обо всем договорились?...  Да, я уже точно – перегрелся …    А в прошлое воскресенье? «Смотри: к большой луже не подходи, шлепнешься - штаны сам стирать будешь!» Только подошел к этой  самой луже,  так,  для проверки: осторожненько, к самому краешку … и – шлеп! Нечаянно, конечно. Ну и  бабушка! Как в воду глядела! То есть,  в лужу…
      «Эх! Попить бы сейчас»… «Все,  лопоточек,  давай-ка  свернем в подсолнухи. Передохнем, перекусим. Я и компотик взяла…».  «Ого! «Птички» - мои любимые!» Булочки такие, как узелочки: на птичек похожи, с  глазками -  изюминками. И компот, и «птички»  «улетели»  быстро. А «рассиживаться»  бабушка не дает.  После «обеда» идти стало  веселее, но дорога, все равно, такая же длинная: еще только озимые. И куда их столько насеяли?
      Солнце так раскалилось…  прямо над головой - просто пекло какое-то! Хорошо  бы в тенечек куда-нибудь …   Сколько можно идти?  А бабушка  прямо тут как тут: « Лопоток! Ну, не расклеивайся, уже не далеко …  Давай-ка, я тебе платочек…»  Она все-таки повязывает мне этот ужасный платок: точь-в-точь, как девчонке! «Если солнце сильно напечет  голову, у тебя там  все мысли могут расплавиться…» - « ???» -  «Да, да! Я об этом где-то читала!» У бабушки последний довод – книга,  и для меня – тоже. Но, мы с ней договариваемся, что это только до мостика. Не идти же мне в таком виде по Тищенке!
     Кое-как до мостика дотащились. Я платок  поскорее с головы стащил, оглянулся вокруг, вздохнул с облегчением и зашагал по деревне -  «самостоятельно», далеко впереди бабушки. У мамы еще «шли» уроки. Бабушка тут же сдала меня, как она выражается, «с рук на руки» и «пошла по знакомым».  «Посиди тут, «на камчатке» – мама устроила меня за последней партой: "Веди себя тихо и слушай». Улыбнулась мне и пошла к доске. Она у нас  очень красивая, особенно, когда улыбается…
     Бабушкины знакомые удивляются: как это  Людочка  с таким «кагалом» справляется? «Конечно, трудно – вздыхает бабушка – сразу четыре класса в одной комнате! Но, они у нее хорошие, послушные…»
     …Все оборачиваются, хихикают, разглядывают меня…, весь класс, или сколько там этих классов…  Мама стучит мелом по доске: «Нечего разглядывать ребенка, что он вам  – невидаль какая? Продолжаем…» Я сижу тихо, привыкаю.  Слева у окон -  большие ребята, прямо – «дяди», посередине еще два ряда тех, что поменьше, а самые маленькие - впереди меня, их почему-то совсем мало. Я слышал, взрослые говорили, в войну некогда было… не до маленьких…
     Мама уже выдала всем задание, и я стал прислушиваться, кого и о чем она там  «спрашивает».  Мне   этой осенью тоже в школу, и бабушка меня «готовит» к школе «по старинным рецептам» -  прямо, как ужин… Я уже всю таблицу умножения выучил…  ну,  почти…  Мама видит, что мне не терпится «обнаружить» свои  «знания», и «строгим» взглядом  останавливает меня. Я и раньше,  еще в Крымской, бывал у мамы на уроках и правила уже знал: хочешь что-то сказать – подними руку.
     Тут, как раз, мама и обращается к тем, что посередине: «А кто мне,  дорогие мои детки, скажет, какие басни Ивана Андреевича Крылова  он читал или слышал? Ну?»  Все «задумались» - в потолок смотрят…   А я, "как на грех", позавчера в районной библиотеке взял  «Басни И.А.Крылова» - мне там  уже за третий класс  книжки выдают! Я даже одну басню уже  прочел… Как же, как же она называется?...  Я изо всей силы руку тяну  -  ну, просто, выпрыгиваю из-за парты …  Все на меня обернулись: театр им тут!  Я аж "горю" - температура, наверное, …  «перед выступлением»  Мама  все-таки   решилась  меня  показать, "как пример", своим «лоботрясам»:  Ну, давай, Гришенька, назови басню… Какую ты знаешь? От такого, внезапно возникшего ко мне интереса - все ко мне обернулись -  я окончательно все забыл: и где я, и кто я…  В голове у меня только солнце…  и подсолнухи… В классе - тишина… Мгновение! И... «Петушка и Кукух!!!» - выпалил я  каким-то «не своим» голосом. Наверное,  секунду или две еще после моего выкрика продолжалась тишина, пока все переваривали то, что  услышали…  А дальше…  Вы бы слышали! Какой грохот! Какой гром, какой позор!!!...
     Как меня мама потом  успокаивала, как гладила по головке – я этого  уже не помню.
     Только вечером, когда у мамы в комнатке, где она квартирует, все уже успокоились и старались не смеяться…  «над чужим горем», я  пробовал объяснить  бабушке этот «ужасный провал»: «В той книжке, бабуля, про какую ты говорила, правильно всё сказано. Хорошо еще, что ты на меня во время платок надела, а то  у меня мысли и вовсе бы - расплавились…  А так…, они только перепутались…"
      Может  быть, правы взрослые: век живи – век  учись! И слушайся старших.


Рецензии