О махачкалинских корейцах

 
Как и когда появились корейцы в Дагестане? Сейчас я живу в городе Ростове-на-Дону. Но с 1957 года по 1983 год я жил в Первой Махачкале. В Первухе. В Ростове я работаю зам. Директора областной библиотеки, участвую в общественной жизни ростовских корейцев.В 2011 году мы провели большую Межрегиональную научно-практическую конференцию «Гармонизация межнациональных отношений в южном федеральном округе. Российские корейцы в диалоге народов и культур Дона», в докладах и сообщениях которой раскрыта история появления корейцев в России, и в частности, на юге, на Дону, Кубани и Северном Кавказе.
Впервые о российских корейцах упоминается в документах российского генштаба 1864 года. Тогда первые корейские переселенцы появились в Приморье. Невыносимый феодальный гнет, нищета и голод были причинами массового ухода корейцев с Родины. Корейцы, осевшие в дальневосточном крае России, в значительной мере способствовали развитию там земледелия. Корейцы первыми стали заниматься возделыванием риса в Приморье. Особая роль принадлежит им и в овощеводстве. Кроме того, переселение корейцев означало прилив дешевой рабочей силы в города, увеличение числа арендаторов и батраков в хозяйствах кулаков.
Прогрессивные люди России с симпатией и уважением относились к корейским переселенцам. Так, знаменитый путешественник, исследователь Центральной Азии Н.М. Пржевальский  назвал эмиграцию корейцев в Россию одним из «замечательных явлений, совершающихся в последнее время на крайнем востоке Азии». Отличительными чертами их характера  он считал услужливость, вежливость и трудолюбие.
Вместе со всей страной корейцы пережил революцию, гражданскую войну, строили социализм.
В районах компактного проживания корейцев начали создаваться новые школы, библиотеки, клубы. В системе национальных школьных учреждений Далькрайно по количеству Корейские школы занимали первое место. В крае работали один сельскохозяйственный техникум, краевая корейская совпартшкола, корейское отделение Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы.
В 1931 г. во Владивостоке был создан корейский педагогический институт, который тогда был вообще единственным корейским высшим учебным заведением в мире (в самой Корее преподавание в вузах велось только на японском языке). В 1936 году во Владивостоке открылся корейский музыкально-драматический театр. Издавалось 6 журналов и 7 газет на корейском языке.
21 августа 1937 года Совет Народных Комисаров СССР и ЦК ВКП (б) приняли специальное постановление «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края». Данным постановлением корейское население выселялось в Южно-Казахстанскую область, в районы Аральского моря, Балхаша и Узбекскую ССР. Потом туда же переселяли немцев, поляков, турков, балкарцев, чеченов, греков и др.
Около 172 тысяч корейцев было переселено из мест компактного проживания, с почти полной потерей имущества.
Операция по переселению корейского населения протекала в жестокой форме. Переселенцев везли в переполненных вагонах, предназначенных для перевозки грузов и скота, без элементарных человеческих условий. На новом месте корейцам- переселенцам приходилось преодолевать огромные трудности. Первую зиму приходилось жить в построенных землянках или в помещениях для скота, в которых умерло много детей и стариков.
Корейские – переселенцы были лишены ряда основных гражданских прав: права свободного передвижения и проживания равноправия при приеме в ряд учебных заведений, права защиты Родины и др. Несмотря на это они самоотверженно трудились во время войны, внесли свой вклад в Победу.
Больших трудовых успехов корейцы добились в годы послевоенных пятилеток. Ярким показателем было присвоено звание Героев Социалистического труда. По числу Героев Социалистического труда  на 10 тысяч населения корейцы находились на первом месте в Советском Союзе. Практически все они получили свои звания за отличия в сельском хозяйстве.
Историческая справедливость в отношении российских корейцев была восстановлена  во второй половине 50-х годов. Корейцев уравняли в правах со всеми гражданами СССР. Их стали призывать в Советскую Армию. Они получали широкие возможности для поступления в высшие учебные заведения.
