Бедная поэзия или поэзия для бедных? Фестивальные

Антон ТЮКИН

БЕДНАЯ ПОЭЗИЯ, ИЛИ ПОЭЗИЯ ДЛЯ БЕДНЫХ?
ФЕСТИВАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ ИЛИ ЧУТЬ – ЧУТЬ О ФУТУРИЗМЕ

Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее,
и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое – нибудь воспоминание,
и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома.

Федор Достоевский, роман “Братья Карамазовы”

* * *

Тень “Потемкина” на экране,
Башня Татлина на чертеже…

Николай Асеев, советский поэт
 
Только что отшумел VI поэтический фестиваль «М-8», проходивший в очередной раз нашем городе.
- Замечательный праздник поэзии, или?.. Что же это было, уважаемые господа и дамы? Что же?.. – спрашиваю я себя и … не нахожу пока ответа.
Стоит сказать, что в этом году в работе фестиваля принимали участие многие известные литераторы, как то - Данила Давыдов, Юрий Орлицкий, Юрий Цветков и другие столичные звезды. 3 января 2012 года, в первый день работы VI поэтического фестиваля «М-8», начавшейся непосредственно с пресс-конференции и продолжившегося круглым столом «Новаторы против архаистов в начале и конце XX века», посвященному столетнему юбилею русских футуристов (Маяковский, Бурлюк, Крученых, Хлебников и пр.), состоявшемуся в здании  Вологодской областной универсальной научной библиотеки (ул. М. Ульяновой, 7) все они принимали самое непосредственное и живое участие. После разговор о футуризме был продолжен в Вологодской областной юношеской библиотеке им. В. Ф. Тендрякова (пр. Победы, 9). В его ходе участники фестиваля выслушали целый ряд интересных докладов по данной тематике. В частности, выступление имели  Наталия Азарова, Данила Давыдов, Дмитрий Кузьмин, Станислав Львовский, Юрий Орлицкий, Юрий Розанов, Сергей Сдобнов, Лета Югай и другие. Позже, снова в здании Вологодской областной универсальной научной библиотеки состоялись поэтические чтения, посвященные столетию русского футуризма. В ходе их принимали участие такие авторы, как Наталия Азарова, Мария Галина, Татьяна Данильянц, Виктор Коваль, Вера Сажина, Аркадий Штыпель, Андрей Полонский, Анастасия Романова, Сергей Ташевский, Алексей Яковлев и … После этого во всем известном кафе «Блин Клинтон» (Благовещенская, 26) состоялся очередной, традиционный Поэтический Слэм с участием все тех же и… В общем, все как всегда. Все, как и в прошлые годы, то есть также, как и на прошлых фестивалях “актуальной” поэзии, зрителем которых я имел честь быть. Унылое однообразие невнятных и бедных стихов, среди коих как бриллианты порою блестели довольно “прикольные” (простите уж меня за такое нелитературное слово) то стихи про жабу… c иудейскими пейсами (а какая русская жаба их носит?), и про какого то там казака, который хочет эту жабу непременно шашкой зарубить… Что это? Знаменитый “еврейский вопрос”, или просто “литературная шизофрения” на манер песен казацких песен… питерского барда и члена “Единой России” Александра Розенбаума (Мало его предков казаки … того ?.. Для информации к размышлению прочитай “Тараса Бульбу” Николая Васильевича Гоголя.)… То вдруг промелькнут на этом сером фоне неказистой, но гордой собой “современной” поэзии в общем то неплохие, искренние стихи про девочку из детдома (ну, про ту самую, “с клитором до колена”)… И … и все. Больше  о творчестве московских гостей по большому счету и сказать нечего.
