В из. на кур. нож. 3 - Тёмная сторона кришнаизма

В ИЗБУШКЕ НА КУРЬИХ НОЖКАХ
----------------------------------------------



3. ТЁМНАЯ СТОРОНА КРИШНАИЗМА.
--------------------------------------------------

Рыщуфжох взяла в руки книги “Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами  Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. М. – Лен. – Калькутта – Бомбей – Нью-Дели, б.г.” и “Шримад Бхагаватам” и приступила к чтению.

– «Я вижу в твоём теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду без предела… Я вижу, как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю вселенную своим собственным сиянием… Все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с её многими ликами, глазами, руками, бёдрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами… Твои зияющие рты… Все люди устремляются в Твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нём… Вижу, как Ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами… Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов… Наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими» [1].

– Какая мрачная романтика! – воскликнула старуха Хёсыжэф, и блеск её зломаньяного взора пронзил листвяжную потолочную балку.

– Харе Кришна! – ответила девица Рыщуфжох. Но я ещё только начала говорить об одном из моих любимых богов. Вот слова “милосердного и любвеобильного” Кришны о самом себе: «Я Яма, Бог смерти… Я всепожирающая смерть… Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришёл сюда, чтобы уничтожить всех людей» [2].

«…смерть это – Сама Верховная Личность Бога» [3].

«Насилие, совершаемое в соответствии с принципами религии, намного выше так называемого  “ненасилия”» [4].

«Кто не руководствуется ложным эго и чей разум свободен, тот, даже убивая людей в этом мире, не убивает, и поступки его не имеют для него последствий» [5].

«Любой человек, действующий в сознании Кришны… даже убивая, не совершает убийства, как и не затрагивается он последствиями такого поступка» [6].

А вот одна из аватар Кришны – многорукий, окружённый кобрами беспощадный и кровожадный человеколев Нарасимха, грызущий окровавленные людские шеи и навешивающий себе на тело человеческие внутренности. “…Своими ногтями надвое разорвал могучее тело безбожника Хиранйакапишу” [7].

– Послушай-ка, вот что я хочу у тебя спросить, – в глазах вопрошавшей старухи Хёсыжэф блистал неподдельный интерес, – я краем уха по телевизору слыхала, что кришнаиты проповедуют принцип ненасилия над личностью. Как это согласуется с кровожадным Кришной?

– В слово “ненасилие” можно вкладывать разные смыслы. В Международном обществе сознания Кришны считается, что если ты не пропагандируешь учение Кришны, значит ты тем самым совершаешь насилие над личностью. Поэтому принцип ненасилия заключается в том, чтобы постоянно и повсеместно пропагандировать учение Кришны: «Под отказом от насилия обычно понимают, что нельзя совершать убийство или же наносить телесные повреждения, однако на самом деле это означает, что недопустимо быть причиной страдания других. Большинство людей… опутаны сетями материалистического представления о жизни и постоянно подвержены материальному страданию. Поэтому, если человек не способствует возвышению других людей до уровня духовного знания, он совершает злодеяние. Нужно отдать все свои силы распространению истинного знания среди людей… В этом и заключается отказ от насилия» [8].

А вот Кришна говорит о себе: «Из мошенничеств Я – азартная игра, Я – блеск блестящего, Я – победа, Я – приключение, Я – сила сильного. КОММЕНТАРИЙ: Во вселенной существует множество мошенников разного типа. Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну. Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти Его в коварстве» [9].

«О Господь, никто не сможет понять Твои трансцендентные игры, которые… способны ввести в заблуждение кого угодно» [10].

«Человеку следует без колебаний исполнять повеления Верховной божественной личности» [11].