Где то с пятидесятых годов стала распространятся система подряда (Кор. Кобонди), в соответствии с которой корейские бригады стали заключать краткосрочные арендные соглашения с колхозами Средней Азии, Южной России и Украины. Корейцы были  великолепными огородниками, так что урожайность на снятых в аренду полях потрясала даже самых опытных председателей и директоров. И сегодня корейцы, которые трудятся  в сельском хозяйстве или занимаются огородничеством, выращивают хорошие урожаи овощей и других сельскохозяйственных культур.
Важные успехи корейцев в 70-90  годах стали происходить в науке, культуре и искусстве. В эти годы появились корейцы – Лауреаты Государственных  и Ленинских премий в различных областях: инженер строитель Норильска М.В.Ким, академик АН СССР М.П. Ким, зам. директора Института Востоковедения АН СССР, член-корреспондент АК СССР Г.Ф. Ким, всемирно известный писатель А.А. Ким, поэт и бард Ю.Ч. Ким, солистка Большого театра, народная артистка России Л.В. Нам, кумир целого поколения молодежи Виктор Цой и др.
В материалах конференции указывается, что на юге России корейцы жили еще до революции, правда, всего несколько человек. В 30-е годы их было уже больше, в одном из докладов рассказывается о корейских рисоводах на Кубани. Однако массовое заселение Юга России произошло после смерти Сталина, в начале 50-х годов, когда здесь активно развивалось рисосеяние.
 В это время приехали на Дон, в станицу Романовскую мои родители. Затем в 1957 году они переехали в Махачкалу. В Дагестане к тому времени было уже много корейцев, которые сажали рис на землях Кизилюртовского, Хасавюртовского, Кизлярского, Бабаюртовского, Тарумовскогорайонов. Энергичные, предприимчивые корейцы собирались в бригады, потом заключали договор с каким-нибудь хозяйством, по которому часть урожая они получали в свое пользование. Это было выгодно всем. Колхозы и совхозы получали хорошие урожаи и на трудодни выдавали своим работникам рис, руководители получали ордена и медали. У корейцев после реализации риса оставались суммы, значительно превышающие годовой заработок рабочих и служащих. Но труд рисоводов был неимоверно тяжелый.  С весны до осени и с утра до ночи надо было стоять в воде, в интересной позе. Я сам пропалывал рис и знаю как это тяжело. Работы заканчивались, как правило, в декабре. Потом надо было продать рис по выгодной цене. Куда только не возили его родители. Я помню письма из Одессы, Акстафы, Баку.
В то время Махачкала Первая была практически отдельным поселком, который был связан с центром одной автобусной линией, 6-м маршрутом. На железнодорожных картах она значилась как Махачкала–Сорт (cортировочная), а центр города, Вторая Махачкала, как Махачкала-Порт. Мы называли Вторую Махачкалу «Город». Так и говорили: «поехали в город, купил в городе, встретил в городе».
Мы приехали в Махачкалу в августе. Поселились на улице Ротенко в центре первой Махачкалы, пока отец искал жилье работу. Через полторы-две недели он нашел и то и другое. Жить мы стали на улице Карьерной на квартире у МуртузалиеваШамсутдина, снимали две комнаты в полуподале.Карьерная была окраиной Первухи. За ней начиналось озеро Вузовское, которое тянулось почти до городского кладбища. Если смотреть в сторону города, то справа до канала Октябрьской революции и до Тарки-Тау тянулись пустыри. Слева на горе Анжи-Арка стояла зенитная батарея, дальше, как какой-то средневековый замок стоял сельхозинститут, за ним здание строительного техникума и опять пустыри почти до тюрьмы и вниз до железной дороги и моря.