На их фоне  отрадно прозвучало выступление нашей молодой и талантливой поэтессы Наты Сучковой  имевшее место в продолжении поэтического вечера  «Вологда: urbi et orbi»… Я считаю, что более активное выступление наших вологодских авторов, как то  Валерия Архипова, Наталии Боевой, Евгении Малиновской, Леты Югай могли бы украсить этот поэтический форум. К сожалению, не все из перечисленных лиц приняли участие в качестве организаторов поэтического действа. Наверняка, их творчество не укладывалось порою в тот самый пресловутый “актуальный формат”, строгим блюстителем и “диктатором” - охранителем (Еще один московский “диктатор”! Московская мода?!..)  подле которого объявил себя по его же собственным словам господин Даниил Файзов…
И на следующий день, 4 – го все намеченные события фестиваля продолжались своим чередом. В 14.00 на Соборной площади, возле памятника К. Н. Батюшкову состоялся «Снежный Опен-Эйр», на котором московские гости прочитали стихотворения русских футуристов – Маяковского, Крученых, Бурлюка, Хлебникова… В общем, “почтили память”. А стоило ли? Вот о том и вопрос. Ибо нынче и теперь расскажу я Вам, друзья, о футуризме. То, что за страницами учебника то есть скажу.
* * *
Вообще, тема столетия русского футуризма была в этот год объявлена официально программной… Удивительно, но даже и через сто лет после образования этого художественного (или антихудожественного, это как угодно) течения в искусстве творчество футуристов вызывает порой самые непримиримые споры и столкновения самых противоположных взглядов – от полнейшего обажания и порой обожествления, до горячего и злого неприятия. Почему? Давайте разберемся.
Дело в том, что сам футуризм, как явление жизни невозможно отделить от его конкретного времени. Как известно, историческое время его возникновения  было временем глубочайшего общественно – политического и экономического кризиса начала ХХ века. Соответственно, художественное явление футуризма в свою очередь являлось самым прямым, чуть ли не зеркальным отражением последнего.
Вспомним школьный учебник истории.
Нарастание революционных настроений в слоях интеллигенции и “черни”  в России. Первая Мировая,  затяжная, кровопролитная, неудачная, позиционная война. Потери царской России к марту 1917 года составляли 3 000 000 человек. Солдатское восстание в Петрограде в феврале 1917. И нерешительная демократия “на глиняных ногах” Временного правительства, которую в Октябре сменит большевистская 70 - летняя диктатура… Разгон Учредительного собрания и начало Гражданской войны. Отделение Польши, Финляндии, Украины, Грузии и т. д от исторического тела России. Именно Октябрь 1917 запустил механизм распада Российской империи. – “От большевиков – как от медведя!” – вот лозунг национальных окраин тех лет… Ликвидация большевиками товарно – денежных отношений в экономике. Политика “Военного Коммунизма”.  Голод, террор и бессмысленная смерть миллионов ни в чем не повинных людей – зримая плата за безответственные “кремлевские мечтания” Ульянова – Ленина и КО.
* * *
Только для справки. Информация к размышлению.
В результате Гражданской войны Россия потеряла 12 000 000 человек. Это – два Холокоста! Из них только 800 000 человек были убиты в ходе боевых действий. Остальные – жертвы террора, массового голода, холеры, тифа и т. д. Гибель всей промышленности. Остановка транспорта. Разрыв связей города и деревни. Перед Мировой войной в Петербурге проживало 3 000 000 жителей. К 1922 году в Петрограде проживает
1 500 000 человек. И это – максимально возможная цифра…  Разгром всей  культурной жизни страны. Бегство за рубеж более 3 000 000 человек (дворяне, купцы, интеллигенты, казаки и пр). Невообразимый в истории рода человеческого хаос, на котором и взрастет позже диктатура Иосифа Сталина. - Вот Россия “золотых времен” футуризма…
Первая Мировая в Европе, кровь, грязь, окопы. Старый Свет яростно, бессмысленно и дико уничтожает сам себя. Разрушение средневековых соборов во Франции. Верден и Марна. Танки и удушливые газы… Ноябрьская революция 1918 в Германии. Грабительский Версальский мир. Революция в Венгрии. Провозглашение “красных, рабочих республик” в Гамбурге, Киле, Будапеште, в Вене, в Мюнхене. Жесточайшее подавление мятежников добровольческими офицерскими корпусами – будущей основой НСДАП. “Кровавая собака” Носке… и провал ленинского плана “Мировой Революции”. Не сбылись пока пророчества гениального поэта Александра Блока:
- Мы на горе всем буржуям,
   Мировой пожар раздуем!