А вот Шрила Прабхупада говорит о праведном гневе: «Полностью подавить гнев невозможно, однако, обращая его против тех, кто поносит Господа и Его преданных, мы контролируем свой гнев в сознании Кршны. <…> Мы должны быть готовы терпеливо сносить любые оскорбления в свой адрес, но когда поносят Кршну или Его чистого преданного, истинный преданный приходит в ярость и испепеляет гневом обидчика. От кродхи, гнева, невозможно избавиться, однако его можно правильно использовать. Именно гнев побудил Ханумана поджечь Ланку, и всё же мы поклоняемся ему как великому преданному Господа Рамачандры. Это значит, что он нашёл своему гневу верное применение. Другой пример тому – Арджуна. Он не хотел принимать участия в сражении, но Кршна разжигал его гнев: “Ты должен сражаться!” Сражаться, не испытывая гнева, невозможно. Однако гневом можно управлять, используя его в служении Господу» [12].

– «…истинный преданный приходит в ярость и испепеляет гневом обидчика» – !!! Ух!!! Да здравствует Кришна, научающий нас не искоренять в себе гнев! – воскликнула бабка Хёсыжэф.

– Харе Кришна! – возрадовалась Луа, ковыряя блестящими розовыми ногтями подгнивший угол скамьи.

– Мряу! Мряф-мряф! – возликовала Рыщуфжох, – но и это ещё не всё. В пантеоне сикхов Кришна считается одним из наиболее страшных демонов. В мифологии джайнов и буддистов Кришна – фигура отрицательная. У буддистов он глава чёрных демонов, врагов Будды. А его имя переводится с санскрита, как “чёрный”, “тёмный” или “тёмно-синий” – говорящее имя [13]. Но “Общество сознания Кришны” официально заявляет, что слово “кришна” переводится как “всепривлекающий”.

А ещё Шрила Прабхупада научил своих преданных разным обидным обзывалкам. Вот послушайте, какие они здоровские: «Обыкновенного человека, лишённого духовных знаний, “Шримад Бхагаватам” причисляет к категории собак, свиней, верблюдов и ослов, и это отнюдь не преувеличение. Вожди таких невежественных людей очень гордятся тем, что ими восхищается такое количество собак и свиней, но на самом деле в этом нет ничего лестного для них. “Бхагаватам” открыто провозглашает, что тот, кто не проявляет желания постичь науку о Кришне – будь он даже великий лидер человекоподобных собак и свиней, – по сути дела является животным. Он может быть могущественным, сильным или большим животным, но, с точки зрения “Шримад-Бхагаватам”, в виду атеистического склада его ума такого лидера нельзя считать человеком. Иначе говоря, подобные собакам и свиньям лидеры атеисты – всего-навсего более крупные животные, у которых лишь ярче выражены животные качества» [14].

«…побочные продукты тела, а именно дети… Человек, который… считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю, на которой родился, достойной поклонения… должен считаться подобным ослу» [15].

– Обожаю прикольные обзывалки! Когда я работала школьной учительницей, сама учила детей ябедничать и обзываться, – затараторила бабка Хёсыжэф. – А Кришна призывает к тоталитаризму?

– Конечно, – ответила девица Рыщуфжох, – не хуже, чем Ленин и Сталин вместе взятые. Прабхупада говорит, что каждый человек должен найти себе гуру и беспрекословно подчиняться ему во всём. Вот что говорит ученик (шишья), который лежит у ног своего гуру, уткнувшись лицом в его ступни: «Ты моё духовное солнце, а я – ничтожная искра Твоего сияния. Ты мой господь, а я – Твой слуга навечно. Нектар Твоих лотосных стоп опьяняет все мои чувства, я полагаюсь лишь на беспредельную сладость Твоего святого имени. Что я, падший, могу сказать по своему разумению? Я здесь лишь для того, чтобы выполнять Твою волю. Я испытываю глубокое удовлетворение, произнося слова, которые Ты вложишь мне в уста, при этом я даже не буду задумываться над тем, правильные они или нет» [16]. Как мы видим, здесь предписывается безрассудное слепое повиновение. И ещё – опьянение от гуру. Того же самого требовал от своих учеников и товарищ Сталин: безрассудного слепого повиновения и опьянения речами вождя мирового пролетариата. Так что Прабхупада и Сталин – близнецы-братья.