Особенностью Первухи в те годы было то, что это был город с преимущественно русским населением, которое работало на железной дороге, нефтебазе и в порту. Поселок развивался от железной дороги в сторону Тарки-Тау, обтекая склоны Анжи-Арки. Здесь жили русские. Затем в 50-е и последующие годы поселок стал интенсивно заселяться горцами, переселившимися в столицу. И вскоре все пустыри были застроены. Здесь жили горцы-горожане.
Жили дружно. Хотя во втором-третьем классах, помню, были призывы идти на войну с татарами. Пацанва после уроков шла искать приключений. Но это быстро прекратилось. Взрослые и родители и педагоги провели соответствующую работу. Кроме тогопомогла война с «известковыми», пацанами, жившими в поселке при известковом заводе. На склонах Анжи были карьеры, где добывали известняк, затем его пережигали в известь. Непонятно с чего все началось и когда. Но рассказывали о грандиозных баталиях и выдающихся героях этой неизвестной войны. Тогда только десять лет минуло с Великой Победы. Родители моих одноклассников все бывшие фронтовики. У моего друга Женьки Мамонтова я видел фотографию отца с друзьями на фоне рейхстага под их росписями. Пацанва грезила о боях и подвигах, слушая рассказы родителей, смотря фильмы, слушая радиопередачи. А какие были  замечательные пионеры-герои! Всем хотелось воевать!
После уроков огромная толпа мальчишек, и русских и нерусских собиралась на склонах Анжи, где-то в районе остановки Новой и шла вниз. Навстречу снизу поднималась такая же орда. Встретившись и расположившись на расстоянии, начинали ругать друг друга, дразнить, обзываться. Дальше шла стрельба из рогаток, швыряние камней. Выплеснув энергию, расходились по домам. Так происходило каждую субботу до холодов. Эти походы сближали «Татар» и «Русских». Боевое братство однополчан из Первухи! Характерно, что война шла только осенью, после начала занятий в школе. Видно энергия, накопленная летом, искала выхода в такой форме. Потом, после полного погружения в учебу было не до этого. Летом мы спокойно спускались с горы и через известковый поселок проходили к морю, на пляж. Никаких конфликтов не было.
Пляж в Первой Махачкале был замечательный. Он тянулся от переезда возле магазина «Березка» до порта. Песок чистый мелкий, вода прозрачная. Люди из города приезжали сюда купаться. Было много приезжих. Мы целые дни проводили на море. В 60-е годы власти загадили его. Построили там судостроительный завод. Но завод бог с ним он занял только большую часть пляжа, но места для купания было достаточно. Главная беда была в другом. Через Первую Махачкалу протекала речка, у которой есть название, но люди называли ее «Воняй-река», так как она была загажена до невозможности. Всякое уважающее себя предприятие на ее берегах считало своим долгом сбросить стоки в речку, даи жители не оставались в стороне. Речка, пройдя под железнодорожным мостом, впадала в Каспийское море в районе порта. До пляжа было далеко. Вода на пляже оставалась чистой и прозрачной. Затем кому-то пришла в голову мысль спрятать «Воняй-реку» в подземное бетонное русло и вывести ее исток прямо посреди пляжа. Теперь сверху, от железной и автомобильной дорог,склонов Анжи, виднокак в чистые морские воды вливается грязная черная вода «Воняй-реки».
До приезда в Махачкалу я жил с родителями в тихой казачьей станице, где шла степенная, устоявшаяся веками, с крепкими казачьими традициями жизнь. Я в первом классе пристрастился к чтению, был лучшим читателем библиотеки среди сверстников, даже получил грамоту и подарок за активное участие в жизни библиотеки. Поэтому к приезду в Махачкалу «дурных привычек» не имел. Не курил, не ругался, был тихим и послушным. В первый же вечер местные ребята научили меня всему. Как говорится: пить, курить, говорить я начал одновременно. Я подружился с ребятами, среди которых были кумыки, даргинцы, евреи. Сначала были потасовки, чтобы выяснить статус кво, кто-то оказался сильнее меня, кто-то слабее. Меня приняли в свою компанию, как хорошего рассказчика, тк к этому времени я прочитал книг больше чем все они вместе, вечерами возле костра я пересказывал прочитанное.