   Мировой пожар в крови.
   Господи, благослови!
И раздули ведь. Раздули. Но попозже. В августе 1939 года, 23 числа, Московским Пактом… Но все это – совсем другая история… А пока. А пока поэт – имажист Сергей Есенин и ЧеКист Яков Блюмкин устанавливают в Персии Гилянскую советскую республику.
- Шагане ты моя, Шагане…
Вы ведь помните? Проходили в средней школе?
* * * 
А в Европе что? Веймарская республика. Пустая и лживая Конституция. Безработица, голод, позор, нищета… Обделенная на “Версальском балу” полунищая Италия порождает из себя движение “чернорубашечников” социалиста – журналиста Муссолини Бенито. Поход на Рим и фактический захват власти… Футуристы и новаторы того времени – итальянский поэт Томмазо Моринетти и художник Амадео Модильяни (кстати, по – национальности еврей, точно так же как и выходец из испанских марранов (насильственно крещенных иудеев) генерал Франко) объявляют себя фашистами! Фашизм – вот самое модное слово в Европе 20-х! Фашизм 1920-х – “возрождение национальной гордости и революционного духа” после трагедии Первой Мировой + противостояние теории и практике Мировой Революции Ленина и Троцкого. После похода Михаила Тухачевского в 1920 – м в Польшу (читай “Конармию” Исаака Бабеля) и случайного “чуда на Висле” национального героя Польши генерала Юзефа Пилсудского  только полный дурачок не боится Коминтерна в Европе (По сравнению с Коминтерном 1920 – 30 –х  знаменитая “Аль Каида” Бен Ладена – младшая группа детсада для “проблемных” детей…).  Бедная Италия все чаще вспоминает Гарибальди. А Германия – то Бисмарка, то Фридриха Великого… “Муссолини – это новый Джузеппе Гарибальди – освободитель и объединитель страны!”, “Гитлер – это Бисмарк + Фридрих Великий! Гитлер – это Германия!” – вот лозунги тех дней. Рост национал – социализма. Мюнхенский путч. Драки “красных” и “коричневых” – из “СА” и из “Рот Фронта” стенка на стенку. Так рабочий бьет  рабочего. Брат идет на брата и сын – на отца. До крови, до уничтожения, до смерти… Приход литератора Эрнста Юнгера в стан национал – социалистов. Переход в этот же стан знаменитого романиста, “немецкого Горького” Ханса Фаллады… Знаменитая “позолоченная эпоха” нищеты и джаза. Время фильма “Кабаре” (смотри величайший фильм с Лайзой Минелли). – Вот эпоха футуризма в Европе.
* * *
Футуризм – яркое выражение идеологии кризиса, идеологии глубочайшего испуга перед вызовами той, новой жизни, зримое свидетельство не только и не столько даже политического, но прежде всего художественного и эстетического поражения перед наступившей после Великой войны (так тогда звали Первую Мировую) нечаянно несчастной, трудной жизнью. Потому вся поэтика футуризма, несмотря на все  эстетически интересные весьма находки в формотворчестве – есть поэтика крикливо – болезненная и поражающе – эпатажная в подавляющей массе своей. “Пощечина общественному вкусу” – вот как назвали свой манифест русские футуристы в 1912 году.
Поразительная незащищенность перед миром, крик испуга и боли перед надвигающимся вселенским ужасом – вот что мы ясно видим в творчестве раннего Владимира Маяковского. Маяковский – большой… нет, он ГИГАНТСКИЙ ребенок, не желающий смириться со “свинцовыми мерзостями” окружающего его мира, протестующий диким, антиэстетическим (или новым эстетическим – это уж как и кому угодно будет) криком против всех решеток, всех цепей, всех камер и войн… Как легко, как красиво, как смело! И как глупо! И как безответственно!.. Не от этого ли самого детского и безответственного своего максимализма яростные разрушители “тюрем вчера” будут воздвигать, воспевать уже новые  “тюрьмы сегодня”? Не от этого ли воспевание зверских нетерпимостей “классовых битв” и ЧК, поисков “врагов”, “вредителей” и пр?
