Отставники

          Было  это,  как  теперь   говорят,  в  лихие  девяностые.   Зарплата  исчислялась    сотнями  тысяч,  а  то  и  миллионами.  Да  и  зарплату,  если  и  выплачивали,  то    выплачивали  раз  в  полгода,  по  частям.  А   кому- то  и  продукцией  выдавали.  Так  у  ворот  велосипедного  завода  образовался    мини-рынок  по  реализации  велосипедов.  А  что  было  делать  работникам  Мотовилихинских  заводов,  производящих    пушки?   А  «Пермским  моторам»    и  «Протону»,  производящим   авиадвигатели  и    ступени  двигателей  для  космических  кораблей?  До  распродажи  и  рыночной   торговли  данной  продукцией,  к  счастью,  не  дошло.   Безработица  и  безденежье  буквально  захлестнули  весь  город.  Но,  в  то  же  время,  на  каждом  шагу,  один  за  другим,  вставали  торговые  киоски   и  палатки,   всевозможных  размеров  и  расцветок.  Да  и  просто,  возле  любой    мало-мальски  обустроенной  автобусной   остановки,   стояли  ряды  торгующих   бабушек.  И  не  только.  Казалось,   весь    миллионный    город  превратился    в  огромный   торговый  павильон  с  кричащей   вывеской  «Купи-продай».
В  то  самое,  неспокойное   время,   и   мне  пришлось  ощутить  все  «прелести»   рыночной  казуистики.  После   полутора  лет  безработицы  мне  повезло.  Нашёл  работу.  Кондуктором  трамвая.
                ***
Он    вкарабкался   в  трамвай,   таща  за  собой   неимоверно   перегруженную     тележку,  какую  обычно   используют  торговцы-«коробейники»,  действуя  по  принципу  -  «всё  своё   везу  с  собой».  Расположив  груз   на  задней  площадке,    он  издали  махнул  удостоверением:  «Не  беспокойся – у  меня  проездной!».    Внешность  этого    человека  мне  показалась   знакомой.     Выше среднего  роста,  шляпа  с  узкими  полями,   штормовка,  костюм   цвета  «хаки»,  рубашка,  галстук,  начищенные   до  блеска   ботинки.   А  главное  - лицо.  Медленно  продвигаясь  по  вагону  в  сторону   задней  площадки,  попутно  обилечивая  вновь   вошедших  пассажиров,   я  всеми  извилинами  мозга  пытался  вспомнить – где  же  я встречал  этого  человека.  И  только  услышав  его,  с  хрипотцой –  голос,  меня  вдруг  осенило.
-Валерий  Сергеевич?! –
- Ну!   Я  это! -  Валерий   Сергеевич  Маркелов,  а  по-нашему,  по-деревенски просто –Маркелыч,   недоверчиво  глядел  на  меня.
- А  ты  откуда  меня  знаешь?-
Я  на  время  оставил  его    вопрос  без  ответа.  Надо  было  обилетить   вошедших  пассажиров.  Да  и  привести  в  порядок  моментально  нахлынувшие  эмоции-воспоминания.
Познакомились   мы  с  Валерием  Сергеевичем   так.  Поздним  вечером  возвращался  домой  из  райцентра  на  попутке.   Да  не  доехал.  Машина  сломалась  в  пятнадцати  километрах  от  дома.   На    самой  окраине  села.  Шофёр,  матеря  на  чём  свет  стоит  нерасторопное  на  новые  запчасти  начальство,  пошёл  в    совхозный  гараж.  Весенняя  распутица  была  в  самом  разгаре.  Вода,  грязь  и  снег  образовали  на  дороге  жидкую  кашу,  и  идти  куда-либо,  не  замочив  ног,   не  было  смысла.   Но  и  сидение   в  остывшей  кабине  казалось   бессмысленным.    Проезжавший  мимо  «уазик»  притормозил.
