Земные дороги иисуса христа

                Продолжение

   О земном отце Иисуса Христа, плотнике Иосифе, мало что известно, как, впрочем, и о Его матери, провозглашенной в четвертом веке Богородицей. И о детстве и ранней юности Христа. После рассказа о рождении Младенца в Вифлееме и бегстве Святого Семейства в Египет и его возвращения оттуда, евангелисты повествуют уже только о деяниях взрослого Иисуса.
   Правда, Матфей и Лука, чтобы доказать принадлежность Иисуса к дому Давида, вывели его родословную через родословные Иосифа и Марии. Но верующим, естественно, хотелось больше знать о Христе- человеке:каким он был в детстве? Чем увлекался? Были ли заметны в нем необычные черты уже тогда? Ведь, кроме истории, когда двенадцатилетний мальчик Иисус остался в Иерусалимском храме и на равных вел спор со взрослыми знатоками Закона Божьего, ничего более неизвестно о детском, отроческом и юношеском периодах жизни Иисуса.
  Почему же Апостолы ничего не поведали об этом? Скорее всего, потому, что жизнь Семейства, которое потом назовут Святым, ничем не отличалось от других подобных, зарабатывающих кусок хлеба тяжелым физическим трудом, и где дети с малых лет тоже привыкли трудиться.
  К тому же, Апостолам важно было донести народу Божье Слово Христа, и на фоне этой, невероятно трудной задачи, все остальное казалось мелким и несущественным. Современники Христа видели и представляли, какой Он есть, из какой семьи, и поэтому тоже Апостолы не считали нужным заострять на этом внимание.
  А, может, даже специально обходили стороной эту тему, поскольку знали, что многие скептически, как и Нафанаил в свое время, относятся к тому, что из Назарета может быть что-то "доброе".
  Если бы Иисус принадлежал к фарисеям или книжникам, в Его "ученость" поверили бы. Но Он был из семьи плотника, кто же мог из ученых мужей примириться с таким пророком? И тем более, если Он считает себя Сыном Божьим? И кому была интересна жизнь сына плотника, чье рождение вызывало множество споров? И кто мог предположить, что у множества землян такой интерес к жизни Христа не только проявится, но будет все больше нарастать?
   Увы, за давностью лет им приходится довольствоваться легендами, апокрифами и даже разными байками, которых немало в сочинениях любого жанра, как о земных родителях Иисуса Христа, так и о Нем самом.
   Правда, кое-какие из них стали церковными догмами, и даже преподносятся как незыблемый факт, как, например, о том, что Марию, будущую мать Иисуса, с малых лет отдали в храм для служения Богу, и что она была на редкость скромной и святой. А в возрасте двенадцати лет ее отдали под опекунство старца и вдовца Иосифа, у которого было четверо сыновей и две дочери.
   Дальнейшие факты из их жизни известны по Евангелиям. В Апокрифе "Книга Иосифа Плотника" утверждается, что тот прожил сто одиннадцать лет. Но если бы это было так, он бы еще жил при Иисусе-проповеднике. Однако евангелисты ни словом не упоминают о нем, поэтому исследователи полагают, что его уже не было в живых.
   Хотя, с другой стороны, если в момент обручения с Марией Иосифу было лет восемьдесят, как утверждается в различных источниках, а проповедовать Христос по "официальной" версии начал в тридцать лет, то, может, цифра в сто одиннадцать лет была взята не совсем "с потолка".
   Предполагают, что "Книга Иосифа Плотника" написана в конце первого века, кем, разумеется, неизвестно. Рассказ в ней ведется от имени самого Иисуса Христа, который рассказывает ученикам о своем земном отце на горе Масличной. В сущности повторяется известная история о том, как Мария была "вручена" Иосифу, а также названы имена сыновей Иосифа от первой жены - Иуда, Юст, Иаков и Симон -, и дочерей -Ассия и Лидия.
   Имена сыновей названы и в Евангелиях, правда, там вместо Юста - Иосия, а имена дочерей вовсе не названы, и соответствуют ли они действительности, трудно сказать.
   Значительная часть Апокрифа посвящена тому, как умирал Иосиф и прощанию с ним людей, когда он умер. И как попрощался с ним Иисус.
   Из этой же "Книги" мы узнаем, что Юст и Симон были старшими сыновьями Иосифа, и женившись, они покинули дом отца. Покинули и дочери, выйдя замуж.
   О их взаимоотношениях с Иисусом ничего не сказано. И, кстати, и в Апокрифах о Его детстве. В одном из них, Арабском Евангелии детства Спасителя, рассказывается главным образом о том, как Иисус, пребывая с родителями в Египте, исцелял там больных и немощных, еще будучи младенцем.
  История появления Его на свет дополнена таким "фактом". Иосиф с беременной Марией подходят к Вифлеему, у нее начинаются схватки, они находят подходящую пещеру, где должны происходить роды, после чего Иосиф выходит, чтобы найти бабку-повитуху. Увидев старуху-еврейку из Иерусалима, Иосиф обращается к ней:"Послушай, почтенная, соизволь сюда подойти и вступить в пещеру эту, в ней женщина рожать собралась".
  Когда они вступили, Младенец уже был рожден и спеленат, и сосал грудь "своей Мари-Владычицы", а пещера наполнена сиянием.
  Старуха пожаловалась Марии, что у нее "паралич", не может разогнуться, и тогда Мария посоветовала ей положить руки на Младенца. Старуха воспользовалась советом и исцелилась.
  В "Евангелии детства от Фомы" (того ли, Апостола? Вряд ли, тем более, что в преамбуле этот Фома называет себя просто израильтянином, а не учеником Христа) рассказывается о чудесах, который Иисус сотворял до двенадцати лет. Каждый год - по одному чуду. И большинство из них связано с наказанием тех, кто в чем-то обидел Иисуса, будь то его сверстник, или учитель, или другие взрослые.
  Правда, потом он их оживлял, но все стали бояться такого мальчика. Автор этого Апокрифа явно вложил в рассказ свое понимание добра и зла. И явное непонимание самой сути Христа, чему удивляться не следует. Ведь Его часто не понимали даже ученики, которых Он призвал в Апостолы, и на которых потратил столько душевных сил.

                Продолжение следует
   


Рецензии