* * *
К слову, абсолютно невозможно представить РУССКИЙ ФУТУРИЗМ вне такого широчайшего художественного течения начала ХХ века, коим являлся в ту пору РУССКИЙ АВАНГАРД. Ну, а в свете  производимого исторического экскурса в начало ХХ века невозможно не сказать, что именно РУССКИЙ АВАНГАРД и являлся первым ОФИЦИАЛЬНЫМ СТИЛЕМ МОЛОДОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Вспомним про футуристические работы художника и скульптора Владимира Татлина (Памятник III Интернационалу – огромная конструкция из стали с вращающимися вокруг своей оси колоссальными объемами залов), проект декоративного оформления Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции Натана Альтмана, и проект здания “Ленинградская Правда” братьев Весниных (1924 года), завиральные фантазии Григория Крутикова (Летающий город, проект 1928 года), архитектурные фантазии работы Николая Ладовского (например рабочий поселок Костино (1930 г.) – однообразные строчки домов – то ли ГУЛАГ, то ли … воплощение города будущего из романа Евгения Замятина “Мы”). Вот проект Культурного центра в Москве Ивана Леонидова (1930 год) – пирамида из стекла и стали (и это – Москва!). Вот знаменитый проект Николая Милютина – Схема линейного города (1930 год) – план застройки Сталинграда, по которому город был “заточен” на один единственный гигантский Сталинградский тракторный (и, конечно, в первую очередь - танковый) завод. Вот ранний проект Дворца Труда и позднейшая агитационная фотография для журнала “СССР на стройке”, и проекты мебели для Выставки декоративного искусства в Париже (1925 года) Александра Родченко.  Выставочный павильон СССР в Париже (1925 год), и рабочие клубы, и проекты колоссальных зданий в Москве (здание Наркомтяжпрома на Красной полщади!) архитектора Константина Мельникова… Вот недолгое комиссарство в родном Витебске живописца Марка Шагала. Вот преподавание во ВХУТЕМАСе знаменитого Казимира Малевича. А еще - театральная деятельность Всеволода Мейерхольда… – Все это приметы того самого революционного (“левацкого”, или уж если быть еще точнее – “троцкистского”, то есть доимперского, досталинского),  времени. Время исторического беспамятства, безвременья… и колоссальных цивилизационных проектов. Фантастических по жестокости, по глупости, по варварству!
* * *
Вне истории. Да, Россия тогда была воистину вне истории, ну, как какая – нибудь Северная Корея сегодня. “Страна - изгой” – страна – подонок. Страна – преступник. Страна – всемирное пугало и ночной кошмар цивилизованного мира! Страна не состоящая НИ В ОДНОЙ международной организации (до 1934 года)…
И еще. Ведь немногие знают сегодня, что и саму историю, как предмет в школе, в ВУЗе до 1934 года в Союзе ССР просто… не преподавали! Был предмет “Классовая борьба у… ” У немцев, у евреев, у русских… А у чукчей? А у цыган?.. В общем, безумие царило полное. После Сталин ввел в бытовой оборот сказы - рассказы о “хороших царях”. О Петре, об Иване Грозном… Так все постепенно и стало на место. Появилась в Союзе ССР история! А до этого царил троцкизм “перманентной революции” рев. историка товарища Покровского, а в лингвистике – идиотизмы Марра… 
К слову, многие левацкие тенденции и в искусстве, и в архитектуре в частности были явлены и в несчастной Веймарской Германии. Стоит вспомнить в этой связи творчество знаменитейшего “Баухауса” непосредственнно периода преподавания в нем известнейших архитекторов – модернистов, новаторов голландца Мис ван дер Роэ и немца Вальтера Гропиуса, чьи работы при нацизме были охарактеризованы не иначе, как “культурный большевизм”. Вот примеры творений этого объединения. Давитесь.
