Голтис

          За пределами матрицы: «Карпатский горец, профессиональный путешественник и православный миссионер. Фотохудожник. Трёхкратный чемпион Азии по восточным единоборствам. В том числе, один из первых европейцев, которого стали приглашать на закрытые соревнования по карате, на которых Голтис провёл серию беспроигрышных поединков с 1981 по 1983 годы. Автор действующих методик выживания в экстремальных ситуациях для подразделений специального назначения.  Тренер двух чемпионов Мира по бодибилдингу, (в 1994г. среди мужчин - Сергей Отрох, в 1996г. среди женщин -  Валентина Чепига),  сам в 1986 г. получил титул мистер Аполлон Европы за красоту человеческого тела. Мастер Спорта СССР по боксу. Автор методики «Исцеляющий Импульс», которая поднимает больных, от которых отказалась официальная медицина. Командор украинской команды экстремалов и путешественников «EQUITES». Вот неполный список, чем обладает очередной удивительный человек,  с которым судьба свела меня на непредсказуемой дороге жизни…    А дело было так:

       Проводил я своего правого лётчика и друга  Юру Лончакова с Байконура в космос и думал, теперь полгода общаться не будем. Но буквально через неделю меня ждал приятный «сюрприз». Юра добился, чтобы  меня включили в список «узкого круга ограниченных лиц», которым разрешено общаться с космонавтами на орбите, причём не только по Интернету, но и по телефону. Где-то на третьем месяце полёта стали думать, где и как встретиться, когда будет послеполётный отпуск. Зная, что реабилитация после полёта будет идти ровно столько же, сколько они будут летать, я предложил Юре пойти куда-нибудь на яхте. Нагрузки физические небольшие, а эмоциональное удовольствие от общения с друзьями и морем будет огромным…  Юра дал «Добро», и я стал подыскивать надёжную яхту и капитана. Пересмотрел несколько рекламных объявлений насчёт яхт, и тут мой брат Володя, который живёт в Иркутске, сам геолог и полжизни провёл в экспедициях, прислал очень дельный совет:  «Зачем тебе что-то искать? Вон ваш Украинский путешественник Голтис плывёт  сейчас на Херсонской яхте «Гаруда» путём Колумба в Южную Америку, да ещё с 40 дневным голоданием. Спроси у него».

      Я так и сделал. Отправил Голтису смс: « Можно ли доверить Командира Российских космонавтов капитану яхты, на которой Вы сейчас плывёте? Ответ был, естественно, положительным. А потом Голтис, не зная меня, обмолвился, что у команды  «EQUITES» (Всадники), следующая тема, которую они будут исследовать: «Выживание в условиях гиподинамии и невесомости». Я мгновенно среагировал и послал приглашение на конференцию по космосу, которая планировалась  в марте месяце 2009 года у нас в городе Николаеве, на базе Центра Боевой Подготовки ВВС  Украины.  И только потом  поставил в известность руководителя конференции профессора авиационно-космической медицины Бурду Вячеслава Револьдовича о том, что у нас будут незапланированные гости. Профессор, когда узнал, кто будет, возражать не стал, но поставил условие -  гости обязательно должны выступить с научным докладом. Как проходила конференция, описывать не буду, не о ней рассказ. Скажу только, что кворум съехался достаточно представительный, ведущие специалисты из России, Польши, Украины, что доклад Голтиса был, как и была связь с космонавтом Лончаковым во время прохождения конференции…  были также и другие запланированные мероприятия, типа посещения обсерватории, «заключительного банкета»  и пр. (всё как в «лучших домах Лондона и Порижа - смеюсь).  Но повторяю, не в них суть… 

       Так совпало, что команда Голтиса в составе трёх человек прибыла в наш город Николаев  за день до конференции, и это был как раз мой день рождения. Вместе с Голтисом приехали его друзья: писатель и переводчик с шести языков мира Константин Могильник и профессиональный водитель Анатолий. Оба ходили с Голтисом на яхте, Костя - с 40-дневным голоданием, а Анатолий - в обеспечивающей группе. По предварительному звонку встретиться договорились в Киево-Могилянской академии. Как только я увидел Голтиса среди толпы народа, а он меня, сразу пошли навстречу друг другу, обнялись. И я мгновенно почувствовал – это друг…

     Сам Голтис, объясняя этот «феномен» в кавычках, уже потом, сидя у меня дома на дне рождения, сказал так: «Есть люди, которые со мной по десять и более лет ходили в горы. Были случаи, когда делились со мной последним сухарём и спрашивали потом: «Голтис, мы с тобой такой путь прошли, были во стольких «передрягах», почему ты не называешь меня своим другом»? Голтис ответил тогда: «Я задаю вопрос туда, в космос, а оттуда ответ сразу по трём параметрам – «почему». Я не озвучиваю, чтобы не обижать этих людей. А бывает, вот позвонил человек, которого я и в глаза ещё не видел, как, например, Саша Кызьюров, и я сразу понял – это друг. Примерно также произошло и с Вами, Василий Васильевич». А вообще, первые слова, которые произнёс Голтис у меня за столом,  были следующие: «Василий Васильевич, до Вас у меня было 149 друзей, теперь они Ваши, это мой Вам подарок на день рождения»…  Комментарии, я думаю, излишни.