Сначала мы были единственной корейской семьей в округе, «на горке», как мы говорили. С нашей остановки «Новая» вся Первухабыла как на ладони, мало того, виден бархан Сары-Кум и дали за ним, нефтяные вышки вдоль Буйнакского шоссе, город за озером. Улицы шли параллельно железной дороге и перпендикулярно к ней. От нашей остановки дорога довольно круто спускалась вниз к центру поселка, впоследствии ее выровняли, сделав спуск более пологим. Но все равно мы любили, возвращаясь из школы догнать автобус, запрыгнуть на бампер и проехав пару-тройку кварталов соскочить на своей улице. Гости, приходившие к нам из нижней части поселка, особенно пожилые удивлялись нашему выбору жилья. А мы привыкли. Через несколько лет на горке жило уже до 10 корейских семей. Кто-то, как и мы снимали квартиру, другие покупали дома. Всем хотелось жить поближе к своим. Все быстро перезнакомились, подружились. После окончания полевых работ начиналась пора  корейских празднеств. Всю осень и зиму корейцы проводили в свадьбах, юбилеях, празднованиях годовщины ребенка и прочих праздниках. Махачкалинские корейцы свято блюли корейские традиции и три главных события в жизни каждого корейца отмечали неукоснительно. Первый - это празднования годовщины ребенка. На первую годовщину малыша собиралась родня, друзья, знакомые. Дарили подарки, деньги, но главное для малыша накрывался стол, на котором обязательно были рис, фасоль, книга, тетрадь ручка, деньги и т.д. Ребенка празднично одетого подводили к столу и следили за тем, что он возьмет - это, якобы, определяло его судьбу. Возьмет рис - будет сытым, книгу-умным, деньги богатым и т.д. Второе – это свадьба. Во время свадебной церемонии первыми поздравляли молодых родители и родственники со стороны жениха, затем невесты. После этого свадебное застольекаку всех. Третья важное событие в жизни корейца –это его 60-летний юбилей. Раньше в Корее мало кто доживал 60 лет. Поэтому 60-летие считалось важной датой, человек, как правило, к этому времени уже имел детей и внуков, которые в день юбилея чествовали его. Кроме этого отмечались все советские праздники. Затем с ранней весны и до глубокой осени все разъезжались по полям.
Родителям очень хотелось дать детям образование, поэтому детей по полям не таскали. Корейская молодежь в массовом порядке шла учиться в вузы, в том числе и в университеты Москвы и Ленинграда. К семидесятым годам в Советском Союзе корейцы были обильно представлены среди ученых, инженеров, врачей и юристов. Появились корейцы - академики АН СССР. В 1989 г. доля лиц с высшим образованием среди корейцев была в два раза (!) выше чем в среднем по СССР. Все мои ровесники, друзья получили среднее специальное или высшее образование.Стремление получить высшее образование у нас формировала и школа. Мы видели, что некоторые старшеклассники через несколько лет приходили в школу преподавателями, на вечерах встречи выпускников мы с восторгом смотрели на наших выпускников, поступивших в МГУ, фамилии Алиев, Цохаев помню до сих пор.