Для начала - само здание “Баухаус”. Царство обезличенного никелированного железа, стекла и бетона. Вот “аквариум” главного корпуса. Вот бетонные стены… Маловыразительная, сотни тысяч раз повторенная с тех пор космополитичеcко - безликая, бедная, сиротская архитектура. Это зодчество
словно и действительно боится сказать: “Я – немецкое творчество!”
- Нет – говорит зрителю такое зодчество – Я – вообще никакое… Я ведь не отсюда… Я – из будущего! Ну, а будущее – это, ясен пень, социализм по – русски, то есть по – советски, конечно же!..
Кстати, немногие знают, что аж до Конгресса Коминтерна в 1934 году Немецкая Компартия даже … не была национальной политической партией в Германии, являясь “немецкой фракцией” при ВКП(б)…   
* * *
Вот наглейший проект Отто Котца – Парламент в Берлине (проект 1920 года). Зубчатый утес из стекла и стали должен был быть расположен слева от исторического здания Рейхстага, как раз против знаменитой Колонны Победы. Вот безрадостно – однообразный комплекс расположенных кругами сборных железобетонных пятиэтажных домов в Лейпциге (проект 1930 года). Вот работа архитектора - новатора Людвига Хильбесхаймера. Город на 2 000 000 жителей (проект 1928 года). Безрадостные дома - пластины расположены вдоль широких улиц под прямыми углами. И нарезка, как в Нью – Йорке. Только все дома на одно лицо. А вернее – совсем без лица. Обезличенный город отданный не людям, а машинам!  Настоящий концлаг, по сравнению с которым все эти советские “Черемушки” – просто образец хорошего вкуса… 
К сожалению, подобного рода утопичных тенденций самого дурного вкуса в первой половине ХХ века придерживались и архитектурные мэтры целого ряда самых что ни на есть демократических стран. Стоит вспомнить в этой связи знаменитый проект реконструкции центра Парижа Ле Карбюзье. То есть просто застройки его крестообразными жилыми башнями, явившимися как бы логическим продолжением той бредовой дадаистской картинки из будущего, представленной Максом Эрнстом в 1919 году на рисунке “Бассейн”. На картинке этой все дома – только упрощенные объекты без орнаментов, без украшений. Кстати, эту самую картину можно было бы с успехом назвать “Поселок” или “Город”. Впрочем, не удивительно, что все люди в этом городе – только манекены без лица и характера. Таково было авангардное видение будущего. В частности знаменитого футуризма…
* * *
А теперь – о литературе.
Маяковский – это не просто имя величайшего поэта. Владимир Маяковский – это целое явление мирового искусства. Это целый колоссальный культурный пласт. “Агитатор, горлан, главарь” – вот как представлял себя публике сам Владимир Владимирович. Не случайно “самым талантливым поэтом нашей советской эпохи” называл Владимира Маяковского его современник, советский диктатор Сталин Иосиф Виссарионович.
Маяковский – это не просто колоссальный поэт. Маяковский – зеркало своего времени. Глупого, жестокого, наивно – своенравного, нетерпеливого, наглого, нервного, злого. “Зло и глупость в сердце - от юности его…” – говорится в Библии… Маяковский – это и есть настоящий ОГРОМНЫЙ РЕБЕНОК. Самой заветной мечтой Маяковского по моему мнению было разломать и разрушить “всю эту проклятую игрушку старого мира”. Но разрушив “старый мир” так никогда и не выросший БОЛЬШОЙ РЕБЕНОК Маяковский вдруг неожиданно для себя обнаружил -
- во первых свою собственную интеллигентскую (или псевдо – это как угодно) чуждость тем самым “пролетариям”, в верности “всепобеждающему классу” которых он только что клялся;
- ну а во вторых “старый мир” с его англицкими пиджаками и тем самым “бытом”, который, якобы, был для поэта масс “страшнее Врангеля” все же больше походил ему с чисто житейской точки зрения… Так и потому произошла добровольная сдача в аренду (или ежели угодно – продажа) гениального поэта Маяковского власти коммунистической диктатуре в Союзе ССР. Оттого и бездарные “Окна РОСТа” случались. Оттого и поденщина из реклам и стихов проклинаемая им самим. Ведь и правда же, все эти стихи Маяковского на те прошлые злободневно – политические темы  просто таки “убивают” элементарно культурного читателя и  своею площадной грубостью, и, простите, выдающейся антилитературностью. Вот откуда началось печально знаменитое “наступление на горло собственной песне”… Вот откуда вся эта странная история с вечными поисками себя, любви, любови, Лили, “любовью на троих” (супруги Брики + великий Володя). А еще все слабости… Эти комнатки, все эти любовницы, все эти поездки в Европы – Америки, все эти доставки “маленьких Фордиков” в Страну Советов большим человеком с советским паспортом… И все это на фоне всем известных “рабочих под старою телегою” из Кузнецкстроя! Какое раздвоение личности! Да где же он был “настоящий”? Когда он не врал? Себе, нам, власти, и современникам? Ай да “пролетарский поэт”!.. Только пуля ставит точку в бедной и раздерганной судьбе гениального гиганта футуризма…
* * *
Да к чему я все это?