– Но это ещё не всё, – продолжала Рыщуфжох, – вот что пишет по этому поводу ещё недавно главный лидер современного кришнаизма Харикеша Свами: «Наставления гуру в точности, на все сто процентов соответствуют наставлениям Кришны… Предаться гуру и предаться Кришне – это одно и то же… Духовный учитель является воплощением энергии Кришны… Мы должны отдавать духовному учителю всё, что у нас есть, и быть при этом очень смиренными… Духовный учитель вынужден брать палку и бить тупоголового ученика… Духовный учитель связывает нас с Кришной, и если мы разрываем связь с духовным учителем, то теряем связь с Кришной» [17]. И ещё: «Прославлять преданных Господа – это всё равно что прославлять Самого Господа. В каком-то смысле прославлять преданного даже важнее… “Ученик должен хотеть только одного – удовлетворить духовного учителя”, – вторят Харикеше его ученики» [18]. И во втором выпуске: «“Ученик ни в коем случае не должен считать духовного учителя обыкновенным человеком, а Божество в храме – сделанным из камня. Любой, кто так думает, является обладателем ада” (Бхаг., 4.21.12). Тот, кто не обладает духовным видением, считает Божество Кришны материальным, хотя на самом деле Оно духовно. И точно так же нам кажется, будто духовный учитель, подобно обыкновенным душам, страдает от последствий кармы. Однако это не так. Тело гуру тоже духовно… “Как только человек предаётся Кришне, Кришна забирает все его грехи. Подобно этому, представитель Кришны, Его внешнее проявление, несёт живым существам милость Верховной Личности Бога, давая ученикам духовное посвящение, поэтому он тоже принимает на себя все последствия прошлой греховной деятельности своих учеников” (Бхаг., 4.21.31, комм.)» [19].

– “Кришна забирает все его грехи”, – в глазах старухи Хёсыжэф блистал чекистский восторг, – изумительно сказано! Напрочь из ума выходишь! Тому же самому учил нас и великий Сталин – личной преданности, исполнению любых приказаний без рассуждения. Всё, что диктуется партией – в высшей мере свято и не подлежит обсуждению. Для Кришны, как и для Ленина со Сталиным, не существует ни добра, ни зла – этот гигант духа выше всех человеческих условностей. Он делает то, что ему вздумается: непрестанно соблазняет чужих жён, растлевает девиц, обманывает, насаждает тоталитарное мышление, учит гневаться на людей. Сатанист Ла Вэй учил тому же самому: “Определение Добра и Зла: Добро – то, что нравится вам. Зло – то, что вам не нравится” [20].

– Харе Кришна! – воскликнула Рыщуфжох.

– Всепривлекающий Кришна, вечное тебе харе! – подтвердила Луа.

