Параскева

1880 год. Клин. Московская губерня. Конец октября. Ветер безжалостно срывает листву. Холодный дождь который день подряд хлестко смывает последние следы золотой осени. Наступает затишье.
Ночью землю покрывает первый снег, а в семье мещан рождается малышка. Через несколько дней в Успенском храме скоро произойдет обряд крещения.

- Батюшка! Крестить девочку хотим. Какое имя ей дано будет?
- Родилась в Святую Параскеву. Прасковьей наречём.

Крестный и крестная дарят малышке крестик и иконку Святой Параскевы.

1890 год. Клин. Московская губерня. Десятилетняя Паня чудо как хороша: голубоглазый ангелочек с льняными волосами. Да и кротости ангельской, не смеет ослушаться ни отца, ни мать. Паня ходит в церковь и уже знает много молитв. Есть у нее и любимая святая. Это Параскева, иконку с образом которой она бережно хранит. Паня знает много о Параскеве, в честь которой она наречена.

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница.Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: "Святая Параскева, нареченная Пятница". Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами.  Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева - покровительница полей и скота. Святая мученица - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.

1897 год. Клин. Московская губерня. В доме царит оживление. Сегодня придут сваты. И жених-то какой сыскался! Сам Георгий Захаров, Гога. Сколько  девушек по нем сохнут: статный, высокий красавец, косая сажень в плечах, черные как смоль кудри, жгучие огромные глаза, брови вразлет. Хоть Гога и сын лавочника, да им, обнищавшим мещанам выбирать не приходится. Панюшке и лестно, и страшно. Как от матушки с батюшкой уйти? Что он за человек, этот Гога? Она его и видела-то прежде лишь издали. Прасковья кинулась к иконке.

"О святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная!"

- Венчается раб божий Георгий рабе божьей Параскеве
  Венчается раба божия Параскева рабу божьему Георгию

1918 год. Клин. Московская губерня. Дом Захаровых. Двадцать один год пролетел быстро. Подрастают пятеро детишек: три дочери и два сына. Младшей Тонечке всего годик. Гога еще год назад ушел на фронт. А сколько же крови ей муженек попил. Хоть и умеет он деньги добывать, да спускает их легко на вертихвосток. Гога еще краше стал. Даже благородные дамы засматриваются на мужа ее. И ведь блудник какой, гуляет и даже от жены не таится! Два года назад вообще в Петербург уехал гулять с какой-то дамочкой, а когда верная Панечка за ним подалась, так он ее представил этой дамочке как свою сестру. У Прасковьи лишь комок к горлу подступил, но виду она не подала. Молиться горячо стала на иконку, которая всегда при ней была

"Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу, Его же преблаженнейшим зрением присно веселитися; моли Всемилостиваго, иже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных; разжени твоими святыми молитвами темный мрак прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим; просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение."
 
Поселил ее Гога недалеко от квартиры, где с дамочкой время проводил. Во время прогулки обратил на Паню внимание видный господин, начал комплиментами осыпать, ручки целовать. Паня, хоть и родила к тому моменту четверых, а все же статная была, красивая, с тяжелой русой косой и синими глазами. Гога как увидел сии ухаживания, так и подскочил. А Паня ему достойно ответила, что коль я бы тебе жена была, тогда бы смотрел, а раз сестра, то и волноваться не о чем. Может понял тогда что Гога, да только в Клин они вместе вернулись. Тогда и Тонечку зачали.
Давно уже в доме нет ни мужа, ни вести от него. Паня, как может, крепится и молится образу на иконке.

"О крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешницех, ускори на помощь нам, ибо зело немощны есмы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствоваши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в нем же ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми Небесными Силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

1921 год. Петроград. Не вернулся Гога. Затерялись его следы на далеких рокадах страшных войн. Старший сын подрос и перебрался в Петроград. Здесь работы больше. Уговорил и мать к нему переехать с сестрами и братьями. Жить хоть и тесно, и впроголодь, но все же вместе веселей. Прасковья все еще ждет мужа, но уже носит только черную одежду. Детей воспитывает в строгости и любви к Господу. Может, когда-нибудь жизнь и наладится.
1946 год.

Тосно близ Ленинграда.
Проклятая война, что ты сделала с семьей Прасковьи? Ты покалечила двух ее сыновей Женю и Борю и всю оставшуюся жизнь они будут страдать от фронтовых ран. Ты допустила, что среднюю доченьку Зиночку угнали в концлагерь. Она вернулась, успела родить дочь, зачатую в концлагере и умерла от туберкулеза. Прасковья, сколько сможет, будет растить сиротинку. Один зять погиб и старшая дочь Вера стала вдовой. Ей в одиночку поднимать малышку Люсю. Другой зять, весь покалеченный вернулся, но вернулся к другой, той, что спасла ему жизнь. А Тонюшка стала соломенной вдовой и Вовку ей тоже растить в одиночестве.

- Как же жить дальше, Параскева, заступница бабья?

 "Святая невесто Христова, многострадальная мученице Параскево! Вемы, яко от юности твоея ты всею душею твоею и всем сердцем твоим возлюбила еси Царя славы, Христа Спасителя и Ему единому уневестилася еси, раздавши имения твоя неимущим и бедным. Ты силою благочестия твоего, твоим целомудрием и праведностию, яко лучами солнечными, просияла еси, живши свято среди неверных и безбоязненно проповедавши им Христа Бога. Ты, от дней юности твоея, наученная твоими родителями, всегда благоговейно чествовала дни искупительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, Его же ради и сама добровольно пострадала еси..."

1950 год. Тосно близ Ленинграда. Кладбищенская церковь. Отпевают Прасковью. На груди ее лежит иконка с Параскевой. Сестры Вера и Тоня рыдают, обнявшись. У них на двоих трое детей: по своему ребенку и племянница-сиротка. Последними словами матери было благословение и наказ позаботиться о сироте.

"Ты, опаляемая свещами, единою молитвою твоею ко всесильному Господу угасила еси огнь естественный, и тем же пламенем, чудесне возжженным чрез ангела Божия, попаливши неистовых беззаконников, мног народ привела еси к познанию истиннаго Бога. Ты, во славу Господа приявши мечное главы твоея усечение от мучителей, доблественно скончала еси страдальческий твой подвиг, возшедши душею твоею на небеса, в чертог вожделеннаго твоего Жениха Христа Царя Славы, радостно сретшаго тя сим небесным гласом: “Радуйтеся, праведнии, яко мученица Параскева увенчася!” Тем же и мы днесь приветствуем тя, многострадальная, и, взирающе на святую твою икону, с умилением вопием ти: всечестная Параскево!"

Вторая половина двадцатого века. Тосно близ Ленинграда. Жизнь наладилась. Сестры хоть замуж и не вышли, но детей  и подняли, и выучили, и женили. Братья женились и тоже родили детей. Женя уехал на Урал. Остальные живут в соседствующих домах. Икона с Параскевой бережно хранится. Дети Гоги и Панечки начинают по одному уходить на тот свет к родителям. Каждый раз на груди усопшего лежит материна иконка с Параскевой. Вера, Женя, Боря, Тоня...
 
Так получилось, что на момент смерти Тони из ее прямых потомков я, ее внучка, была ближе всех. Потому успела на похороны.

- Возьми что-нибудь на память о бабушке.
- Параскеву.

"И тако улучивше спасения твоими святыми молитвами, предстательством и заступлением, всеславная невесто Христова Параскево, прославим все пречистое и великолепое имя дивнаго во святых Своих истиннаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь."


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.