А к тому, что все мы родом из СССР. И еще – из детства.
- Наша Родина – революция,
   Ей, единственной, мы верны…
- была во времена моего детства и даже ранней юности такая вот песня. Помню, как ее красиво исполнял Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевиденья, и довольно часто. Неужели не помните? Все забыли? Стыдно…   
Детство Союза ССР, то есть той самой страны, правопреемницей которой и является наша Родина – Россия, РФ (так по закону РФ, я ничего не выдумываю) – это и есть та самая “кровавая, бешенная, злая”, революционная футуристическая пора. Ну, а футуризм, как мы уже выяснили – есть самое яркое выражение революционного времени. И поэтому футуризм, извините, “наше все”.
Потому мы и любим так и то время, и Володю Маяковского, и… все! Даже, простите, ЧеКа! Потому мы и спорим о нем! Потому так мы и стесняемся порой его “детских пороков”,  даже часто не хотя про них знать говоря: “Какие там еще “Соловки”, если был Мейерхольд!.. – А ведь они были – одновременно! Подумайте! Ибо АВАНГАРД и ФУТУРИЗМ в частности – есть настоящее ДЕТСТВО НАШЕЙ НЫНЕШНЕЙ КУЛЬТУРЫ. Не иконгописец Андрей Рублев, и ни зодчие Барма и Постник, ни Петровские першпективы и ни Николаевский ампир, ни Толстой с Достоевским, а именно он - АВАНГАРД! Злой! Кровавый! Наглый! Дикий! Азиатский! Ленинский! Троцкистский! Такой русский и такой антирусский одновременно!
На всю ненормальность, на всю неприкаяность и на хулиганство футуризма, как явления указал в свое время в своих статьях гениальный Иван Бунин. И читая их через почти что уже через сто лет мы снова и снова убеждаемся в величайшей его, ослепляющей нас, подлинно пророческой правоте! И вот через сто лет – СНОВА ФУТУРИЗМ! Новый футуризм? Снова “здорово”? Но на фестивале, в Вологде.
* * *
Маяковский был ТАК И НЕ ВЫРОСШИЙ, вернее ПЕРЕРОСШИЙ САМ СЕБЯ голосистый ребенок эпохи всемирного кризиса. - Ну, а новые? Кто они? -  задаем мы законный вопрос.               
Конечно, участники поэтических чтений, посвященных двадцатилетию альманаха «Вавилон» - Дмитрий Кузьмин, Данила Давыдов, Татьяна Данильянц, Станислав Львовский и многоуважаемая Ната Сучкова нисколько не похожи на тех легендарных “ниспровергателей основ” и “бросаний с пароходов современности” всех и вся. Однако…
Однако, стоило мне в некоей компании в кафе «Актеры» похвалить замечательного питерского поэта Евгения Рейна, на чьем литературном вечере в Вологодской областной универсальной научной библиотеке я имел счастье быть перед одним участником “Вавилонского столпотворения”, сказав, что де “жабы те довольно прикольно, ну а Рейн… за ним и сам Иосиф Бродский - это вообще то мировая культура”, как … тут же милостивый житель “Вавилона” отказал мне от столика. Вот какое дикое самомнение у уже НОВЫХ ФУТУРИСТОВ… В пору снова “Растрелли расстреливать” и в Нотр - Дам де Пари мечтать об устройстве синема?.. Я шучу, конечно. Но грустно. Грустно мне все это, господа и дамы…
Давно уже и не мной замечено, что подобного рода нетерпимость – есть дьявольская, давняя болезнь именно русской интеллигенции. Это всем и хорошо давно известно, но… Но наступаем вновь на старые грабли?