– А ещё, – проговорила старуха Хёсыжэф, – нонешнюю молодёжь надобно обучать давно забытой народной мудрости, которую, к нашему счастью, проповедует Прабхупада. А именно: недопустимо, чтобы юноши и девушки ходили ко всяким старцам ЗА СОВЕТОМ – надо, чтобы они к ним обращались ЗА УКАЗКОЙ. И выполняли приказы своих старцев (гуру) без рассуждения. БЕЗ РАССУЖДЕНИЯ! Нельзя, чтобы молодые люди открывали старцам свою душу, чтобы они искали у старцев духовной опытности и глубины. Никаких душевных и духовных разговоров! Вопрос – ответ, вопрос – ответ. Почему? Да потому, что люди – это биороботы. И нечего им играть во всякую свободу да духовность. Никакой свободы! Только душевная окаменелость и чёткое исполнение мёртвого устава. Тоталитаризм – вот истинный свет для жалких людишек. “Ученик должен хотеть только одного – удовлетворить духовного учителя” – великолепно сказано! “Наставления гуру в точности, на все сто процентов соответствуют наставлениям Кришны… Предаться гуру и предаться Кришне – это одно и то же”, – Спасибо, дочка, что выискала эти многозначащие слова. Ведьма из тебя получится… А какие подобострастные глаголы изрекает ученик, обращаясь к своему гуру: “Я испытываю глубокое удовлетворение, произнося слова, которые ты вложишь мне в уста, при этом я даже не буду задумываться над тем, правильные они или нет”. Моему восторгу нет предела! Человек, не задумывайся! Нельзя тебе думать! Нельзя тебе думать – всё твоё внимание должно быть куда направлено? Тебе разве не сказали, человек? Ещё древние римляне сказали: “Panem et circenses – хлеба и зрелищ!” Ты же скотина, человек! Неужели ты никак не понимаешь, что ты не личность, а скотина! Ты должен думать о чём только? О хлебе и развлечениях. И никакой внутренней свободы, никаких духовных поисков!.. Ещё в 1856 году вышла статья Пирогова “Вопросы жизни”. Там есть такой диалог:

«– К чему готовите Вы вашего сына? – спросил меня кто-то.
– Быть человеком, – отвечал я.
– Разве Вы не знаете, – сказал спросивший, – что людей собственно нет на свете. Это одно отвлечение, вовсе не нужное для общества. Нам нужны негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди» [21].

– Да, это очень важно помнить, – ответила Рыщуфжох.

– А есть ли в Индии последователи Международного общества сознания Кришны (МОСК)? – полюбопытствовала у неё старуха Хёсыжэф.

– Да, уже есть. 27 мая 1997 года в прямом эфире на радио “Кришналока” прошёл диспут православного священника Олега Стеняева и Вайдьянатха даса (Вадима Тунеева) – руководителя “Центра обществ сознания Кришны” в России. Священник Олег сказал, что католиков в Индии 22 миллиона, а Тунеев ему ответил, что членов МОСК в Индии меньше, чем католиков [22]. Тут следует помнить, что некоторые индусы убеждены в том, что МОСК создали христиане с целью пропаганды среди индусов христианских идей. Например, в классическом индуизме нет понятия падения души из духовного мира. То есть Шрила Прабхупада в 1966 году в США создал синкретическую религию. Он взял за основу индийский кришнаизм, добавил туда ряд христианских идей и разбавил всё своими собственными толкованиями. Вот что он сам говорит об этом: «Пытаясь вписать движение сознания Кришны в соответствующий исторический контекст, многие люди отождествляют его с индуизмом. Но это заблуждение… Существует ошибочное мнение, будто бы движение сознания Кришны представляет собой индуистскую религию… Иногда индийцы, живущие как в самой Индии, так и за её пределами, думают, что мы проповедуем индуистскую религию, но это не так… Движение сознания Кришны не имеет ничего общего ни с индуизмом, ни с какой-либо другой религиозной системой… Люди должны понять, что движение сознания Кришны не проповедует так называемую индуистскую религию» [23]. Однако рядовые кришнаиты, торгующие на улицах городов своими книжками, уверяют прохожих, что являются членами 500-миллионной (или даже миллиардной) армии ведийской религии, что “Бхагавад-гита” была написана 5000 лет назад и является самой древней ведийской книгой. Хотя в действительности “Бхагавад-гита” является одной из песен шестого тома “Махабхараты”, написанной в середине I тыс. до н.э. А сами веды начали складываться в середине II тыс. до н.э, то есть примерно 3500 лет назад [24]. Но “Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти Его в коварстве” [25]. Поэтому Шрила Прабхупада учил, что ради Кришны позволительно “трансцендентальное лукавство”. Напомню ещё, что с точки зрения ведийской религии толковать писания имеют право только брахманы. А Прабхупада – вайшья, то есть имеет право только на изучение писаний. В соответствие с правилами своей варны он до 70 лет занимался торговлей.