      Потом были тосты, песни, барабаны, гитара, флейта, веселье… - всё, как говорил французский писатель и лётчик Антуан де Сент Экзюпери: «Самая большая роскошь человеческого бытия – это роскошь человеческого общения»… Часа в четыре ночи  я в приказном порядке еле уложил гостей спать, с утра предстояла конференция по космосу, и на ней надо было быть «в форме»…

     Когда потом Голтис приезжал ко мне в гости в Николаев второй, третий и последующие разы, один или с друзьями, мы с ним спать уже не ложились. Оставались вдвоём на кухне, все «дрыхли», а мы говорили «про жизнь»… и не могли наговориться… ночи, во всяком случае, нам не хватало.  Расскажу немного о Голтисе, что запомнилось в первую очередь.  Во-первых, имя Голтис. Оно пришло к нему во сне – явился ангел и сказал: «Помимо твоего первого имени Владимир, у тебя есть второе – Голтис, носи его с честью». Точно такой же сон в эту ночь приснился его бабушке в селе Поляницы под Ужгородом. По национальности Голтис - русин, есть такая народность в Закарпатье.

      В первый класс он пошёл в Норильске, где тогда служил его отец, оставшись на сверхсрочную службу после армии. Поскольку Голтис имел очень независимый характер, в школе его стали каждый день бить, как «хохла». А он по натуре очень мирный человек и не мог поднять руку на сверстников. В итоге, он только уворачивался и терпел побои, но никому не жаловался. Через месяц его бить перестали, наоборот он снискал всеобщее уважение. Потом семья переехала на Украину, и в четвёртый класс Голтис пошёл уже в Ужгороде. Тут его снова стали каждый день бить, но уже, как «москаля». А он опять никому не даёт сдачи, только уклоняется, как может, и никому не жалуется. Через месяц от него не только отстали, ему присвоили звание «Короля четвёртых классов». И тогда его стали бить 7-8 - классники. Каждый день после уроков заводили за поляницу, и ничинались побои  за его гордый и независимый характер. «Ах, ты король, головы не перед кем не гнёшь – получай»…

      Однажды Голтис шёл домой после очередного такого «урока» и вдруг увидел, как 10-классники убивают щенка. Они уже отрубили ему хвост, выкололи глаза и готовились вспороть живот. Одна «половина» Голтиса сказала: «Голтис, тебя уже сегодня били, куда ты опять лезешь?» А вторая половина Голтиса зарычала и бросилась выручать щенка. Его, естественно, вырубили. Когда Голтис пришёл в себя, вокруг не было никого, а щенок с распоротым брюхом лежал рядом.  Он дотянулся до щенка, прижал его к себе. Щенок вдруг лизнул Голтису руку. Из выколотого глаза скатилась слезинка, и он умер.  Тогда у Голтиса мелькнула мысль: «Что даже если я ничего больше путного не сделаю. Ради этой секунды, чтобы щенок умер в любви, я уже не зря прожил свои 10 лет жизни". Но после этого случая Голтис понял,  надо учиться драться. И на следующий день, когда его снова 7-8 классники стали бить, он начал защищаться. Его, скорее всего снова бы избили, но мимо шёл его друг, третьеклассник. Когда он увидел, что Голтиса бьют,  и он пытается дать сдачи, третьеклассник зарычал и бросился выручать Голтиса. Вдвоём, как волчата, зубами, ногтями, ногами они буквально растерзали в бешенстве этих 7-8 классников… С тех пор драки прекратились…

     По мудрому вселенскому закону: «Готов Ученик, готов и Учитель», для Голтиса сразу нашёлся тренер, который стал учить его восточным единоборствам. Когда Голтис, отслужив в спецназе ВДВ, вернулся из армии, будучи Мастером Спорта СССР по боксу, его первый Наставник стал  использовать  Голтиса для того, чтобы наставлять на «путь истинный» тех тренеров, которые учили только «мордобою», не прививая своим ученикам моральные принципы. Голтис приходил в секцию карате, вызывал её тренера на поединок в присутствии учеников,  «чистил ему «морду», а потом объяснял, за что. И не было ни разу, чтобы побили самого Голтиса. В итоге, как сам Голтис говорил о себе:  «Моя гордыня возросла до невообразимых пределов. Я чувствовал себя карающим мечом в руках Судьбы»… Главным хранителем правосудия». И так было до тех пор, пока я не встретил своего второго Учителя, который  играл со мной, как кот с мышью, он делал со мной всё, что хотел… Его удары были в 2-3 раза быстрее и сильнее моих…»

       Голтис немного рассказал мне о нём. Я ограничусь лишь фактом, что его второй Учитель постигал воинское искусство в клане Школы Мисюдзюрю, которая насчитывает не более 80 бойцов по всему миру, и он горлышко у пустой бутылки, подчёркиваю, у пустой бутылки, отбивал из любого положения.  Кто из профессионалов воинских искусств не увидит в этом ничего особенного, пусть попробует.  У самого Голтиса, несмотря на всё его мастерство, это получилось всего один раз в жизни.

