ПОЛЕ

В 1962 году, командование научно-испытательного полигона (Кубинка) неожиданно для меня переводит из лаборатории «Радиолокации и телевидения» в артиллерийскую без каких-либо официальных объявлений. Поставили перед фактом, но должность мнс сохранили, однако львиная доля работы склонилась к полевой, испытательной. Это означало, что по штату мне не было положено ни летнего, ни зимнего танкового обмундирования и в короткое время мой внешний вид принял такой, я бы сказал, бомжеватый характер: засаленная шенелишка с облезлыми пуговицами, закрепленными насквозь проволокой, исцарапанные ботинки, не менее издрызганная шапчёнка. Это не удивительно – в танке хватает люков, острых углов и кромок, грязи, в конце концов: достаточно сказать, что при движении по танковой трассе танк может на себе нести  её до 5 тонн. Одним словом – не Мерседес, что и говорить.
     Но заголовок не имеет отношения к полевым испытаниям, а совершенно к другому полю – электромагнитному. Как ответственный за испытания телевизионного устройства съёма координат (УСК) на опытном объекте 150 проводил его настройку, а на голове находился очередной казенный засаленный шлемофон, принадлежность экипажа данной машины, на редкость липкий и кислым запахом. Большой необходимости в нём не было – работы проводились на месте – и я его снял, повесив перед собой на прицел. С удивлением обнаружив, что вся моя длительная настройка нулей, определяющая положение управляемого снаряда в поле зрения прицела, не привела к желаемому результату, начал повторять регулировки, чему шлемофон, оказывается, мешал.
     Сняв его с прицела, обнаружил, что аппаратура сама обнулилась: оказалось, что она не имеет защиты от магнитного поля элементов ТПУ шлемофона! А как тогда магнитные и электромагнитные поля в корпусе машины повлияют на аппаратуру при других положениях башни? Существенно повлияла, до недопустимых значений!
     Забежав в лабораторию и увидев, что специалист КБ-1 Д.И.Бавыкин занимается практически той же, что и я, настройкой, только на стенде, выскочил в свою старую лабораторию за магнитом от американского магнетрона. Держа магнит за спиной, вернулся назад, остановившись в дверях, метрах в 5 от устройства съема координат. Смотрю, что Дмитрий Иванович забеспокоился, а когда я подошел в плотную, вдруг быстро выключил аппаратуру. Спрашиваю в чем дело? Говорит, что что-то клацнуло: нули ушли на 40 вольт (т.е. на край поля зрения).
      Доработка в КБ-1 не заняла много времени: отклоняющие катушки диссектора обмотали несколькими слоями пермаллоя.


Рецензии