-  Где   водитель? –
- В  гараж   ушёл.  Машина  сломалась. –
-  Садись  ко  мне.  А  то  замёрзнешь  до  утра-то. –
Через  пару  мгновений  я  уже  сидел  рядом  с  гостеприимным  водителем.
-Я – Маркелов.  Валерий  Сергеевич.  Зерносушильный  комплекс  строим.   Сейчас  вот  из  областного  центра  еду.    Через  месяц  оборудование  устанавливать  планируем,   а  его  ещё  на  областную  базу  не  завезли.
Узнав,  что  ночевать  мне  негде,  Валерий  Сергеевич  пригласил  меня  в  своё  «походное»  жилище.  А  если  проще – в  комнату,  которую  он  занимал  в  совхозном  общежитии. 
 Тогда-то,  после  недолгого  разговора,    узнав  о  том,  что  я,  заканчиваю  школу, Сергеич  посоветовал  мне  поступать  в  техникум.
Земля  круглая.  После  окончания  техникума,  по  распределению,  я  был  направлен  работать  в  один  из  совхозов  области.  Директор   совхоза   пояснил,  что  как  молодому  специалисту    мне  выделена  квартира.  Но  так  как  я  холостой,   вместе  со  мной  временно  в  квартире  будет  проживать  ещё   один  специалист,  направленный  Обл Сельхоз управлением.
Каково  же  было  моё   удивление,  когда    на  пороге  своей  новой  квартиры  я   встретил  Маркелова.  За   три  месяца  я  много  узнал  о  жизни   Валерия  Сергеевича.  Он  сам  учился  в  том  же  техникуме,  что  и  я,  только   двадцатью  годами  раньше.  После   окончил  институт.  И сразу  же  после  института  Сергеич   занялся   монтажом   и  наладкой.  Зернокомплексы,  молокопроводы  на  фермах ,  холодильные  установки  - в  общем,  вся  механизация   сельского  хозяйства.  Так  и  работает.  Всю  жизнь  по  командировкам.  Жена  в  городе.  Сын  учится  в  Суворовском    училище  в  Самаре… 
- Остановка  Стахановская.  Конечная. – голос  водителя   вернул  меня  из   воспоминаний  к  действительности.  Валерий  Сергеевич,  скатив  тележку  наземь,  вдруг  оглянулся  и  констатировал: «А  ведь  ты  зоотехником  работал».
Я,  вторя  его  тону,  развёл  руками: «Да  и  ты, Сергеевич,  не  для  того    всё  сельское  хозяйство   области   механизировал,  чтоб  к  пенсии  на  Стахановском  рынке  железяками»  торговать.  Маркелов   в  ответ  лишь  горько  усмехнулся.   Но  встретив  мой  вопросительный  взгляд,  вдруг  добавил: «Будет  время – приходи.  Потолкуем.  Я  здесь  на  «пятачке»   эту  неделю  простою».
Время  выкроилось  спустя  три  дня.  Стахановский  «пятачок» - место  внутри  кольца  трамвайных  путей,  облюбованное    самодеятельными    торговцами  ширпотреба:  от  гвоздей  с  молотками  и  сан тех  оборудованием –  до   электроприборов.  Пусть  в   большинстве  своём,  бывшее  в  употреблении,  но  при  необходимости,  годное  к    использованию.      Четыре  торговых  ряда  занимали  в  основном  люди  пенсионного  возраста.  Но  нередко  можно   было   встретить  и  молодёжь.  Основная  причина –  безработица  и  безденежье.  Тут  и  расположился  Валерий  Сергеевич  со  своим  «скарбом».   Присев,  на  припасённые   пустые  ящики,   молча,  не  сговариваясь,  закурили.
-Да  разве  ж  мы  думали,  Серёга,  что  всё   к  чему  стремились -  в  одночасье  рухнет – начал   Валерий  Сергеевич,  -  хотя  гнильца  и  тогда  уже  чувствовалась.  Да  не  в  этом  суть.  Мне    до  прошлого  года   пришлось   ездить  по  сельским   районам.     Видел,  как   разваливали  крепкие   хозяйства.
