Анна Монсъ

                Анна Монсъ.

     Люди часто  хотят   заглянуть   в   прошлое...   Зачем?..
Несправедливость, которую мы видим каждый день, горе, ложь.. -
неужели раньше всего этого было меньше? Конечно, нет.
     Я думал  об  этом,  гуляя в Лефортово.   Ну где оно,  это
прошлое?   Дома?  Да,  старинные.  Большая  часть,   наверное,
построена при Сталине - и мало что при царе. Рельсы, трамваи -
тоже нечасто все это увидишь, тоже старина. Но ведь при Петре,
к примеру, почти ничего из этого не было. Все поменялось с тех
пор,  может быть не осталось и камня на камне.  Но ведь что-то
же все-таки сохранилось?
     Все встречные дома, все деревья я внимательно изучил - на
предмет их   древности;   иногда  мне  казалось,  что  прошлое
прячется за спиной - надо только подкараулить его и неожиданно
обернуться: там будут причудливые коляски,  дамы в шляпках и с
зонтиками... Лефортово...
     И все-таки,   как  это  понять,  ведь  если  не  осталось
ничего... Почему тогда мимо этих мест нельзя пройти просто так
- невольно ощущаешь чье-то незримое присутствие? Я долго думал
над  этим.  Обладая  аналитическим  складом  ума,   я   сделал
единственный возможный вывод:  существует дух, т.е. субстанция
нематериальная,  неподверженная  законам  нашей  физики.  Или,
скажем так, существует нечто.
     Эту штуку я назвал для себя душой.  А что?  Почему-то все
считают, что  душа  у  нас одна - да ничего подобного.  Душа -
явление коллективное,  она принадлежит не одному  человеку,  а
ему  и  всем его друзьям вместе взятым.  Но всегда бывает так,
что человек состоит в нескольких компаниях,  друг с другом  не
совместимых. Приходится признать, что один человек может иметь
сразу несколько душ.  В самом деле, как часто мы имеем близких
друзей,   которые  друг  друга  знать  не  желают!  Приходится
разрываться между ними - и для кого-то  это  может  быть  даже
трагедией. А просто дело все в том, что приходится разрываться
между половинками, четвертинками и проч. своей души.
     Но продолжим. Тело, душа... А что же такое тогда человек?
Или, скажем  для  определенности,  личность?   И   вот   такая
получается картина мира: существует трехмерный физический мир,
по которому бродят тела;  существует идеальный мир  (тоже  как
минимум трехмерный,  это несложно доказать математически),  по
которому бродят души, которые тоже сами по себе; а вот то, что
их связывает, эти два мира - и есть личность! То-есть личность
ставит в соответствие тело - душе,  или наоборот, а чаще всего
нескольким телам  -  одну  душу,  одному телу - несколько душ.
Получается так,  что  личность  -  это  функция,  ставящая   в
соответствие миру тел - мир душ!
     ... Я рассеянно глянул на жухлую травку,  что  выбивалась
из трещин  в  асфальте,  потом  на  серенькое  небо;  вся  эта
схоластика не на шутку меня увлекла,  так что всякую секунду я
рисковал столкнуться если не с  прохожим,  то  с  деревом  или
светофором...
     Или, скажем громче - функционал!
     ... Я позволил себе на минуту  расслабиться - и  посидеть
на скамеечке возле узорной чугунной ограды...
     А ведь  сколько последствий у этой теории:  например,  из
нее следует,   что   душа   тоже  смертна.  Дело  в  том,  что
отображение  нашего  пространства  на  нематериальный  мир  не
должно переводить конечный объект в бесконечный,  иначе к нему
тогда не подобрать обратного отображения!  Души тоже  смертны.
Кто  бы  мог  подумать!  Но  личность - бессмертна!  Это очень
просто:  если мы считаем,  что личность -  это  функция,  или,
иначе говоря,  свод  правил, переводящий одно  пространство  в
другое,  то как может погибнуть свод правил?!  Он  либо  есть,
либо его нет.
     А вот  еще  интересно:  если  изначально  личность  может
появиться только  на стыке тело-душа,  то дальнейшая ее судьба
может быть совершенно  самостоятельной.  В  самом  деле, когда
функция  уже  существует,  она  может  действовать  не на один
лишь объект,  а на очень и очень многие.  По законам, заданным
этой  функцией, может  быть  построен дом,  корабль,   создана
скульптура, написана  музыка...   Творец   живет    в    своих
произведениях! Но  ведь  не  только  творец и не только гений.
Неуловимая  логика,  лежащая  в  основе  каждой,  даже   самой
заурядной индивидуальности,  не  видна,  незаметна,  -  но она
есть; она прячется - но можно ее увидеть.
     И вся эта теория мне потребовалась лишь для  того,  чтобы
объяснить, что  когда  я  встретил  вывеску   над   входом   в
кафе:"Анна  Монсъ"  - и посмотрел вокруг - я вдруг понял,  что
она здесь не  случайно,  что  ее  не  может  не  быть!  Что-то
осталось  здесь в Лефортово от любовницы Петра,  большее,  чем
просто имя...
     Говорят, что   когда   впервые  сфотографировали  Рим  из
космоса - результат вышел поразительным:  на фоне  современных
перпендикулярных улиц  вдруг  отчетливо  проступили  кольца на
месте дорог древнего Рима - хотя на самом деле от  них  ничего
не  осталось,  просто  какой-то  забор  стоит на старом месте,
какой-то дом в сотый раз выстроили  на  прежнем  фундаменте...
Вообще,  в нашей жизни сохранилось от прошлого гораздо больше,
чем это может показаться на первый взгляд.
     Повернув голову,  я опять  посмотрел  на  надпись.  "Анна
Монсъ".  Буквы старинного начертания, на конце твердый знак. Я
прочитал несколько раз по слогам эту  вывеску.  Почему-то  она
убедила меня окончательно,  что ничто не исчезает в этом мире,
ничто.
     Я постоял над Яузой,  потом сошел с моста и долго брел по
тротуару. Как все-таки странно наше  восприятие:  я  думал  об
истории России  -  и  во  мне  смешалась  история  -   и   моя
собственная  жизнь,  казалось,  что  я  сам  говорил с Анной -
слышал ее голос, помню ее легкую - летящую - походку. Какая-то
чушь.
     Хотя, с другой стороны,  все правильно:  история - это не
абстрактное  понятие.  Словно  эмбрион,  в  своем  развитии мы
переживаем историю своей культуры;  и она интересна  нам  лишь
поскольку  связана  с  чем-то  личным.  Абстрактные понятия не
могут сильно тревожить душу - во всяком случае долго...

  ...Звонят над шубкой меховою
     В которой ты была в ту ночь.

     За спиной грохотала машина по жутким  ухабам  -  но  если
закрыть  глаза,  то  можно представить себе,  что это грохочет
телега по булыжной мостовой  -  и  сразу  слышны  голоса  тех,
других,  прохожих, голоса мальчишек - разносчиков (Боже, какое
непривычное у них произношение...)


Рецензии
Мне нравятся такие прогулки и такое путешествие в прошлое. И ваше объединение материалистов и идеалистов тоже интересное. Катерина

Екатерина Адасова   23.03.2015 10:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.