Хроники тропы Глава 4

    Глава 4
    Ночной


     Близился час сумерек. Если бы я находился на вершине плато, то смог бы ещё видеть Солнце, но сюда его лучи  уже не проникали. Стояло самое лучшее время года, когда удаётся хорошо выспаться днём, и наряду с этим, имеется возможность долго бродить в длинных сумерках. Несколько ранее – в сезон обильного таяния в горах снега, Солнце вообще почти не скрывается в течение многих оборотов Луны. Приходится бодрствовать при ярком освещении, что иногда временно сказывается на остроте зрения.
     Я решил, что настало время покинуть место дневной лёжки, располагавшейся на  границе криволесья и осыпей, и начать спуск в долину ручья. Там внизу проходила наша тропа. По ней я намеревался переместиться к большой воде, так как ещё утром почувствовал, что сегодняшней ночью на мелководье будет много рыбы.
     В задумчивости пробираясь меж светлых стволов, обходя каменные выступы и не забывая при этом лакомиться спелой голубикой,  я вскоре оказался на тропе. И только тут ощутил близкое присутствие БЕСПАЛОГО.
     Что я о нём знал в этот момент?
     Пока весьма немногое.
     Он прошёл по тропе совсем недавно – чуть ранее того времени, когда я решил спускаться. 
     БЕСПАЛЫЙ был один.
     Это он оказался причастным к запаху гари, доносившемуся от водоёма.
     Беспалый не молод.
     Он тащит тяжёлую для него ношу - множество предметов в большом коконе.
     У него не вполне здорова правая нога, скоро он остановится и соорудит логовище.
     Свой путь БЕСПАЛЫЙ знает хорошо, так как уже бывал в этих местах.
     А вот и его следы!
     Самые обычные – без всяких признаков наличия пальцев. На пятках кожа очень грубая и толстая, покрыта глубокими симметричными морщинами. Таким ступням должны быть нипочём ни острые камни, ни горячие угли.
     Одним словом, славные у БЕСПАЛОГО ступни! Чего никак не скажешь о походке.
     Походка БЕСПАЛОГО явно «подкачала»! Но это уж их общий недостаток.
     Известно, что ходят БЕСПАЛЫЕ, выворачивая ноги носками наружу – это совсем не рационально с точки зрения затраты сил.  Когда идут, ступни они ставят не строго по одной линии, таким образом, одна нога никогда не «знает», в каких условиях только что побывала другая. И они совсем не используют руки для поддержания равновесия, будто они им даны только для хватания и создания предметов. Может, именно из-за своего неумения правильно ходить, БЕСПАЛЫЕ редко покидают тропы?
     Ладно! Теперь, думаю, мне стоит немного пройтись следом за этим БЕСПАЛЫМ, чтобы попытаться понять его планы. Возможно, удастся и найти что-то полезное, какой-нибудь предмет.
     Через короткое время я действительно обнаружил предмет БЕСПАЛОГО, но эта находка не принесла мне удовлетворения. Я и раньше находил такие предметы. И они никогда не представляли для меня какой-либо ценности.
     Или мне непонятно их назначение?
     Это была та маленькая, дурно пахнущая палочка, которую частенько бросают БЕСПАЛЫЕ. Но, прежде чем выбросить, они пытаются её съесть. Вставляют в рот и поджигают. Они же любят поджигать добычу перед съедением! Но эта палочка никогда не загорается, а только дымит, источая противный запах. В результате, не получив того, что хотел, БЕСПАЛЫЙ выплёвывает остаток палочки. Через некоторое время он вставляет в рот другую, точно такую же палочку.
     И я с отвращением вдавил остаток зловонного предмета в мох.

