Семья

                НЕ  СМОТРЯ  НА  ЗАПРЕТ  НА  РОЖДЕНИЕ  ВТОРОГО  РЕБЁНКА,  ВО  МНОГИХ  ПРОВИНЦИЯХ  И  ОСОБЕННО  В  ДЕРЕВНЯХ  РОЖДАЕТСЯ  МНОГО  ДЕТЕЙ.  ТАМ  И  БЕДНО  И  ГОЛОДНО,  А  ДЕТЕЙ  ВСЁ  РАВНО  РОЖАЮТ  И  РОЖАЮТ...  В  КИТАЕ  НЕТ  ПЕНСИЙ,  ПОЭТОМУ  ЧЕМ  БОЛЬШЕ  ДЕТЕЙ,  ТЕМ  ПОСЫТНЕЕ  ЖИВУТ  ИХ  РОДИТЕЛИ...  РАДИ  СЫТОЙ  СТАРОСТИ  РОЖДАЮТ  НА  БЕДНУЮ  ЖИЗНЬ  ДЕСЯТКИ  ДЕТЕЙ... 


                ИЗ  ИНТЕРНЕТА


                НАШЕСТВИЕ  КИТАЙЦЕВ  НА  РОССИЮ


        Не исключено, что внешняя экспансия станет для Китая единственным способом разрубить гордиев узел проблем и противоречий. В этом случае интересы США и КНР войдут в конфликт, который может быть разрешен канализированием китайской экспансии в направлении России с согласия Вашингтона. Парирование такой угрозы должно стать основной задачей отечественной дипломатии.

Очевидно, все китайское общество в целом объективно заинтересовано в том, чтобы был найден выход из нынешней ситуации, сложившейся в КНР. При этом, однако, представители подавляющего большинства социальных групп заинтересованы в сохранении нынешней модели реформ. Это естественным образом относится к тем социальным группам, которые выиграли от реформ (например бюрократия или предприниматели).

Однако, и остальные социальные группы, в том числе и проигравшие от реформ, не заинтересованы в смене модели, поскольку она лишь ухудшит их положение, увеличив количество безземельных крестьян и безработных. Таким образом, для подавляющего большинства членов китайского общества имеет место столкновение долгосрочных и краткосрочных интересов. Практически всегда в истории такое столкновение решали в пользу краткосрочных интересов. Применительно к современной КНР, в пользу сохранения нынешней модели развития.

По-видимому, любая проблема Китая по отдельности вполне решаема. Беда в том, что решение одной проблемы усугубляет другие. Именно это сочетание «разнонаправленных» проблем делает сам Китай огромной проблемой и вызовом для всего человечества. Сегодня мировая финансовая система фактически держится на Китае, который владеет колоссальным объемом американских долговых обязательств. Значительная, причем увеличивающаяся, часть самых разнообразных потребительских товаров производится в Китае по низким ценам, очень радующим западных обывателей. Исчезновение или резкое подорожание этих товаров стали бы сильным шоком для очень многих.

Экологическая обстановка в Китае начинает всерьез влиять не только на окружающие страны, но и на всю планету (пыльные бури иногда добираются до Северной Америки). В случае возникновения в Китае серьезных проблем гуманитарного характера человечество просто не сможет ему помочь из-за колоссальной численности населения страны.

Нынешняя градуалистская политика китайского руководства (медленное эволюционное движение) большинству отечественных и западных наблюдателей представляется не просто правильной, но единственно возможной. Вполне вероятно, что это действительно так, но неясно, есть ли у руководства КНР временной ресурс для продолжения такой политики, учитывая, что многие проблемы усугубляются. Например, 15 лет назад Китай был экспортером нефти, а сегодня стал вторым после США ее импортером. С другой стороны, совершенно непонятно, какую политику можно предложить в качестве альтернативы.

Может ли Китай решить указанную совокупность проблем без ведения внешней экспансии? Ведь экспансия позволяет внеэкономическим путем получить доступ к дефицитным ресурсам и территории для проживания избыточного населения. Если не может – какую форму экспансии он изберет и в каком направлении двинется? До настоящего времени руководство КНР декларировало политику мирного возвышения и вместе с Россией выступало за сохранение традиционной ялтинской системы международных отношений. Именно эти факторы лежали в основе российско-китайского стратегического партнерства.

Эксперты с обеих сторон признают, что это партнерство ценно Москве и Пекину не само по себе, а как форма противостояния гегемонии США. Кроме того, стороны, сосредоточенные на решении экономических проблем, просто не могли себе позволить конфронтацию между собой.

Однако ситуация может постепенно измениться. Во-первых, Китай, по-видимому, достаточно болезненно отнесся к признанию Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии, рассматривая это как шаг к полному и окончательному разрушению ялтинской системы. Для Пекина, имеющего проблемы с Тибетом и Синьцзяном, это неприемлемо. В будущем Китай, возможно, сам начнет ломать систему международных отношений, но пока он к этому не готов. Система ломается без участия Китая, на условиях, которые ему невыгодны.

Во-вторых, модель экономических отношений между Россией и Китаем становится всё менее интересна обеим сторонам. Эта модель крайне невыгодна для России, Москва постепенно начинает это осознавать. С другой стороны, Китай выкачал из нас все интересные ему военные технологии советских времен и теперь хочет технологий перспективных. У Москвы хватает реализма не делиться ими.

В-третьих, в Центральной Азии Москва и Пекин постепенно становятся конкурентами. Россию начинает напрягать экономическая экспансия Китая в этот регион, в частности – его попытки перетянуть на себя местные энергоресурсы.

При этом ключевым остается вопрос, укрепится или ослабеет антиамериканская направленность российско-китайского союза. Для России, очевидно, было бы выгодным укрепить эту направленность, но, как было сказано выше, события в Южной Осетии – не та основа, на которой данное укрепление может произойти. Никакой полноценной поддержки Пекина в данном вопросе Москва не получит.

Более того, если российско-американские отношения будут обостряться и дальше, то в Вашингтоне появятся сторонники идеи отдать Россию Китаю, то есть дать Пекину понять, что Америка ничего не будет иметь против, если китайская экспансия пойдет в северном направлении. В обмен на это Китаю будет предложено не проявлять слишком большой активности в других частях Земного шара. По некоторым сведениям, Пекин уже несколько лет безуспешно зондирует в Вашингтоне вариант дележа мира между двумя странами.

Высочайшая взаимная зависимость Китая и США в области экономики и ограниченность нынешних американских военных возможностей может привести к благосклонному отношению американской элиты к реализации подобного сценария. Для США весьма выгодным будет вариант замыкания Россия и Китая друг на друга, что заведомо поглотит силы сторон. Гегемония США в мире подорвана, и Вашингтону необходимо нейтрализовать своих основных оппонентов.

Россия не может полностью следовать в форватере ни Вашингтона, ни Пекина, она явно не располагает возможностями для того, чтобы столкнуть их между собой, оставшись при этом в стороне. Сложно маневрировать между Пекином и Вашингтоном, не слишком ссорясь с каждым и не растворяясь ни в одном. Кроме того, у России есть дефицит могущественных союзников. Таким оптимальным союзником для России могла бы стать, к примеру, Индия. Формирование соответствующих союзов можно считать приоритетной задачей российской дипломатии в ближайшем будущем. "  (ВЫПИСКА  ИЗ  ИНТЕРНЕТА)




      


Рецензии