Шапка и война

В конце 30-ых годов в Советском Союзе ведущими маршалами была выдвинута новая военная доктрина, предполагавшая использовать в качестве основного вооружения Красной армии шапку. Главными наступательными маневрами данной концепции стали: стратегическое заваливание, тактическое забрасывание, а также оперативное закидывание врага шапками красноармейцев. Предполагалось превратить шапку из простого предмета обмундирования в мощное и эффективное
средство вооружения, поражающее живую силу и технику потенциального агрессора.
Новая военная доктрина получила всестороннюю поддержку Политбюро ЦК во главе с т. Сталиным, по заданию которого в стране началось массовое шапочное производство, контроль за которым был поручен главному коннику страны               т. Буденному.  Утвержденная на самом высоком уровне модель многоцелевой
противопехотной шапки была запушена в серийное производство, и уже к концу 38-го года, после всесторонних полевых испытаний, поступила на вооружение Красной Армии. "Шапками закидаем!" - этот девиз, выдвинутый профсоюзом железнодорожников, был вскоре подхвачен бойцами - красноармейцами и возведен в ранг основного боевого клича при наступлении, вместо надоевшего старорежимного - "Ура!"
Однако, при всех плюсах, данная модель шапки имела ряд существенных недостатков. Отсутствие синтетических материалов и неоверложенность швов делали эту модель противопехотной шапки недостаточно прочной и боеспособной, к тому же, малые размеры шапки не обеспечивали достаточной покрываемости живой силы противника, что наглядно проявилось в финской кампании 39-го года, неудача в которой была вызвана не наличием линии Маннергейма, как утверждают некоторые историки, а несовершенством основной шапки, и слабой обученностью личного состава Красной Армии в метании шапки на дальность и точность.
Негибкость массового производства устаревшей основной шапки, затоваренность ею складов армии, ее неманевренность и малая эргономичность в сочетании с морально деградировавшей за три года конструкцией и основными характеристиками привело, кроме прочего, к неудачам Красной Армии в начальный период Великой отечественной войны, когда значительное количество шапок было уничтожено фашистской авиацией на складах, так и не успев быть использованными по назначению. Уцелевшая же часть шапок практически полностью была приведена в негодность молью, специально выведенной для этой цели в секретных лабораториях рейха.
Основная шапка значительно уступала немецким танкам и артиллерии в скорозакидываемости и удельной накрываемости. Оставшиеся после первого немецкого удара шапки не могли обеспечить необходимой закидываемости превосходящих сил противника. В связи с чем Государственный комитет обороны принял решение о перепрофилировании практически всех ателье в шапочные фабрики. А ведущие дома моделей были преобразованы в КБ и обязаны в          кратчайшие сроки разработать новую, отвечающую современным требованиям, шапку.
В это время фашистские захватчики решили привести в исполнение вторую часть плана "Барбаросса", состоявшую в молниеносном ударе по московскому Кремлю с целью захвата и осквернения шапки Мономаха, главной шапки страны, святыни русского народа.
Но фашистские вожди просчитались.

