Жизнь Юрия Феличкина. 3

Жизнь Юрия Феличкнина.3.
     В 1913 году отца назначили воинским начальником в Якутск.
    Незабываемые для мальчишки впечатления от этого путешествия. Неделя поездом по Великому Сибирскому пути, потом на лошадях и дальше колесным пароходом по величественной Лене среди скалистых берегов.
  С началом войны отец, уже подполковник, оказался в Риге начальником 7-ого отдела штаба армии.7-ой отдел-это разведка и контрразведка. Отец много работал и «поймал» не одного немецкого шпиона из числа прибалтийских баронов, которые сотрудничали с  врагом, шпионили и ждали прихода германской армии. Эта работа позже стоила ему жизни в застенках гестапо в январе 1943 года в Париже.., о чем я расскажу позже.
   Отец не был революционером ,но после поражения в русско-японской войне и последующих событий, понимал что династия Романных  ведет страну к гибели. Когда произошла  февральская революция, он вышел в отставку, а позже не был ни стороне белых ,ни на стороне красных.
   Учеба в гимназии у меня  шла  через пень-колоду…И все же замечательные были времена. В павильоне городского парка с куплетами выступал Леонид Утесов.
     Я- комиссар!
     В груди пожар
     Горит бушующим огнем…
     Большевики!
     Вперед штыки!
     Все остальное нипочем…
 Был в то время в Одессе еще другой  популярный куплетист,- Власенко..Мы бегали и его  слушать.
   Денег нет, возьмите дом,
   Буржуа хлопочет.
   Но сердитый исполком
   Дома брать не хочет.
   Говорит им исполком:
   У нас все по  плану,
   Мы потом возьмем и дом,
   Дайте чистоганом…
   Весной 1918 года в Одессу вступили немецкие и австрийские войска. На Приморском бульваре прогуливались офицеры с моноклями в компании дамочек, ищущих развлечения.
Революционная Одесса ушла в подполье. Летом революционеры взорвали  артиллерийские  склады, Казалось, вся Одесса взлетела на воздух.Оккупанты не появлялись  в таких районах, как Молдаванка, Слободка-Романовка.
  Каких-то прочных убеждений, взглядов у меня, конечно, не было. Но то, что в городе хозяйничали немцы и австрийцы, с которыми воевал мой отец, определили мой выбор.
Но вот ноябрь 1918 года. Революция в Германии.Немцы и австрийцы уходят. В городе появляются белогвардейские  формирования.В Одесском порту высаживаются французы, греки, сербы…
   Группа  подпольщиков, которая печатала и распространяла прокламации, называлась почему-то «Иностранная коллегия».Не буду долго останавливаться на работе подпольщиков, скажу только, что руководителя группы Смирнова- Ласточкина я видел только раз,но с Жанной Лябурб и Еленой Соколовской виделся несколько раз.Я и мои одноклассники разносили листовки на  французском,греческом, румынском языках.Мы встречались с матросами крейсера «Эрнест Ренан».
    Словно это было вчера, вспоминаю утро, когда мы узнали о  расстреле французской контрразведкой Жанны Лябурб…Много лет спустя во Франции в департаменте Луар и Шер я познакомился с кузинами Жанны.Один был шофером, другой- парикмахером, оба были членами французской  компартии. Кстати, отец Жанны был членом Парижской коммуны.
   Но вот и эти оккупанты  покидают Одессу. На кораблях , стоявших на рейде, появляются  красные  флаги .Матросы братаются с русскими, передают им оружие, на подступах к Одессе разбиты греки и конница Буденного врывается в город.
    В свои 15 лет я был порядочным дылдой и легко выдал себя за  17-летнего.. Меня зачислили телефонистом 2-ого разряда  в 9 гаубичный  полк 3-й Советской Украинской армии.
   В июле 1919 года Деникин снова перешел в наступление.В одну августовскую ночь офицеры дивизиона во  главе с царским штабс-капитаном Шарше де Серсе сняли замки у орудий и переплыли через лиман к белым.Утром нас взяли голыми руками  казаки-кубанцы.В ход пошли шомпола…Командовал кубанцами полковник Эрдели, знавший моего отца по службе...Он приказал дать мне плетей и…отпустить..
   Но недолгим было пребывание Деникина в Одессе.Певичка Анна Степная уже «свободно» пела:
  Улица, улица,
  Улица веселая,
  Эх, ты время-времечко,
  Времечко тяжелое.

  Ром, вино, шампанское
  Рядом с самогонкою-
  Угощенье панское.
  Воспитанье тонкое.

  Улица, улица,.,
  А Деникин журится,
  Что иркутская ЧЕКа
  Разменяла Колчака.
 
  Поздняя  осень.Территория, занимаемая белыми, сжимается ,как шагреневая кожа..25 января 1920 года слышна стрельба на Пересыпи.В порту крики, ругань, давка.Летят в воду чемоданы, юнкера конвоя бьют всех подряд…
   В этой толпе и я с  родителями. А до этого получил такую затрещину от отца!! А  он прежде никогда на меня руку не поднимал. Единственные слова его, которые я запомнил тогда: «Если Ленин считает, что каждая кухарка  может управлять государством, то я не хочу жить в этом государстве…»
    Пятидневный переход по Черному морю. Без пресной воды. Маленькая «Мечта» приняла в свои недра три тысячи человек…И вот мы уже на турецком берегу, мы, по словам Маяковского, «бывшие русские.»


Рецензии