Предчувствие капитализма

Эта история случилась в годы, которые сейчас именуются годами застоя,  и  прошло уже немало лет с тех знаменательных для нашей семьи событий.  Мы с мужем трудились тогда на своих предприятиях, повышая благосостояние огромной  советской  страны и  небольшой ячейки общества, именуемой в народе - семья,  а наш младший сын учился в четвёртом классе.  Частенько вечером, примчавшись с работы и белкой вертясь на кухне, чтобы быстро приготовить ужин, я с досадой констатировала – нет хлеба, хотя ещё днём по телефону давала Димке задание не забыть сходить в магазин. Или мусорное ведро заполнено до краёв, а его нужно было обязательно вынести до захода солнца. Есть такая примета,  что выносить сор из дома нужно до захода солнца, чтобы  в доме водился  достаток. В общем, было много всяких  вроде несущественных недоразумений, но они меня ужасно раздражали.

И я решила от уговоров и наказаний перейти к  более надёжным, но по тем временам не совсем обычным денежным отношениям.  Я составила договор, по которому сын был обязан выполнять определённые  хозяйственные задания. Например, следить и покупать хлеб или что-то другое по моему списку, составленному накануне, выносить мусор, мыть после себя посуду, убирать со стола и т.д. В этом договоре было, наверное, пунктов 6 – 7. За их чёткое  исполнение Диме полагалась заработная плата  - 10 рублей в месяц. Если учесть, что в то время  билет в кино стоил  30 копеек, а пирожок с повидлом  - 5, то это была очень приличная сумма. Димка с удовольствием согласился, и уже по вечерам в нашей отдельно взятой квартире не было никаких ссор и нареканий.

На работе своим коллегам я, конечно, рассказала об «экономической реформе» в нашей семье.  Но некоторые осудили меня за этот семейный НЭП.
- Ребёнок должен помогать по дому бесплатно, это его святая обязанность. Платить за такие поступки неверно, непедагогично, аморально и т.д.  -  вот таким было мнение  части  наших знакомых. Некоторые пошли ещё дальше и высказали предположение, что всё начинается с оплаченной уборки в собственной комнате, а может закончиться продажей интересов Родины.

Конечно, кто бы спорил, ребёнок должен помогать.  Но не помогает. То ли не хочет, то ли ленится, забывает, причин много, а результат один. И этот результат явно не в нашу пользу.
Я  не видела в новых  отношениях с десятилетним сыном что-то криминальное или  ненормальное.  Даже наоборот была довольна, наблюдая,  как сын превращается в активного моего помощника.  Кроме того, наличие собственных (заработанных)  денег очень изменило характер нашего  Димки.

Раньше он без конца просил купить ему разные брелочки, фонарики, записные книжки, ластики и прочие вещички. Мы, конечно, всё это покупали, и в результате по всей квартире без почёта валялись сломанные брелки, не работающие фонари и проч. И вот однажды,  когда  мы были в магазине,  между нами состоялся следующий разговор.

- Мама, купи мне (дальше следовало название того, что я должна купить сыну).
- Димочка, теперь у тебя есть свои деньги, и ты можешь купить на них всё, что захочешь.
- Я что, по-твоему, совсем дурак? Зачем я буду тратить деньги на всякую ерунду!
- Значит, по-твоему, я дура??
На этом недоразумение было исчерпано. Дима стал учиться бережному отношению к деньгам.
Сейчас наш взрослый сын успешный бизнесмен. И я искренне думаю, что   каким-то образом причастна к этому успеху.


Рецензии
Все неплохо получилось в воспитании сына.
Добрый вечер, Валя!

Елена Серженко   06.09.2020 16:44     Заявить о нарушении
Да, интересное было время, есть о чем вспомнить.

Валентина Куршина   24.09.2020 10:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.