Вариант сознания... ч. 51

            
  Коммуналка  как   тип  цивилизации

С  карандашом перечитал статью А.Потапенкова  «Российская  цивилизация:  миф  или реальность?» (Брега Тавриды, 2000, № 4-5). Статья из тех, что вызывают вопросы и размышления.  Если в советские времена  история рассматривалась как  смена общественно-политических  и экономических формаций,  то теперь преобладает иной подход.  История как  смена цивилизаций.  Тут главное -  культурология.  Традиции,  обычаи,  обряды, верования, уклад жизни -  все  то, что  объединяет   людей в  сообщества.  Определение  цивилизации:  это большие,  длительно  существующие  сообщества стран и народов,  выделенные по   социокультурному  основанию.  Они имеют устойчивые черты в культуре, экономике,   в  психологии,  имеют общие  духовные  ценности и идеалы. Тут  важны  и  религия,  и искусство,  и  нравственность,  и философия.
    Ученые  выделяют несколько типов  цивилизаций.  А.Тойнби  называет такие  локальные  цивилизации,  как  з а п а д н а я  (Европа и Северная  Америка),   
 и с л а м с к а я ,  к и т а й с к а я,   я п о н с к а я,  р у с с к а я   и  т.д.   Кое-кто   не склонен  выделять русскую   цивилизацию  как самостоятельный  феномен:   это   что-то вроде   с е г м е н т а р н о г о   с о о б щ е с т в а.  Дескать,  народы России  исповедуют ценности, которые  не  поддаются   синтезу -  ценности  православные, католические,  мусульманские,  ламаистские,  иудаистские и проч.  Нет целостности.  Кроме  того,  в  истории России было несколько  кардинальных  «ломок»:   распад Киевской  Руси,   монгольское иго,  петровские реформы,   революции, гражданская война… Единой истории нет!
   Правда,  русская   мысль  так не считает. Есть-таки нечто,  что создает  общность. По  Вл.Соловьеву,  это  русская   и д е я. По  Н.Бердяеву,  это    д у- ш а   России.   По  Н.Лосскому,  это  русский   н а р о д н ы й  х а р а к т е р.
    В  характеристике  русской  души и  характера  много  противоречивого. Н.Лосский  выделал в русском характере  такие признаки:   религиозность,   способность к  высшим формам   духовного опыта, искание  абсолютного добра,  свободолюбие,  доброта,  даровитость,   мессианство,   слабость общей  культуры и нигилизм.  Вот такой  разброс в  характере:  от  глубокой религиозности -  до  крайнего нигилизма.
     Н.Бердяев,  соответственно,   выделил  амбивалентные свойства  русской  души:  деспотизм,   гипертрофия государственности с одной  стороны -  и  анархия,  вольность,  жестокость,  насилие с  другой.  Доброта,  человечность,  мягкость, искание правды -  и формальное  отношение к обряду,  к религии,   индивидуализм,   самохвальство.   Безликий  коллективизм, национализм -  и  всечеловечность,  универсализм.  Искание Бога,   мессианство -  и  воинствующее  безбожие.  Смирение  -  и   наглость,  рабство -  и бунт…  Да, страшен русский  бунт…
      К  характеристике  национального характера  подходили  и  на  чисто спекулятивных основаниях. К  примеру,  известно, что  русские  женщины  имеют обыкновение  туго пеленать младенцев,  так что ручками не шевельнешь… Так,  дескать,   в  досознательной  жизни русского человека   формировалась его рабская  натура…
   Тем  не менее,  русская цивилизация  так или иначе   существует. Ее  сущностные  черты  определяли по-разному.  Бердаев  и Тойнби  называли ее  христианско-православной.  Р.Пайпс  определил  ее  как тип деспотической  (тоталитарной) цивилизации.  М.Гефтер  условно называл  ее  «третьим Римом» -  это  не смесь культур,  а «страна  стран»,  «мир миров»,  который  не относится ни к Востоку,  ни к Западу.  И,  наконец, Л.Гумилев  назвал  русскую  цивилизацию  евразийской…
    Все признают, что  костяком такой  нестандартной  цивилизации является  русский народ,  которому присущи общинность,  соборность,   государственность,   патриотизм.  И.Ильин  поставил  русских  очень высоко:  народ-культуртрегер.  Главная  его скрепа -  русский  язык.