Луа, тщательно почесав мизинцем прыщик на левом ухе, молвила слово:

– Кто-то мне сказал, что Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада где-то кому-то сказал, что гражданский судья не имеет права вынести приговор кришнаиту, не прочитав прежде всю кришнаитскую литературу.

Немного подумав, бабка Хёсыжэф произнесла:

– Если согласиться с позицией Шрилы Прабхупады, то получается, что судье нельзя вынести судебный приговор коммунисту, если судья перед этим не прочитал все произведения Ленина, Маркса, Энгельса и другую коммунистическую литературу. Слава КПСС!

– Я ещё слышала, – сказала Луа, – что сам Прабхупада любит возводить себя в завершающее звено цепи индийских мистиков, которая начинается в XVI веке.

– Но это утверждение основано на его собственных словах, ничем не подкреплённых, – ответила Рыщуфжох, – приведу такую аналогию. Скажем, лютеране возводят себя к Лютеру, тоже жившему в XVI веке. Их утверждение подтверждается хотя бы тем, что в любой лютеранской библиотеке вы непременно найдёте писания Мартина Лютера, его учеников и последователей в преемственности до сегодняшнего дня (не говоря уже о трудах ранних отцов Церкви, которые лютеране тоже изучают). Таким образом, мы видим, что их возведение себя к XVI веку вполне обосновано. Кришнаиты же изучают Прабхупаду и только Прабхупаду. Войдите в кришнаитскую библиотеку или книжный магазин, посмотрите, чем они торгуют на улице, – это всё либо книги Прабхупады, либо “Бхагавад-гита как она есть” и “Шримад-Бхагаватам” – пересказы Прабхупадой древних текстов, обильно разбавленные его комментариями. Ещё в кришнаитской лавке можно найти писания учеников Прабхупады, ныне руководящих “Обществом сознания Кришны”. Но из написанного до Прабхупады вы почти ничего там не отыщете, разве что опять же в пересказе самого Прабхупады и обильно разбавленное его комментариями.


[1] Бхагавад-гита как она есть. Гл. 11, тексты 16,19,23,27,29,30.

[2] Бхагавад-гита как она есть. Гл. 10, тексты 29,34; глава 11, текст 32.

[3] Шримад Бхагаватам. Песнь 1, ч. 2, гл. 13, комментарий к тексту 19.

[4] Шримад Бхагаватам. Песнь 1, ч. 1, 2, гл. 7, комментарий к тексту 36.

[5] Бхагавад-гита как она есть. Гл.18, текст 17.

[6] Бхагавад-гита как она есть. Гл.18, комментарий к тексту 17.

[7] Шримад Бхагаватам. Песнь 1, ч. 1, гл. 3, текст 18.

[8] Бхагавад-гита, как она есть. Гл. 13, комм. к тексту 8-12.

[9] Бхагавад-гита как она есть. Гл. 10, текст 36, комментарий.

   Тут следует заметить, что ведийская религия, в отличие от Общества сознания Кришны, приветствует честность. Вот, к примеру, чему учит “Чхандогья-упанишада”, IV, 4, 1-5:

   «Однажды Сатьякама, сын Джабалы, обратился к своей матери Джабале: “Хочу, госпожа, веды изучать. К какому роду я принадлежу?”

   Она сказала ему: “Не знаю, дитя моё, к какому роду ты принадлежишь. В своей юности, когда я, будучи служанкой, много бродила, приобрела я тебя. Так что не знаю, к какому роду ты принадлежишь. Моё имя – Джабала. Твоё – Сатьякама. Так называй себя Сатьякамой, сыном Джабалы”.

   Затем он пришёл к Харидрумату, из рода Гаутамов, и сказал ему: “Хочу, господин, веды изучать. Хочу стать твоим учеником, господин”.