Мы много читали. Ходили в библиотеки, обменивались друг с другом. Для меня страсть к чтению стала главной  в выборе профессии.Первые воспоминания о книге  связаны с вернувшимся из армии моим дядей Володей-младшим братом моей матери. Он взял в библиотеке впервые изданный в СССР китайский средневековый классический роман «Речные заводи» о похождениях вольных удальцов – борцов с несправедливостью, первоклассных воинов, мастеров, как бы мы их сегодня назвали, восточных единоборств. Все прочитанное он рассказывал  родственникам. На корейском языке. До сих пор помню ошеломляющее впечатление от  того,  что со страниц книги приходят такие герои, их невероятные приключения. Как торопил дядю скорее прочитать и рассказать, что там дальше. Как бережно перелистывал страницы, рассматривал картинки и страдал от бессилия,  что-либо прочитать. И едва научившись читать, я сразу же записался в библиотеку. Сколько себя помню, я всегда был читателем в нескольких библиотеках. Мало того брал книги  у книгонош в библиотечных пунктах. Тогда была такая форма библиотечного обслуживания: читатели активисты брали под расписку 20-100 книг и открывали у себя дома библиотечный пункт. Кроме того постоянно обменивался со своими  ровесниками интересными книгами.
В старших классах мы с моим приятелем Женькой Мамонтовым стали активными читателями профсоюзной библиотеки ст. Махачкала СКЖД. Это была прекрасная библиотека даже по сегодняшним меркам, тк она являлась  головной для всего махачкалинского отделения северо-кавказской железной дороги от  границы с Чечней до Азербайджана. Как члены библиотечного актива мы обслуживали читателей, обрабатывали книги, ходили по задолжникам. Нам все это было интересно. И самое главное, мы читали все что хотели.
После школы не поступив в вуз я, как и все мои ровесники загремел в армию. Служил я стройбате, в Забайкалье, на ст. Харанор. В то время обострились отношения с Китаем и в восточные округа спешно перебрасывались войска. А для них надо было заново строить все: дома, казармы, учебные корпуса, столовые и т.д. За два года стал классным строителем. Но  в то же время нас учили стрелять, бросать гранаты для отражения китайского нападения. Пограничная станция Забайкальск находилась в 50 км от нас. Когда зимой 69 года шли бои на Даманском, мы три дня с оружием ночевали в соседнем полку.
В первое время было тяжело без книг, без чтения. Потом к лету все вошло в норму. Мы военные строители зарабатывали деньги, поэтому могли выписывать себе газеты и журналы. Подборка периодики была хорошая. Были в курсе литературного процесса.
После армии я поступил в Московский  государственный институт культуры, что находится в Химках на левом берегу. Не остался в Москве после окончания, а вернулся в Махачкалу. Стал работать в Пушкинской библиотеке. Но это было позже.
Кроме книг другое увлечение не только мое, но всех моих сверстников – это кино. Кино тогда было хорошее, доброе. Даже заграничные фильмы покупались такие, что приятно было смотреть и чему то учиться.  В Первухе было четыре клуба: нефтебазы, железнодорожный им. Колышкина, вагонного и паровозного (локомотивного) депо, летние киноплощадки при них и один летний кинотеатр «Спутник». Если не успевали посмотреть новый фильм в одном клубе, то через некоторое время смотрели его в другом. Главные были клубы нефтебазы и железнодорожный, при котором к тому же была танцплощадка где собирался весь молодняк Первухи. По вечерам молодежь разных возрастов фланировала по пристанционноц площади, аллеям и привокзальным улочкам. Даже купив билет в кино в клуб нефтебазы все приходили на вокзалвстретиь знакомых, пообщаться. Приблатненные пацаны говорили:"Пойдем на бан, Сходил на бан». (По фене –вокзал)
Года через три родители смогли накопить немного денег  и купить собственный дом на улице Колышкина. Дом был построен в 1929 году, весь разваливался от ветхости, но это наш первый собственный дом.  Кое-как подлатав его мы прожили в нем три года. Здесь жили одни русские. Это была почти западная окраина Махачкалы. Через несколько улиц город заканчивался и начиналась степь до Шамхала. Слева от нашего дома улица через четыре дома заканчивалась и начался Учхоз (Учебное хозяйство сельхозинститута). Справа улица тянулась дольше, упиралась в большой пустырь, за которым параллельно железной дороге было шоссе на Кривую балку и Караманы. Улица была широкая, потому что посреди нее протекала речушка. В районе Учхоза из земли били родники и стекали по речке в Воняй- реку. Здесь я обзавелся новыми друзьями с которыми играл в футбол, ходил на рыбалку на Черный камень, обменивался книгами.