Управление  наше   упразднили.  Во  вновь  созданном   подразделении   для  меня  места  не  нашлось. Молодых  специалистов  за  воротами – море!  А  я  без   пяти  минут  пенсионер.
 Домой  приехал – а  квартиры  нет!  Квартира-то  есть,  правда,  взамен   трёхкомнатной  полногабаритной   в  центре -  однокомнатная  «хрущёвка»  на  окраине.  Жена,  пока  меня  не  было,    размен  сделала.   Писала  мне  об  этом.    Соседке  по  новой  квартире  записку  для  меня  оставила: «Валера,  я  уезжаю  к  сыну.  Живи,  как  знаешь».   Квартирка  уютная.  Но,   ремонта  требовала. Не  стал  я  слёзы  лить  по  поводу   утрат.  Мы  же  с  женой  к  тому  времени  два  с  половиной  десятка  лет  прожили.  Из  них  вместе-то,  от  силы,  лет  семь    наберётся.  Остальное – мои  командировки.   Мне  в  каждом  хозяйстве  квартира  была  забронирована.  Да  жена  артачилась: «Что  я  там,  в грязи,  в  глухомани  делать  буду!?» 
Я  сразу  же  ремонтом  квартиры  собрался  заняться.  Договорился  с  той  самой   соседкой  Валей,  по  поводу  стирки,  уборки и  готовки  пищи.   Дал  денег  на  расходы.  А  сам  во  двор  покурить  вышел.  Смотрю:  два   мужика  холодильник  тащат.  Огромный.  «ЗИЛ»  старой  модели.
Спрашиваю: «Вы  куда  его?»
«На  помойку – отвечают – а  куда  ж  ещё-то!?» -
Я  им  толкую: «Тащите  ко  мне,  и  литра  водки – ваша!»
Они  для  вида  покочевряжились,  но  холодильник  затащили.
Валя-соседка,  увидев  такое,  только  руками  всплеснула: « Да  ты  что,  Сергеич!?  Этому   холодильнику  в  обед  сто  лет   будет,  а  ты  его  в  дом!»
Но  я-то  знал,  что  если  этот  холодильник  слегка  подновить – он  ещё  сто  лет  работать  будет.  Кстати,  и  с  работягами, принёсшими   холодильник, познакомился.  Юра  с  Колей – оба – сварщики  и  жестянщики   в  одном  лице.  А  теперь  безработные.    Я   обсказал  им  суть  дела. 
Раздумья   длились   девять  «булей»,  по  три  «буля»  в  стопку…    В  общем,  через  пару  дней  холодильник  смотрелся  как  новый.  Почистили, зачистили,    проводку  заменили.   Покрасили.   И  покупательница  нашлась.
Та  самая  хозяйка и  купила,  которая  попросила  холодильник  на  помойку  выбросить:  мол,  старый   друг  лучше  новых  двух.  Да  ещё  и  другим   присоветовала  обращаться  к  нам.  Народ  пошёл.  Нам  делают  заявку.  Мы  втроём  на  машине  едем   на  машине  Николая  смотреть  фронт   работ.  Что-то  делаем  на  месте,  что-то  везём   в  гараж,  оборудованный  под  мастерскую  и  цех  по  ремонту.
-А  торговля  ширпотребом? -  я  вопросительно  глянул  на  разложенные  по  брезентовым  коврикам    кран буксы,  прокладки,  болты  и  прочую  мелочь.
- Да  это  сосед  мой,  дядя  Вася –пенсионер,  попросил  недельку  постоять,  чтоб  место  не  заняли,  пока  он  с  дачными  делами  управляется.  Он   ведь  у  нас  за  диспетчера.   
  Только  тут  я  увидел  табличку  с  надписью: «Ремонт  и  реставрация  холодильников  и  холодильного  оборудования»  И  три  шестизначных  номера   телефонов.


Рецензии