   Тот спросил его: “Из какого рода ты, дорогой мой?” Он ответил: «Не знаю, господин, из какого рода я. Я спросил свою мать. Она мне ответила: “Не знаю, дитя моё, к какому роду ты принадлежишь. В своей юности, когда я, будучи служанкой, много бродила, приобрела я тебя. Так что не знаю, к какому роду ты принадлежишь. Моё имя – Джабала. Твоё – Сатьякама. Так называй себя Сатьякамой, сыном Джабалы”».

   Тот сказал ему: “Не может небрахман так изъясняться. Принеси сюда поленья, дорогой мой, я возьму тебя учеником”».

   (Цит. по: Антология мировой философии. Древний Восток. Минск “Харвест”, М. “АСТ”, 2001, стр. 346-347).

[10] Шримад Бхагаватам. Песнь 1, ч. 1, гл. 8, текст 29.

[11] Бхагавад-гита как она есть. Стр. 793-794.

[12] Шри Упадешамрта Шрила Рупа Госвами. Нектар наставлений. (Перевод и подробные комментарии Шрилы Прабхупады). Изд. “Бхактиведанта бук траст”, б.г., стр. 10 – 11.

[13]
     1). Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. М., Республика, 1996, стр. 243.
     2). Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород, 2000, стр. 280, 322.
     3). «…превратился из “чёрного” (krsna) в “белого” (pandhra)», –
Глушкова И.П. Махараштра: Витхалл. // Древо индуизма. М.,1999, стр. 363.
     4). «Он [Васудева] стал верховным богом вришниев и получил эпитеты Бхагават и Кришна (Чёрный)», – Дубянский А.М. Классическая триада: Брахма, Вишну, Шива. // Древо индуизма. М.,1999, стр. 141.
     5). «Калийа увидел, что на Кршну, действительно, стоило посмотреть – так прекрасно и нежно было Его тело. Цветом оно напоминало ГРОЗОВОЕ ОБЛАКО, а ноги Кршны походили на цветы лотоса». – Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Источник вечного наслаждения. Краткое изложение Песни десятой Шримад-Бхагаватам. Изд. “Бхактиведанта Бук Траст”, М. – Л. – Калькутта – Бомбей – Нью-Дели, 1986, стр. 135.

[14] Шримад Бхагаватам. Песнь 2, гл. 3, комментарий к тексту 19.

[15] Бхагавад-гита как она есть. Гл. 2, комм. к тексту 20; гл. 3, комм. к тексту 40.

[16] Бхактивинода Такур. Шри Харинама Чинтамани. Бомбей. Б.г., стр. 2. (Прописные и строчные буквы даны по оригиналу).

[17] Прабхупада-сумедхасам. Вып. 1. М., 1997, стр. 19, 35, 36, 40.

[18] Там же. Стр. 1, 15.

[19] Там же. Вып. 2, М., 1997, стр. 81-82.

[20] Ла Вэй А.Ш. Записная книжка Дьявола. F.O.D., б.г., стр. 187. (глава “Дьяволика”).

[21] Цит. по лекции А.И. Осипова “Здоровье духовное, нравственное, физическое” с четвёртого диска его лекций.

[22] Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М., “Благовест”, 1999, стр. 210.

[23] Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Сознание Кришны: индуистский культ или божественная культура? // Наука самосознания. 1991, стр. 135, 141.

[24] Глушкова И.П. Введение. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 10.

[25] Бхагавад-гита как она есть. Гл. 10, комментарий к тексту 36.


Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2012/01/06/1213

Следующая глава: http://www.proza.ru/2012/01/06/1246


Рецензии
Придётся просто сохранить текст (что и делаю) и читать с толком, неспешно.
Завлекательно и познавательно, Игорь!

Пекл Адюк   08.01.2012 15:30     Заявить о нарушении
Про эротическую сторону кришнаизма я опубликовал год назад:
http://www.proza.ru/2011/01/18/1034

Игорь Орловский   08.01.2012 16:24   Заявить о нарушении