Жизнь Юрия Феличкнина. 4

Жизнь Юрия Феличкина.4.

   Итак, я в Константинополе! Сняли мы квартиру в Фанаре, квартале греков. Их так и называли- фанариотами. Они мирно уживались с турками, но периодически их резали.
  Поначалу для пропитания мы продавали то, что удалось захватить с собой, потом через знакомых я устроился на должность кафеджи в ресторане некоего Османа- бея на Принцевых островах.Кафеджи- это тот, кто варит  турецкое  кофе по особому рецепту. Работал я по 12-14 часов и выпивал на дармовщину столько чашек кофе, сколько хотел.
   Клиентура ресторана, кроме аборигенов- турок и греков, состояла из офицеров оккупационных войск.Чаще всего в ресторане «резвились» офицеры его британского  величества. Как-то в зале, примыкающему к кафе, заняли столик четыре офицера.Господа пили джин и виски.Потом двое денщиков принесли большую корзину-плетушку.В корзине оказались голуби, и, когда ее открыли, птицы начали летать под потолком. Офицеры его величества затеяли стрельбу по голубям под громкий хохот своих земляков, сидевших в зале.Гражданские же посетители полезли под стол.
   Ресторан находился на Прикипо, главном острове Прицевых островов. Два из них-Принкипо и Антигони- обитаемы и застроены  ресторанами и виллами богатых турок.
  Проти и Халка- необитаемы, это мрачные скалы, выступающие из лазурных вод Мраморного моря..
   На Принкипо сохранились развалины дворца византийской императрицы Феодоры, жены Юстиниана. Красавица- танцовщица, потом жена и соправительница, совершенно подчинила себе Юстиниана, который ее боготворил.Феодора не отличалась супружеской верностью. А. С. Пушкин в , увы, незаконченных «Египетских ночах» говорит об условиях, которые ставила Клеопатра, добивавшихся ее близости. Феодора превзошла Клеопатру: любовникам не рубили голову,- их кастрировали.
   Весной хозяин ресторана открыл лото. Весь Стамбул сходил с ума от лото.Я был повышен в чине и стал крикуном: всю ночь на пяти языках: по-русски, по-французски, по-английски, по-турецки и по- гречески выкрикивал номера.Лото довело город до пароксизма: растраты, ограбления. самоубийства.Вскоре союзное командование прикрыло все лотошные заведения.
  Вспоминаю фильм Булгакова «БЕГ».Фильм верно передает обстановку тех дней ,быт эмигрантов.Но есть неточности, в частности, это касается «тараканьих бегов».Бегов, правда, было несколько. В тех, где мне приходилось участвовать подручным, тараканы сидели в стеклянном ящике, к  которому было подведено электричество.Перед забегом включался свет и открывалась задвижка ,и «янычары», «джигиты» с разноцветными ленточками на леях мчались по желобкам. Ажиотаж, действительно, был  страшный., публика ревела от восторга… Хозяином тараканьих бегов, где я работал, был князь Белосельский из рода Рюриковичей.Вскоре бега тоже прикрыли .Я остался однако  при князе услужающим.Рюрикович обнаружил в себе талант чревовещателя -лежал в гробу и предсказывал будущее.Не помню уже чем был вызван крах и этого «предприятия»,и я снова - без работы.
   Следующим этапом моей трудовой деятельности была продажа газет.Продажа бойко шла на Пера, в европейской  части Стамбула, но я жил на другом берегу залива Золотой  Рог и каждый день мне надо было переходить через мост.За переход полагалось платить-5 пиастров.С союзных  войск турки  плату брать не смели. А я гордо заявлял при переходе: "Кючук-Кайнарджи!» По мирному договору 1774 года, подписанному в Кючук-Кайнарджи, русские подданные были освобождены от налогов.. И мне это все сходило…


Рецензии
Здравствуйте, Игорь Михайлович!Мне понравилось повествование об интересной судьбе незаурядного человека. Счастливых Вам Рождественских праздников!!!
С уважением, Виталий!

Виталий Буняк   07.01.2012 01:01     Заявить о нарушении
Виталий! И Вы примите мои поздрвление с русским Рождеством.Всего доброго.Игорь

Игорь Гарри Бондаренко   08.01.2012 02:12   Заявить о нарушении