Посещение вгтз
Собрал команду из специалистов группы заместителя министра по вооружению, подчиненного ему НТК СВ, группу из НТК ВДВ, от ГРАУ, от НАТИ, и, не проведя никакого совещания с ними на месте, потребовал от нас срочный специальный самолет до Волгограда и обратно.
Надо сказать, что добиться спецрейса от Генштаба – это вообще не простая задача, требующая не меньше месяца нервов, тем более выезд попахивал определенной туфтой: он не был обговорен с Заказчиком, держателем договора, что объяснялось повышенной натянутостью отношений с бывшим начальником, ставшим как бы теперь его подчиненным. Если разобраться, то это далеко не так: и УНТВ (и в последующем ГБТУ) носило важную приставочку МО Министерства Обороны), а СВ есть Сухопутные Войска и, если бы не физическая близость размещения, вряд ли аппарат ГК СВ мог бы оказывать на нас какое бы существенное давление. К тому же никакой срочности или остроты состояния с отработкой опытных образцов ВДВ не просматривалось.
В связи с этим мое положение, как основного исполнителя договора с заводом, оказалось весьма сомнительным (присутствующий в этой группе новый председатель НТК В.Бочков никогда не интересовался машинами нашего отдела и был уверенно не в курсе дел), можно сказать: что-то вроде стороннего наблюдателя при «команде» генерала Баженова, лишь отвечающего за подачу самолета. Это положение косвенно подтвердилось на аэродроме в Чкаловском, куда приехал начальник института БТТ генерал-майор Антоневич, с целью присоединиться к группе, однако получившего некорректное «разъяснение» Баженова, что ему там делать нечего.
Четыре часа пребывания на аэродроме в нервозной обстановке, создаваемой руководителем команды, необычайно сплотило группу. Дело в том, что аэродром Гумрак в Волгограде расположен в низине и частенько закрыт туманом. Так случилось и на этот раз: посылая каждого из нас по нескольку раз к диспетчеру, дабы поторопить с вылетом, он добился того, что военная часть группы перестала возвращаться в зал ожидания и прозябала за его углом до момента вылета. Нет, всё же его водитель оказался весьма мудрым человеком, в короткое время уяснив его место во взаимоотношениях с людьми удачным термином - «бронелоб».
Получив взлет, сесть на Гумраке мы так и не смогли и нас принял аэродром училища в Колундинских степях, километров за 200 от Волгограда, где наш руководитель с высоты своего поста затребовал немедленной доставки в город. Растерявшееся командование училища предложило попить чайку, видимо что-то у них с автобусом с ходу не складывалось. Чай оказался противного сладко-соленого вкуса: такая там вода испокон веков, под стать найденному, наконец, обшарпанному старенькому автобусу, доставившему непонятную команду в Волгоград.
Оповещенный заранее директор ВГТЗ хорошо принял команду, но не преминул воспользоваться прибытием столь высокого командира, чтобы не освободиться от накладных требований Заказчика. Наш командир только успевал одобрительно кивать головой, а я едва успевал записывать поспешные решения заместителя главкома, противоречащие действующему договору (который, естественно, не согласовывался с аппаратом ГК СВ).
В самом конце встречи, когда я, наклонившись на станину станка, продолжал делать свои поспешные заметки, в мою спину постучали как в дверь. Генерал Баженов вдруг тихо спросил меня не сильно ли он напорол (!). Подтвердив ему, что весьма сильно, получил указание, доложить его решения держателю договора Ю.М.Потапову, что я и без того бы сделал.
Самолет за сутки так и не смог приземлиться в аэропорту Волгограда, но обрадованный результатами такого визита директор выделил нам Икарус, однако, как оказалось, с некоторым подвохом: молодой 19-ти летний водитель не представлял, где это училище и на одном из ремонтируемых участков свернул на узкую тупиковую совхозную дорогу, покрытую тонким масляным слоем грязи, где автобус потерял устойчивость и, при приличной скорости, шел с одной обочины на другую. Была ночь, команда мирно дремала. Открыв глаза, с ужасом увидел, что творит водитель, дал команду плавно остановиться. Проснувшаяся команда вступила в оценку создавшегося положения, а командир успел уже выслать человека за трактором в сторону видневшегося далеко сзади, на горизонте, единственного огонька.
И тут спереди замаячили автомобильные фары и по той же дороге навстречу подъехал «Жигуленок» с рыбаками, которые подтвердили, что эта дорога хозяйственная, в никуда, и надо километров 18 по ней возвращаться назад.
Ждать сомнительного ночного трактора не хотелось, а на заднем ходу автобус не управлялся - сползал в кюветы. Разделившись на две команды решили, что большая часть, как бурлаки, будет тянуть автобус за трос назад, а для удержания на дороге передней части его, вторая команда будет и поддерживать автобус от сползания в канаву, забегая каждый раз, в сторону сползания. Изрядно измазавшись в грязи, обнаружили километра через два отсыпанный щебенкой съезд, где и развернулись.
Хотя в целом последняя компания прошла под шутки и веселье, трагизма она не была лишена: один из «бурлаков» - идеолог ГРАУ генерал Литвиненко - получил обширный инфаркт, что не позволило ему вернуться в Москву в течение длительного времени, и существенно подорвав его здоровье.
Как и предполагалось эффект от поездки имел для директора завода нулевые последствия.
Свидетельство о публикации №212010600159