Пять причин для просмотра фильма Пыль

Рецензия на к/ф «Пыль» (2005, реж. Сергей Лобан)
 
1. Интересный актерский состав
Большинство лиц в этом фильме мы видим на экране впервые, потому что многие люди, снявшиеся в нем, не являются профессиональными актерами, а приходятся создателям ленты родственниками и знакомыми. Однако среди них есть уже известный нам актер Петр Мамонов, сыгравший одного из ключевых персонажей – доктора Пушкаря.

2. Захватывающий сюжет.
Главный герой, Алексей, работает сборщиком на фабрике детских игрушек. У него полное телосложение, потухший взгляд; он апатичен, крайне немногословен, стеснителен. Можно сказать, что перед нами тип «маленького человека», но в современном истолковании.
В свои 24 года он находится под полной опекой бабушки, не стремясь что-либо изменить.
Однажды к нему приходят люди из ФСБ и предлагают ему участие в эксперименте в обмен на десять тысяч рублей, огромные деньги по тем временам, в которых происходит действие фильма. Парень соглашается.
Эксперимент заключается в том, что, находясь в специальной камере, подопытный перемещается в сильное, мускулистое тело. Герою настолько понравилось чувствовать в себе мощь и видеть себя красивым, что он очень болезненно воспринимает «потерю» тела и возвращение в свое собственное. Алексей впадает в одержимость, он жаждет отобрать тело, в котором побывал, и доходит до того, что ему мерещится лицо «тела» в каждом прохожем мужчине.

3. Концепция человека
В финале фильма доктор Пушкарь, в руках которого находился фатальный для Алексея эксперимент, озвучивает свои размышления о том, что есть человек.


«Мы – ничто. Пыль, атомы». «Гадите друг на друга, друг друга даже не замечаете».
Доктор с мизантропической ненавистью произносит свой монолог, но, на мой взгляд, он оставляет за человечеством возможность реабилитировать себя, стать духовнее.
Но это не относится к Алексею, он уже бесповоротно себя потерял. Им движет слепой «принцип удовольствия», для него главное – усладить себя здесь и сейчас, а после хоть трава не расти. Еще древнекитайский мыслитель Конфуций говорил: «Я не видел в жизни человека, который любил бы добродетель больше, чем чувственные наслаждения».
Это высказывание можно применить и к героям данного фильма. Им не грозит добродетель, даже если бы они захотели ее в себе взрастить.

4. Саундтрек
В самом финале звучит песня Виктора Цоя «Перемен!». Я считаю, что эта композиция как нельзя лучше подходит к идее фильма.
Человек всегда тянется к переменам, но порой хочет, чтобы они произошли быстро и во всем сразу. Такая позиция погубила Алексея, ведь он не хочет медленно, но верно улучшать себя сам, как духовно, так и физически – ему нужно измениться без усилий, он слишком инертен и ленив.
5. Важный посыл к зрителю.
Фильм учит нас быть духовнее посредством некой «шоковой терапии» - эстетичным фильм «Пыль» не назовешь. Через отвратительные, гротескные образы, детали, действия мы должны разглядеть этот посыл: бездуховность – страшная, губительная вещь для человека. В этой связи вспоминаются слова доктора Пушкаря: «Я давно умер. У меня души нет.»

Задумайтесь о сохранении своей души.

2010.


Рецензии
Уважаемая Оля!
Для меня одно из самых сильных впечатлений от фильма "Пыль" - игра актёра Алексея Знаменского на титрах - я имею в виду его сурдоперевод (я считаю это прекрасной актёрской работой) песни Цоя "Перемен". У меня были мурашки, когда я это смотрел. Портясающий актёр!!! В "Шапито-шоу" он тоже хорош и очень вырос актёрски. Рекомендую. Удачи Вам!!!

Олег Татков   26.01.2012 23:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег, за отзыв :)
Если честно, меня он тоже поразил, я смотрела на него, забыв обо всем))
А еще мне понравился эпизод, где общаются слабослышашие ребята.

Оля Троймер   27.01.2012 11:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.