В 1963 году к нам прибежали подружки моей матери с «горки» и сказали, что продается недорого дом улице Локомотивной, соседней Карьерной, где мы жили и что им очень хочется, чтобы мы жили рядом. Имы вновь, в последний раз, переехали в новый дом, где прожили до отъезда в Ростов. Здесь были старые друзья, с которыми мы почти и не расставались, т.к. все учились в одной школе и даже в одном классе.
У меня остались самые светлые воспоминания оМахачкале моего детства и юности, и я считал себя дагестанцем. Прочтя книги Мусы Магомедова, Магомеда Хуршилова и др., общаясь с друзьями, я считал, что хорошо знаю Дагестан. Тем более что мы ездили с экскурсиями в Самурский лес, видели Дербент, были в Чонтауле на Шайтан- озере. Однако оказалось, что это не так. В армию меня призвали из Казахстана, где я жил некоторое время у дяди Володи. В Забайкалье в нашу часть попал один дагестанец из Акушинского района и оказалось, что яничего не знаю о районе, где он находится, кто там живет  и т.д. Но все равно было приятно встретить земляка. Другая совсем невероятная встреча произошла в соседнем артиллерийском  полку, куда мы пошли в кино. Поворачивается ко мне артиллерист, спрашивает время, и начинает пристально в меня вглядываться, я в него. Оказалось Алик Бабаев с соседней улицы, с которым мы учились в одном классе, гуляли в одних компаниях. Его только что призвали из Махачкалы. Это была встреча! После института я работал в научно-методическом отделе республиканской библиотеки имени А.С. Пушкина. Тогда я изъездил всю Республику, узнал и полюбил Дагестан. Несколько лет назад у нас в Донской государственной публичной библиотеке была встреча с Фазу Алиевой.Я ее встречал, вел встречу. Когда я сказал что был на ее родине, перечислил села района где бывал, она с улыбкой сказала сопровождавшему ее сыну: «Вах! Он даже в Харахи был!».
Коллектив отдела был молодой, энергичный, дружный. Мы часто вместе отмечали праздники. Тогда работали: Мила Новикова, Рафик Аминов, ФираПружанская, Люда Амирова, Марьям Султанова-дочьАбуталибаГафурова. Заведующей отделом была Таня Еськова, соседка моя по улице, мы в один год кончили школу, только я 10 классов, а она 11 классов. Потом она закончила Ленинградский институт культуры. Кстати, еще одна бывшая ученица нашей 12-й школы Надя Кислякова закончила Московский институт культуры и работала главным специалистом Минкультуры РФ. А еще одна девушка после моей агитки поступила в ДГУ на библиотечное отделение. Вышло это так. Через 15 лет после окончания школы мы решили собраться в школе. Провести встречу выпускников. Это не было связано с традиционными встречами на зимних каникулах.  Пришли все кого мы нашли. Мы были единственным классом, собравшимся в стенах родной 12-й школы. Для нашей классной руководительницы Надежды Ивановны Бочаровой это был большой праздник. Выступая перед учениками я расхваливал свою профессию, звал вступить в ряды библиотекарей. И одна девушка, не помню,  стала по моему совету библиотекарем и работает сейчас где-то в библиотеке.
Когда я пришел в отдел там уже был круг друзей, которые собирались  вместе пели бардовские песни, читали стихи. Я познакомился с Сашей Криштопой, ЖорикомХутом, Джамалом, Абдурахманом Юнусовым.  Сердце щемит, когда вспоминаю это время. Осталось навсегда.

Мун Михаил Енсонович, зам. Директора Донской государственной публичной библиотеки (Ростов-на-Дону), засл. Работник культуры РФ


Рецензии