Анна Монсъ
Люди часто хотят заглянуть в прошлое... Зачем?..
Несправедливость, которую мы видим каждый день, горе, ложь.. -
неужели раньше всего этого было меньше? Конечно, нет.
Я думал об этом, гуляя в Лефортово. Ну где оно, это
прошлое? Дома? Да, старинные. Большая часть, наверное,
построена при Сталине - и мало что при царе. Рельсы, трамваи -
тоже нечасто все это увидишь, тоже старина. Но ведь при Петре,
к примеру, почти ничего из этого не было. Все поменялось с тех
пор, может быть не осталось и камня на камне. Но ведь что-то
же все-таки сохранилось?
Все встречные дома, все деревья я внимательно изучил - на
предмет их древности; иногда мне казалось, что прошлое
прячется за спиной - надо только подкараулить его и неожиданно
обернуться: там будут причудливые коляски, дамы в шляпках и с
зонтиками... Лефортово...
И все-таки, как это понять, ведь если не осталось
ничего... Почему тогда мимо этих мест нельзя пройти просто так
- невольно ощущаешь чье-то незримое присутствие? Я долго думал
над этим. Обладая аналитическим складом ума, я сделал
единственный возможный вывод: существует дух, т.е. субстанция
нематериальная, неподверженная законам нашей физики. Или,
скажем так, существует нечто.
Эту штуку я назвал для себя душой. А что? Почему-то все
считают, что душа у нас одна - да ничего подобного. Душа -
явление коллективное, она принадлежит не одному человеку, а
ему и всем его друзьям вместе взятым. Но всегда бывает так,
что человек состоит в нескольких компаниях, друг с другом не
совместимых. Приходится признать, что один человек может иметь
сразу несколько душ. В самом деле, как часто мы имеем близких
друзей, которые друг друга знать не желают! Приходится
разрываться между ними - и для кого-то это может быть даже
трагедией. А просто дело все в том, что приходится разрываться
между половинками, четвертинками и проч. своей души.
Но продолжим. Тело, душа... А что же такое тогда человек?
Или, скажем для определенности, личность? И вот такая
получается картина мира: существует трехмерный физический мир,
по которому бродят тела; существует идеальный мир (тоже как
минимум трехмерный, это несложно доказать математически), по
которому бродят души, которые тоже сами по себе; а вот то, что
их связывает, эти два мира - и есть личность! То-есть личность
ставит в соответствие тело - душе, или наоборот, а чаще всего
нескольким телам - одну душу, одному телу - несколько душ.
Получается так, что личность - это функция, ставящая в
соответствие миру тел - мир душ!
... Я рассеянно глянул на жухлую травку, что выбивалась
из трещин в асфальте, потом на серенькое небо; вся эта
схоластика не на шутку меня увлекла, так что всякую секунду я
рисковал столкнуться если не с прохожим, то с деревом или
светофором...
Или, скажем громче - функционал!
... Я позволил себе на минуту расслабиться - и посидеть
на скамеечке возле узорной чугунной ограды...
А ведь сколько последствий у этой теории: например, из
нее следует, что душа тоже смертна. Дело в том, что
отображение нашего пространства на нематериальный мир не
должно переводить конечный объект в бесконечный, иначе к нему
тогда не подобрать обратного отображения! Души тоже смертны.
Кто бы мог подумать! Но личность - бессмертна! Это очень
просто: если мы считаем, что личность - это функция, или,
иначе говоря, свод правил, переводящий одно пространство в
другое, то как может погибнуть свод правил?! Он либо есть,
либо его нет.
А вот еще интересно: если изначально личность может
появиться только на стыке тело-душа, то дальнейшая ее судьба
может быть совершенно самостоятельной. В самом деле, когда
функция уже существует, она может действовать не на один
лишь объект, а на очень и очень многие. По законам, заданным
этой функцией, может быть построен дом, корабль, создана
скульптура, написана музыка... Творец живет в своих
произведениях! Но ведь не только творец и не только гений.
Неуловимая логика, лежащая в основе каждой, даже самой
заурядной индивидуальности, не видна, незаметна, - но она
есть; она прячется - но можно ее увидеть.
И вся эта теория мне потребовалась лишь для того, чтобы
объяснить, что когда я встретил вывеску над входом в
кафе:"Анна Монсъ" - и посмотрел вокруг - я вдруг понял, что
она здесь не случайно, что ее не может не быть! Что-то
осталось здесь в Лефортово от любовницы Петра, большее, чем
просто имя...
Говорят, что когда впервые сфотографировали Рим из
космоса - результат вышел поразительным: на фоне современных
перпендикулярных улиц вдруг отчетливо проступили кольца на
месте дорог древнего Рима - хотя на самом деле от них ничего
не осталось, просто какой-то забор стоит на старом месте,
какой-то дом в сотый раз выстроили на прежнем фундаменте...
Вообще, в нашей жизни сохранилось от прошлого гораздо больше,
чем это может показаться на первый взгляд.
Повернув голову, я опять посмотрел на надпись. "Анна
Монсъ". Буквы старинного начертания, на конце твердый знак. Я
прочитал несколько раз по слогам эту вывеску. Почему-то она
убедила меня окончательно, что ничто не исчезает в этом мире,
ничто.
Я постоял над Яузой, потом сошел с моста и долго брел по
тротуару. Как все-таки странно наше восприятие: я думал об
истории России - и во мне смешалась история - и моя
собственная жизнь, казалось, что я сам говорил с Анной -
слышал ее голос, помню ее легкую - летящую - походку. Какая-то
чушь.
Хотя, с другой стороны, все правильно: история - это не
абстрактное понятие. Словно эмбрион, в своем развитии мы
переживаем историю своей культуры; и она интересна нам лишь
поскольку связана с чем-то личным. Абстрактные понятия не
могут сильно тревожить душу - во всяком случае долго...
...Звонят над шубкой меховою
В которой ты была в ту ночь.
За спиной грохотала машина по жутким ухабам - но если
закрыть глаза, то можно представить себе, что это грохочет
телега по булыжной мостовой - и сразу слышны голоса тех,
других, прохожих, голоса мальчишек - разносчиков (Боже, какое
непривычное у них произношение...)
Свидетельство о публикации №212010600864
Екатерина Адасова 23.03.2015 10:47 Заявить о нарушении