Советские люди, осознавая тяжелое положение Красной армии на фронтах, добровольно сдавали свои головные уборы в резерв армии. "Все для фронта, все для победы!" - все, от кружевных чепчиков младенцев до старых дедовских ушанок, все было отдано на оборону родины. И враг был остановлен.
Остановлен в 30-ти километрах от Грановитой палаты. Особенно отличились при обороне Москвы 28-мь героев-панфиловцев, чей метод обвязываться шапками и бросаться под танки противника впоследствии вошел в исторические учебники
как образец беспримерного мужества советских солдат и несгибаемости их шапок. Именно в это время советский летчик Талалихин первым провел ночное набрасывание шапки на кабину вражеского самолета. "В шапке или на шапке" - таков был девиз того героического времени.
Выдержав первый натиск немецких войск, и отбросив врага от Москвы в конце 41-го года, Красная армия получает новые современные виды шапок, в кратчайшие сроки разработанные в советских КБ, и ставшие залогом будущей победы. Эти шапки и их модификации стали грозным закидаточным оружием, позволившим выиграть   Сталинградскую битву зимой 42-го года. Именно под Сталингладом были в большом количестве применены разрывные, трассирующие шапки, а также, шапки со смещенным центром тяжести, которые впоследствии были запрещены Ассамблеей ООН в 1947г. Особой популярностью у солдат пользовались самозакидывающиеся шапки, которые самозакидывались сразу на 5-7 солдат противника, и шапки с тяжелыми генеральскими кокардами, надолго выводившие врага из строя.
Не отставали от фронта и бойцы тыла - партизаны. Отряды Ковпака и Федорова совершали длительные рейды по тылам противника и путь их был отмечен пущенными под откос вражескими составами, подбитыми танками и горами трупов фашистских оккупантов, заваленных горой их же собственных шапок. "Закидаем врага на его территории его же шапками" - таков был лозунг советских партизан. Это они практически доверху закидали шапками секретный бункер фюрера под Ровно, считавшийся дотоле неприступным и непробиваемым, они обеспечили замерзание обесшапленного врага в суровые зимы, его деморализацию, и внесли существенный вклад в его полное уничтожение.
В период середины 43-го года совершившая коренной перелом в войне Советская армия начинает еще беспощаднее бить отступающего фашистского монстра. И получает в это время все новые и новые, еще более совершенные, виды шапочного вооружения. Именно в 43-м году ведущими конструкторами создаются лучшие образцы советских шапок: ШКАС (шапочно-кумулятивный автомат Стечкина); ШВАК (шапочно-вакуумный автомат Кепкина) и ППШ (пропивопехотно-противотанковая шапка) с повышенной дальностью закидывания конструкции знаменитого закройщика Пилоткина.
Вооруженные новым автоматическим шапочным оружием советские бойцы уже не останавливаясь гнали врага к его логову, чтобы там навеки закидать шапками и похоронить в могиле истории. Неописуемыми примерами мужества и отваги испещрены исторические документы о том времени. Немецкие архивы до сих пор хранят сведения протоколов и личные впечатления фашистских генералов о действиях "дремучей дивизии", состоявшей из сводных якуто - ненецких полков,
вооруженных особо смертельными шапками из таежного зверя, наводившими священный трепет даже на отборные войска СС.





Наряду с возрастающим производством современных советских шапок, на территорию СССР поступает шапочное вооружение союзников: синтетические американские блейзеры для бейсбола, и хорошо зарекомендовавшие себя английские пробковые шлемы, использование которых тоже внесло свой весомый вклад в победу над общим врагом.
Для нейтрализации происков врага на советской территории НКВД создает специализированные отряды СМЕРШ (смертельная шапка) успешно искореняющие и закидывающие практически всю шпионско-подрывную деятельность фашистских прихвостней во вновь освобожденных районах СССР.
Конец 44-го и начало 45-го годов ознаменовалось забрасыванием врага уже на его территории. При этом мастерство и меткость личного состава советской армии непрерывно росли, и достигли своего апогея в ходе операции по заваливанию Берлина. Эскадрильи советских самолетов сбросили на столицу рейха до 10 тысяч 75-ти шапочных фугасных бомб, артиллерия вела беспрерывный огонь
подкалиберными шапками по Зееловским высотам, что после взятия высот
способствовало увеличению их высоты еще на десять метров. Рейхстаг, Бранденбургские ворота и Унтер-ден-Линден были буквально погребены под слоем первоклассных советских шапок, на куче которых и состоялось историческое подписание акта о капитуляции фашистской Германии.
Во время Великой отечественной войны советское правительство учредило множество шапок-наград, вручавшихся особо смелым и героически сражавшимся советским воинам. Так, были учреждены: Плюшевая треуголка трех степеней (вручавшаяся за личное мужество), драповая кепка (за идейную стойкость) и особо почетная награда шиншилловая буденовка, обладание которой приравнивалось к званию героя Советского Союза.
За годы войны шапка прочно вошла в сознание советских бойцов и работников тыла. Появилось много различных народных пословиц и поговорок об этом непобедимом советском оружии, как то: "На вору и шапка горит", "Все дело в шапке", "Одна шапка - хорошо, а две - лучше", "Получить по шапке" и мн.другие. Советские мастера кисти, вдохновленные силой шапки создали бессмертные шедевры шапкинианы, такие как: "Товарищ Сталин забрасывает фельдмаршала Манштейна шапкой Мономаха", "Маршал Шапошников варит языка", "Солдат Егоров черпает пилоткой воду из Рейна", которые украшают лучшие музеи СССР. А стихотворные поемы Евгения Ушанкина: "Навеки в шапке" и "Люди и шапки" - стали классикой поэтического творчества военной тематики.
В послевоенное время с созданием атомной бомбы и напалмовой смеси шапка практически утратила свои боевые функции, но память о ней, как о победоносном советском оружии в годы Великой отечественной войны, навсегда останется в сердцах советских людей.


Рецензии
Прочитал с удовольствием.

Василий Семенов   20.03.2012 17:32     Заявить о нарушении