     Так  как  многочисленные  народы России  невозможно  объединить ни национальной  идеей, ни религией,  ни  идеологией,  то  что остается?   Вывод  А.Потапенкова  таков: нас объединяют «негласные  правила  общежития»   и   русский  язык, который  создает   суперэтническое   единство.  Таким образом.  Если Россия не хочет раствориться  между  Востоком и Западом,  то  она  обязана использовать идею  цивилизации   во имя общего будущего.
     Статью  Потапенкова  я  читал с  трех  часов ночи до  утра.  Интересна она  не столько  выводами,  сколько  самой постановкой вопроса о  специфике русской  цивилизации.  Она   призвана  вызвать читателя  на  совместное размышление.  Прежде всего,  нуждается в  уточнении  определение  цивилизации. Цивилизацией  я  назвал  бы   сообщество, основанное на  единой  территории  проживания,  единой истории,  едином  языке – при  единообразии  культуры производства   духовных,   материальных  ценностей  и способов их потребления на каждом  конкретном  этапе  развития.
     По  этому признаку  я  назвал  бы  западную  цивилизацию прежде всего
 п о т р е б и т е л ь с к о й. Россия, в отличие  от эволюционного Запада,  развивалась преимущественно катастро-фическим путем. Конечно,  были революции и на  Западе,  но  такой  вот судорожный  способ  движения присущ, пожалуй,   только  России. Как  особую примету я  выделил  бы  фактор  коллективного  сознания  и бытия.    Учитывая   наши  «негласные  правила общежития»,  я  определил  бы   своеобразие  нашей  цивилизации  так:   к о м м у н а л к а.  Коммуналка как тип российской  цивилизации.
     В самом  деле: для  России  характерны   и соборность,  и общинность,  и социалистический коллективизм (при большевиках),  и тип коммунального общежития   в  быту,  в психологии.  С  одной стороны мы имеем довольно замкнутые семейные (национальные)  ячейки,   где каждый волен  жить на свой манер:  есть русские щи,  еврейскую мацу,   армянский  хаш,  тандырную лепешку,  узбекский плов или рыбу  по—печерски.  Вкушать на  табуретах за столом – или  на полу,  поджав ноги.  Разговаривать в семейном кругу  по-русски,  украински,  татарски. Носить тюбе-тейку, косоворотку, стеганый  халат,  вышиванку  или  лапсердак со смазными сапогами.
   С  другой стороны,  коммуналка  -  это общий коридор, общая  кухня и туалет. Тут действуют совсем  иные  законы  быта и бытия.  Это ничья территория. Тут нет хозяина,  нет ответчика.  Полная  свобода пользования при минимуме ответственности.  Поэтому  можно,  если позволяет твоя  индивидуальная мораль,  не смывать  в туалете  унитаз,  мусорить в коридоре,  вывинчивать лампочку,   плевать в чужую кастрюлю,  интриговать, сплетничать про соседей, писать на стенах и писать мимо унитаза.
    Все пространство России -  общий коридор,  кухня и туалет. Это -  ничье.  Тут можно делать все, что  угодно.  Потому вокзалы  заплеваны, фонари побиты,   туалеты  засраны, природа  загажена,  недра и ресурсы  разворованы,   транспорт и дороги разбиты. Психология  коммуналки  царит   на  бескрайних просторах  родины.  Русский  язык  несет  в  себе  все признаки коммунального  бытия.  По лексическому составу  он вдвое  больше  английского,  но половина слов -  диалектизмы, жаргонизмы, что обнажает  коммунальную  фрагментарность страны. Слой  лексики, который  обслуживает   народ  в коммунальных   коридорах и сортирах, загажен  матерщиной.  Это ничей  язык,  его  не  жалко  коверкать и употреблять для  заборного творчества. Литература превратилась в  помойную  яму.  Особую роль в  этом  сыграло то обстоятельство,  что у  русского народа - р о с с и й с к а я   интеллигенция,  которая  ненавидит и презирает все русское.
   Россия  -  общая  кухня.   Понятие «национальная»  кухня  -  забыто. Оно существует только на обложках поваренных книг. Русская,  украинская, еврейская  кухня… В  реальности вся страна пропахла  дымом  мангалов. Мы  едим все подряд:  плов,  лагман, перемячи,  пельмени,  борщ,   шашлык,  хот-дог. Любимый коммунальный  напиток  - самогон. 
    Коммуналка -  квинтэссенция   общины,  колхоза,  социалистического коллектива. В  сущности,  нехитрая  песенка «Это  коммунальная  квартира,  это коммунальная  страна»  исчерпывающим образом выразила представление  российского человека о коммуналке как типе  российской   цивилизации.
                22  октября  2000.

