Ницше о клоаках души

 Ницше в книге "Странник и его тень" пишет: "Душа также должна иметь определенные клоаки, куда она могла бы сливать все свои нечистоты: для этой цели одним служат отдельные личности, обстоятельства, сословия, другим - отечество, третьим - весь мир и, наконец, для наиболее тщеславных (я подразумеваю наших милых современных "пессимистов") - сам Юпитер". Эту мысль следует дополнить: клоаками души в первую очередь являются подсознание человека и его сон. Если другие проявления его бытия худо-бедно можно контролировать (разным людям удается этой в разной степени), то свое подсознание и сон человек контролировать не в силах. Именно поэтому монахи стремились меньше спать, чтобы меньше находиться в состоянии, в котором они не в силах за собой следить.


Рецензии
а что-нибудь господин Ницше о своей клоаке сообщает?

Сергей Козлов 2   05.01.2012 15:45     Заявить о нарушении
Согласно Ницше, у каждого есть клоака души, в том числе и у него самого. Я не так хорошо знаком с его творчеством, чтобы сказать что-либо определенное по этому поводу.

Семенов Сергей Александрович   05.01.2012 16:13   Заявить о нарушении
уважаемый тёзка
в таком случае мне не яна цель вашей публикации выдержки из Ницше
Ваших слов здесь нет

Сергей Козлов 2   05.01.2012 16:22   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей!
Спасибо за поздравления. И Вас я поздравляю с наступающим Рождеством!
Ницше - чрезвычайно интересный философ. Это как огромный материк, который еще ждет своего изучения, по крайней мере, для меня. Он оказал влияние на философию 20 века, в частности на Ясперса, Хайдеггера. Его ценность в том, что он в высшей степени смел в своих высказываниях. Но, как я уже писал, смелость нужна в любом творчестве.
С уважением, Сергей.

Семенов Сергей Александрович   06.01.2012 12:14   Заявить о нарушении
Ответ Сергею Козлову.
Я лишь приступил к знакомству с творчеством Ницше. В данной заметке я высказал те мысли, которые у меня возникли после прочтения упомянутого афоризма. Я приемлю любые замечания, как положительные, так и отрицательные. Ответ на Ваш вопрос я со временем дам, но, может быть, лет через 10 (хронически не хватает времени). Так что еще раз спасибо за Ваше замечание. Оно послужит стимулом к знакомству с творчеством Ницше.
С уважением, Сергей.

Семенов Сергей Александрович   06.01.2012 12:20   Заявить о нарушении