Кто рулит?

     Чаще всего неприятности с воздушными судами происходят, когда ими управляют без должного усердия, либо действия членов экипажа не согласованы, а то и вовсе идут        враздрай (кто кого пересилит).
 На Ил-14 мы вылетали рейсом Сыктывкар - Воркута. Я был вторым пилотом у Е.Ф. Белькова. Задувал у земли очень сильный и порывистый ветер. На Иле большая площадь руля поворота. Передняя стойка шасси у него не управляется и на рулении второй пилот должен держать педали руля поворота в нейтральном положении, чтобы командир корабля носками ног мог раздельно давить на тормоза. При сильном порывистом ветре очень трудно удерживать педали. Для снятия нагрузки с ног пилота иногда включают на земле автопилот, что и сделали. Вырулив на исполнительный старт, мы скороговоркой прочитали контрольную карту и стали взлетать.
   Надо отдать должное командиру, он доверял мне пилотирование на всех этапах полёта и, как правило, если он предварительно не предупреждал, то всегда пилотировал я. Я начал взлёт. Скорость 170 надо поднимать переднюю ногу. Штурвал на себя, но чувствую, он зажат. Я решил, что пилотирование взял на себя командир. Подошла скорость отрыва 210, а самолёт ещё на трёх точках и штурвал всё ещё впереди за нейтральным положением. Я глянул на командира, а он на меня. Штурвал у него был свободен. Мы оба дружно, пересиливая автопилот, потянули штурвалы на себя. Анализируя сущность лётных происшествий, я всегда старался определить их первопричину, чтобы исключить повторение чужих ошибок и не допускать своих. В данном случае командир считал, что я пилотирую, а я подумал, что он корректирует мои действия. Хорошо, что нам в этой ситуации хватило времени и условий выйти из этого положения. С тех пор я на всю оставшуюся жизнь осознал, что передача управления самолётом, и не только, всегда должна осуществляться очень конкретно. От и до. И не только в авиации.   


Рецензии
Александр!
"Передача управления...должна осуществляться очень конкретно". Это так.
В своё время у меня был молодой инструктор по вождению. Он пытался учить меня жёсткому, экстремальному вождению, чтобы при самостоятельной езде уже был выработан условный рефлекс. У меня же с первого дня было стремление к мягкости, осмотрительности и разумному оцениванию обстановки.
Видно было, что инструктора в принципе раздражают взрослые женщины, решившие освоить вождение. Дорога, мол, для молодых, активных, мобильных. А нас - на обочину. Я молча терпела и проглатывала обиды.
Когда мы тренировались на площадке, которая имела вид насыпи и крутым обрывом уходила вниз, я заранее притормаживала и плавно останавливала машину. О, как его это бесило! Парень не знал, что моему терпению тоже есть предел и умею проявить характер.
Однажды проехала до конца на обычной скорости и резко тормознула у самого края. Чётко! Инструктор не успел отреагировать, затормозить дублирующим тормозом. Лицо покрылось испариной. Ведь мы могли кубарем уйти под откос!
Не могли. Он не знал, что водить машину я умела. Научили муж и братья. Нужны были права. И я должна была добросовестно пройти весь этап.
Ваше повествование понравилось.

Вера Редькина   24.12.2015 14:20     Заявить о нарушении
Согласен с вами. Уметь самому и научить другого разные вещи. Большая удача толковый инструктор. Я повидал разных и сам подходил к делу серьёзно, хотя и с юмором. Удачи вам Вера и не только на дорогах! Спасибо за внимание, с Наступающим! Александр.

Александр Бухов   24.12.2015 19:05   Заявить о нарушении