Пока в России нет парламента, подобного рода культурные господа орут на всех углах: “Долой тиранов! Даешь парламент!” А потом, когда вдруг уже их, угнездившихся сытно у власти вместо прежних скинутых прочь тиранов новые, с их же созволения избранные парламентарии начинают поругивать, и за дело по своему преимуществу, эти же люди начинают орать пуще прежнего: “Это – голосят они – настоящий  мятеж! Демократия в опасности, ибо мы и только мы есть тут у Вас эта самая неведомая Вам, чумазым, “демократия”!..” Дальше дело кончается или разгоном “Учредилки” (ленинское, глумливое словцо), или уж вообще, как в октябре 1993 года, то есть кровью как и в первом, так и во втором случае! Вот такая, блин, у нас “демократия”! Вот такой тут, c позволения сказать приключается вдруг РУССКИЙ ФУТУРИЗМ!..   
И как явное и зримое свидетельство правоты моих нынешних невольных аасоциаций в завершение фестивальной программы прозвучало выступление талантливой, молодой клоунессы  из Москвы Веры Сажиной – странной девушки с балалайкой и баяном в пронзительно – розовом парике и наряде “а – ля Жанна Агузарова - 1989”, чьи замысловато – однообразные композиции с стиле Сергея Курехина отсылали нас в “революционные восьмидесятые” нашей молодости. В то самое смутное время всех этих “Пятых Колес” Беллы Курковой, всех тех горячих “Комсомолок” и “Литературок”, “Юностей” c “Иваном Чонкиным”, “смелым” Евтушенко и прочее, прочее, прочее… В общем, “есть у революции начало, нет у революции конца”? Так что ли?.. Была тоже такая вот песенка.
И еще. Меня искренне поразила  группа “Wargausen sisters” из Нижнего Новгорода. Давно, ой давно не видел я такого вот неприкрытого, откровенно – хамского цинизма, такого, извините сердечно, изощренно – тлетворно – дегенативно – злобного глумления над всем, ну буквально над всем и НАЦИОНАЛЬНЫМ, и КУЛЬТУРНЫМ - русским! Хамские стихи с матюками под прекрасную музыку в почти классическо – концертном исполнении! Вот уж НАСТОЯЩИЙ ФУТУРИЗМ! Вот уж подлинное царство хама! И куда там Владимиру Владимировичу! Вот уж это то было вполне и по – троцкистски, и по – большевистски, и футуристично, как я и сказал уже, весьма!
Ибо и тогда, и сегодня футуризм был и есть по своей сути - один. Вначале это только так называемый “антибуржуазный”, анархический, мятежный дух. Чистое бунтарство, хулиганство, прикрывающее до поры культ своей наглой и разрушительной стихийной силы за дурашливо – иронической маской, которая, впрочем, ничуть не обманывает те самые пресловутые “широкие массы”, к чьим дурным вкусам и темным инстинктам – жажде вначале расшатывания а потом и попирания основ и свержения всяческих духовных авторитетов и этот самый дух обращается. После следует откровеннейшее, самое наглое богохульство под личиной “борьбы с религией и пережитками прошлого”, за которым следует  яростная пропаганда воинствующего атеизма, коллективизма и мессианского, земшарного милитаризма. Вот нам и явлена уже та, настоящая, подлинная “вера футуризма”, требующая от своих адептов нетерпимости и дичайшего, первобытного насилия (так было и при Ленине, и при Троцком, и позднее - при Сталине). Вот он – гибкий змей духовной агрессии, приводящий наконец, на алтарь в замен Бога Живого подлинно русской, всечеловеческой гуманистической культуры пустой и агрессивный пафос “права силы”. Вот тогда, через этих самых “Сестер” и увидел я ту самую зримую дорогу, которую и торил еще и в 1920 – е, и до сих пор торит так называемый КУЛЬТУРНЫЙ ФУТУРИЗМ (вспомним для примера еще все новейшие безобразия и бесчинства “либеральной”, “несогласной” арт – группы “Война”, и не в 1912-м, а уже в наши дни)…   
Существует старая католическая поговорка, или лучше сказать так – острота, говорящая, что “дьявол – это обезьяна Бога.” Думаю, что поговорка верна, и если под “Богом” в данном случае понимать “искусство”, как род созидательной, духовной творческой деятельности, то лучшей “обезьяны”, как “футуристической” “Богу искусства” отыскать пока не суждено. Весь вопрос: “В храм ли мы хотим идти, или просто – в зверинец?”