                * * *

     Следуя на почтительном расстоянии за БЕСПАЛЫМ, я дошёл до того места, где на протяжении короткой дистанции тропу пересекают несколько ручьёв. Они образовались здесь недавно – ещё на моей памяти из-за обвала скалы выше по склону. Прежде запруженное  камнями озерко на плато теперь свободно изливалось в ущелье.
     Вскоре я почувствовал, что идущий впереди БЕСПАЛЫЙ сначала замедлил ход, а затем и вовсе остановился. Тогда я тоже пошёл медленнее, и крался до тех пор, пока не увидел его со спины.
     Он стоял на коленках и пил воду из ручья, используя при этом особый предмет. Предметов, подобных этому я находил множество и даже пробовал из них пить, подражая БЕСПАЛЫМ, но они царапали рот и сминались в руках. Впоследствии я сделал вывод, что они годятся только для того, чтобы их давить.
     Итак, БЕСПАЛЫЙ стоял на коленях, пил воду и чего-то тихо бормотал. Потом прицепил предмет, из которого пил к своему кокону, при этом другой предмет соскользнул у него с руки. Но БЕСПАЛЫЙ почему-то не стал подбирать этот предмет. Возможно, он просто не обратил на него внимания. Вообще – судя по рассказам, они очень невнимательны. И им всегда надо совершать несколько дел одновременно.
     БЕСПАЛЫЙ поднялся, оглянулся по сторонам, ловко поворачивая шею – она у них гораздо более подвижна, чем у нас – потом быстро зашагал по тропинке прочь.
     Дождавшись, когда он поднимется на бугор и скроется из виду, я в два прыжка достиг ручья, и вот у меня в руках уже этот оставленный им блестящий предмет.
     Предмет был невелик, но весьма необычен. Между двумя полосками кожи находился небольшой диск. На нём под слоем прозрачного льда были нанесены какие-то знаки, но не похожие на те, что старик имеет обыкновение чертить прутиком на песке. А в середине диска располагались три палочки разного размера, самая длинная из которых вращалась. К тому же, диск издавал своеобразные тихие постукивания.
     Первым моим порывом было желание попробовать остановить вращение палочки, но для этого надо было сначала разбить лёд. Потом, поразмыслив, я не стал делать этого.
     Лучше посмотрю, что будет позже, какие изменения произойдут с диском по истечению некоторого времени, например, перестанет ли палочка вращаться или будет продолжать, а, если будет, то сколько.
     Самым лучшим местом для хранения предмета мне показался собственный рот, таким образом, я положил предмет за щёку.
     «Когда стану есть, я просто выплюну предмет на землю, а затем снова положу за щёку» - сказал я себе, после чего отправился дальше по тропе.
     Шаги БЕСПАЛОГО, идущего впереди меня, становились всё короче. Скоро он должен будет совсем остановиться – они не любят ходить в сумерках. Я даже знал, где это примерно должно произойти. Вероятнее всего, там – у последнего ручья. Он устроит себе логовище, создаст огонь и станет пожирать добычу. А потом будет спать и уже не сможет воспринимать ничего из происходящего вокруг него. Старик говорил, что когда они спят, у них как бы отключаются все органы чувств. И их тогда легко застать врасплох.
     С чем это связано?
     Возможно, они ко времени сна сильно утомляются, так как им приходится в течение дня проявлять постоянную заботу о многочисленных предметах, находящихся при них. По словам старика, БЕСПАЛЫЕ вообще не умеют просто спокойно жить, а могут лишь заботиться. Им всегда необходимо что-то делать, причём сразу несколько дел. Если даже они сидят в зарослях и ловят рыбу, то одновременно ещё и размахивают руками, убивая на своём теле насекомых. При этом оба дела не ладятся. Рыба, пугаясь, прячется, а убитые насекомые скатываются в траву, БЕСПАЛЫЙ же их даже не ищет, потому что знает, что всё равно не найдёт – настолько они малы.
     Я пошевелил во рту языком, чтобы лучше почувствовать предмет, оброненный беспалым. Полоски кожи, прикреплённые к диску, начали растворяться слюной. Их вкус был слегка солоноватым.
     Предметы…
     Сколько же их у него, и какие разные! Среди них встречаются весьма любопытные.
     Вспоминаю – старик рассказывал.
     Было это давно, шерсть на его груди ещё только начинала белеть. Однажды, в предзимнюю пору, когда сумерки переходят в продолжительную холодную ночь, а вода по кромке озера начинает покрываться тонкой корочкой льда, он заметил издалека предмет, который быстро плыл от противоположного берега. Предмет создавал волны и сильно ворчал. Внутри него находилось двое БЕСПАЛЫХ. Они не захотели переплывать большую воду, а причалили к одному из островов, находящемуся довольно далеко от того берега, где стоял старик. Там они стали ловить рыбу.
     Ночью, когда БЕСПАЛЫЕ спали, старик подплыл к острову, чтобы исследовать этот диковинный предмет.
     Он забрался внутрь предмета и сначала стал дёргать за ту жилу, которую дёргали БЕСПАЛЫЕ, когда хотели, чтобы предмет начал ворчать. У него ничего не получалось, но он всё же продолжал дёргать за жилу, пока совсем её не оторвал. После этого он столкнул предмет в воду, и поплыл, подгребая руками.
     Предмет слегка раскачивался на воде, и старику это понравилось. Он стал раскачивать предмет сильнее, попеременно наваливаясь то на один, то на другой его край. Вода вливалась внутрь предмета, и раскачивать становилось всё труднее. Но старик был силён и не хотел сдаваться. Так продолжалось до тех пор, пока предмет не перестал раскачиваться вовсе, но вместо этого быстро затонул.
     Весь следующий день, затем ночь и ещё один день и одну ночь старик мог наблюдать за БЕСПАЛЫМИ. Они больше не ловили рыбу, а только бегали по острову, жгли огонь и рычали друг на друга. Ещё они громко кричали, пугая остановившихся на отдых перелётных гусей, но, кроме гусей, их слышали только старик да окрестные склоны.
    На третий день они перестали кричать. Им удалось свалить большую ель, и они воспользовались ею, как плавучим предметом. Сев верхом на ствол, БЕСПАЛЫЕ поплыли к тому берегу, где находился старик, подгребая ветками и собственными ногами. Ствол ели оказался не таким удобным для плавания, как утонувший накануне предмет. Он вращался на воде, да так, что один из БЕСПАЛЫХ недалеко от берега соскользнул в воду, и уже плыл, держась за ствол. И почему-то купание не доставляло ему удовольствия – старик это явно видел.
     Потом БЕСПАЛЫЕ снова создали огонь и долго прыгали вокруг него, после чего ушли куда-то, может быть за новым плавающим предметом…

                * * *

     Я продолжал следовать за БЕСПАЛЫМ, до тех пор пока не почувствовал, что он дальше сегодня не пойдёт.
     По ущелью разливались густые сумерки.
     Что ж! Если я захочу снова увидеть его, то смогу сделать это в любой момент.
     Я свернул с тропы и направился вниз к большому ручью, намереваясь провести ночь, стоя по щиколотку в бурлящей воде и любуясь нечёткими отблесками лунного света на устилающей дно округлой гальке. Попутно можно ловить замешкавшуюся рыбу. А ещё можно поднять голову к блеклым северным созвездиям, вдохнуть, расширив ноздри, а потом на выдохе произнести негромкое:
     «Э-х-х-х-х!»


Рецензии