                * * *
                Дактилескопия  звезд
Дактилоскопия  обретает военную  специальность. В  России у  всех новобранцев  теперь будут брать отпечатки пальцев.  Война в  Чечне, горы  неопознанных  трупов,  рефрижераторы,  забитые  обгорелыми останками  танкистов,  водителей  БТР,  просто пехотинцев…  Чтобы  их опознать,  надобно проводить генетические    тесты. Вызывать родителей,  родст-венников… Конечно,  в  полном  объеме  это  нереально:  одно  обследование стоит по тысяче  долларов. В  этом  году  пока  обойдутся отпечатками,  а потом… Соберется  огромная  коллекция «пальчиков»  - на  всю Россию. Проще  будет ловить жуликов,  террористов и прочих  диссидентов.
В сущности,  личный состав  литераторов  давно сдает свои отпечатки. По ним  можно безошибочно отличить  Пушкина от Некрасова, Бродского от Шалюгина.  Это -  дактилескопия.  Как  бы  ни была   вариативна  ритмическая   палитра поэта,  его родимые пятна,   его дактилескопический  узор  на слуху.  Ну,  как  можно смешать,  к примеру,  Маяковского и Цветаеву?  Пастернака и Эдуарда  Асадова?  Вероятно,  в основе  ритмики   стиха  каждого поэта  лежат индивидуальные  биоритмы   его тела,  его мозга. А поскольку   по большому    счету  ритмика наших  тел и  душ  задана    Космосом, то   поэзия   волей-неволей  наполнена  энергиями  Вселенной.  Взрывами ее   сверхновых,  пульсациями звездных  скоплений,   шорохом ее  туманностей…  И получается, что душа  каждого поэта  настроена  на  свою  звезду. Или  планету. Или маленький  астероид.  Звезды вспыхивают и  мерцают,  звезды  восходят и заходят,   рождаются  и умирают…  Поэзия  -  дактилоскопия  звезд.
                Я  звезда,  денницина  сестрица.
                Я  тебе  не  захочу присниться.
                До тебя  мне  дела  больше  нет.
                Позвони мне через  тыщу  лет…
                (А.Тарковский)

…В  сущности, что такое  приведенная выше  арабеска?  Пример творчества  «из  ничего».  Услышал по  телевизору   новость про  армейскую дактилоскопию -  по созвучию родилась «дактилескопия», производная от поэтического термина  «дактиль». Решил  записать. Привело  это к метафоре «дактилескопия  звезд», в  которой,   несомненно,   есть новое  оригинальное  содержание.  Этот пример  вдохновляет. Очень часто поэт садится  к столу,  не  ведая  о  содержании грядущего   творения. Как видно, оно,  это содержание,  только и ждет повода,  чтобы  родиться  на    свет!
                28  октября  2000.
                * * *

ЭРОС
              Она лежала на спине...
                И.Бунин

Она лежала, от жары
Раскинув ноги.
Глазами звезд, как мир стары,
Смотрели боги.

Она лежала, обнажив
И жизнь, и тело,
Ей хоры мертвых и живых
Осанну пели.

Ночь опочила за плечом
Горы стотонной.
Луна лазоревым лучом
Ласкала лоно.

Сосцы - сургучная печать
В простынной пене -
Как знак готовности зачать
Росток Вселенной.

Так изначала повелось:
За звезд завесой
Любовной силой налилось
Копье Зевеса.

И потеряло время след
В расплаве плазмы!
О, столкновение планет -
Восторг оргазма!
                Октябрь 2000.


Рецензии