* * *
Авангард и футуризм. - … близнецы – братья, как бы сказал Маяковский. Вернее, “Сестры” – сказал бы я.
Ведь простите, но то что эти самые поэты, авторы стихов невзрачных, большинство из которых, извините, ни уму, ни сердцу смеялись над пошлостями – тоже много о чем говорит. “В одно ухо влетело – в другое вылетело” – так примерно говорят в народе про такое творчество. Его и сами то “творцы” всерьез не воспринимают. Ведь поэзия для них не храм, а зверинец и балаган. Потому и те самые наглые “Wargausen sisters” с матюками из Нижнего Новгорода им так нравятся?..   
Посмотрел я на этих вот “либеральных” и “смелых” девах и подумал критически:
- Куда ж до таких вот нижегородских матерных девок каким – инбудь там москвичам – болтунам – демагогам “а – ля Быков” и “а – ля Шендерович”, страстным любителям 50 000 жирненьких спекулянтов – “манагеров” с того самого проспекта Сахарова, вытащенных погулять говорливо - лукавейшим “Эхом”, пока это весьма и весьма безопасно (ведь все эти трусишки – воришки – бедных разоришки “не хотят революции” – им и так все о - кей, лишь бы еще больше деньжат зазвенело!)! А впрочем – решил я – одного они все поля ягодки! Ну, сплошной ФУТУРИЗМ – АВАНГАРД! Ведь и вправду - хоть Святых из избы выноси от такого бесстыдства – глумления над Русью! 
Хочется мне и еще спросить у таких вот “Cестер”:
- Девки, - сказал бы я им ласково – Без обид, хорошо? Ну, а  Вы то – русские вообще? Или как? Вот я не русский наполовину, но и мне обидно. Ну, а Вам? Неужели нисколько? Или “бабки не пахнут”? Ну, тогда понятно! Но не забывайте, чем закончил Маяковский! А мужик он был круче Вас!   
И еще, - спросил бы я их. - Видели Вы кино американское про “Кабаре” со знаменитой красавицей Лайзою? Там ведь тоже вначале разные актеры - “леваки” “бичевали пороки” Веймара и буржуазного строя, и прочее… А потом… А потом много – много грубых и простых, рабочих парней валят толпой в помещение и … И конец всему этому концерту! Неужели вся эта история Вас так ничему и не учит? Вот придет Навальный, извините за подробности, дорогие девки, и КОНЕЦ всему Вашему такому ФУТУРИЗМУ! Или Сталин! Или Гитлер Адольф! Так всем наваляет, извините за остроту – мало никому не покажется!..   И останутся тогда только, простите, в области изобразительных искусств одни конные и пешые статуи, кто с мечом, кто с пикою, кто с плугом, и еще - леса колонн из мрамора, да парадные портреты то “героев войны”, то “героев труда” в позолоченных рамках, как в Тысячелетнем Рейхе… И еще сплошная, извините, классика. Бах, Бетховен и Моцарт. Никаких кабаре. Только люди в черных фраках и бабочках за роялями и c виолончелями разными. Но без Вас. И совсем без Вас. Неужели Вы и в правду так хотите? Простите за правду…
 




 



 


Рецензии