Парад Победы

Победоносно окончилась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Солдаты полной грудью вздохнули от тяжелой войны. Прошел слух среди солдат, что будет парад Победы на Красной площади. Вскоре открыто заговорили о нем. В параде должны участвовать  орденоносцы, активные участники войны. От нашей ордена Ленина, Краснознаменной 1-й дивизии войск НКВД им. Ф. Э. Дзержинского, был сформирован сводный полк для участия в параде Победы.
Многим хотелось быть участником исторического парада, и пройти парадным маршем, с орденами на груди по Красной площади. Те, которые не были включены в списки участников парада, заслуживали быть ими.
Солдатская казарма располагалась в Лефортово, недалеко от Лефортовского парка. В парке можно встретить: моряка, летчика, танкиста, артиллериста, пехотинца. У всех грудь украшали не один  орден и медаль. Каждый гордился наградой и своим родом войск. Жаркие споры  проходили между солдатами, сержантами.
Однажды, нас построили и вывели на плац для тренировок. Проходили тренировки до седьмого пота. Вдруг, совсем неожиданно, подошел ко мне командир взвода и говорит: «Товарищ старший сержант! Тебе надлежит тренировать несколько шеренг  участников парада 1-го Украинского фронта». Я коротко ответил: «Есть».
На утро пришли солдаты, сержанты. Познакомились. Я вышел на тренировку с орденом Красной Звезды и медалями на груди. Ни будь у меня наград, они бы меня обозвали тыловой крысой.  Тренировки проходили по плану. Наш командир дивизии генерал-майор Пияшев с командирами  полков стоял на трибуне и каждую шеренгу, проходившую мимо трибун, придирчиво осматривал. Как обычно, он вытягивал  правую руку, и по ней определял равнение. Если плохо прошла шеренга, громко командовал: «Повторить». Такие команды на первых порах подавались часто.
Недалеко от нас тренировался знаменосец. Им был трижды Герой Советского Союза летчик - тов. Покрышкин. Он, на вытянутой руке, с красной лентой через плечо, нёс знамя Победы. О Покрышкине, знаменитом летчике, я много слышал, когда воевал на Кубани, так называемой Голубой линии. Мы - пехотинцы, гордились летчиками и нашей авиацией, особенно штурмовиками.
Чем ближе приближался день парада, тем больше охватывало волнение. Ведь надо пройти по Красной площади, перед Мавзолеем В. И. Ленина, где будут находиться члены Политбюро, члены Правительства и Генералиссимус И.В. Сталин.
А что сказал один наш солдат: «Если на подошвы кирзовых сапог прибить подметки из железа, будет здорово. Этот разговор услышал помпотех. И закипела работа. Начали резать железные бочки и вырезать их них подметки.  Полковые сапожники набили их на кирзовые сапоги. Несколько дней тренировок убедили солдат и командиров, что выдумка удалась.
После генеральной репетиции солдаты отдыхали. Накануне парада командиры еще раз все досконально проверили каждого участника парада.
На Красной площади наш сводный полк занял свое место согласно парадного расчета. Посмотришь вправо, обернешься влево, стоят стройные, красивые, мужественные, бодрые: солдаты, сержанты, офицеры, грудь которых украшают награды Родины.
Вот наступила торжественная минута. Мощное русское «Ура» разнеслось над Красной площадью. Седой Кремль слышит победное: «Ура».
Проходя мимо Мавзолея  В. И. Ленина стройными шеренгами, все взоры солдат были обращены на  трибуны, где стояло наше родное правительство. Я шел замыкающим в шеренге, последний слева.  Когда повернули головы направо, то я заметил, кто-то толкал И.В. Сталина и указывал рукой на нашу коробочку. По моему, наш сводный полк НКВД четко перед трибуной Мавзолея прошёл. На душе как - то стало радостно. Не опозорились.
24 июня 1945 года вместе с  войсками Советской Армии и Флота, с представителями всех боевых фронтов шла, в общем строю колонна от войск НКВД. Я счастлив и рад, что в труднейшую для Родины годину мог принять посильное участие в борьбе с фашизмом.
Спустя два дня вышел Приказ Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза товарища  Сталина, где всем участником парада была объявлена благодарность.
В торжественной обстановке я получил удостоверение участника парада Победы в своем родном I–м полку.

                Август 1988 года


Рецензии