       Когда мы сидели ночами за вечерним «чаем», Голтис поведал о большом количестве жестоких,  реальных драк, которые пришлось пройти, когда даже не мастерство, а ангел-хранитель спасал ему  жизнь, подсказывая телу, когда надо увернуться от ножа, кастета, заточки, лома… и нанести ответный удар. При его рассказах, я вспомнил свои драки в Эстонии, Владивостоке,Монгольской границе, Калининграде, Николаеве... В семи из них я был жестоко избит, и сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что их, в принципе, можно было бы избежать. Но жизнь невозможно переписать набело. Хорошо, повезло, что обошлось без серьёзных последствий и потом удалось "зализать раны". Единственное оправдание моей "горячности" по молодости, что не боялся лезть в драку при превосходящих силах с противоборствующей стороны. После Школы Выживания Виталия Сундакова я усвоил его главный принцип: "Предвидеть, по возможности избежать, при необходимости - действовать мгновенно, анализировать будете потом". Именно предвидения мне тогда не хватало. Но, как говорит Виталий: "Ошибка, не повторенная дважды, не является неудачей - это урок!"               


   Голтис поведал о самом страшном своём испытании в жизни, которое ему приснилось за месяц до того,  как оно произошло. Его бросили в камеру смертников в Иранской тюрьме. Я не буду рассказывать об этом случае, кто захочет, может почитать об этом на его сайте www.Goltis.info

     Скажу только, что Голтису удалось невозможное. Мало того, что его помиловали и выпустили на свободу. Это было впервые, из этой камеры смертников ещё живым не выходил никто, и весь суд заключался в том, какой вид казни из 12 тебя ожидал: «тебя зарежут больно или не очень больно». Голтис, благодаря молитвам и вере в Бога, смог спасти  жизнь не только себе, но и уговорил судей не казнить 12 мусульман, которые сидели вместе с ним в этой камере смертников. И судьи ему это пообещали… Сам Голтис лишь в прошлом году осознал, за что Судьба устроила ему такой суровый  «экзамен» - чтобы он написал книгу «Исповедь смертника» - когда жить человеку осталось немного, он всё скажет так, как есть, не обманывая себя и свою совесть…

     Голтис рассказал, как в 9 лет влюбился в девочку. И я тоже вспомнил свою первую "любовь", только мне тогда было 8 лет. Это было в Москве во втором классе, а девочку звали Оля Шикина, у неё были красивые, длинные, чёрные косы, за которые я любил дёргать... Но извините, я отвлёкся от главного героя. А любовь Голтиса сказала ему: «Посмотри на себя, ты тощий, как скелет, ну куда тебе ходить со мной – красавицей»? Скупые мужские слёзы навернулись на глаза Голтиса, и он решил стать самым толстым человеком в школе. Но сколько не ел, толще не становился. И тогда он понял – надо читать книги… В итоге, он стал читать книги по анатомии, физиологии, биомеханике… и в 12 лет прямо в парке задал такой вопрос профессору по медицине, что тот сел на лавку «с отвисшей челюстью» и спросил: «Пацан, откуда ты всё это знаешь»? Именно благодаря этим знаниям и многим другим, Голтису удалось открыть, точнее создать, тренировочно-реабилитационную методику «Исцеляющий Импульс», которая впоследствии спасла жизнь самому Голтису. В 25 лет, спасая собаку, он прыгнул за ней в горный поток. В воде наткнулся на топляк. В результате – перелом шейного отдела позвоночника. Приговор консилиума трёх групп врачей в Киеве, Москве и Ленинграде был единодушным: «Если и выживет, то в лучшем случае, будет инвалидом».

      Голтис опроверг заключение «медицинских светил». Благодаря своей системе Исцеляющий Импульс, он не только встал на ноги и пошёл. Он через полтора месяца после перелома поступил в Киевский институт физкультуры. Как он сам выразился: «Позвонки не только встали на место, они срослись молекула к молекуле».

    О его путешествиях можно рассказывать часами. Они, просто впечатляют. Для примера, пустыню Калахари, 850 км, они с другом пересекли на велосипедах за три недели, имея по 2,5 кг еды и по 7 литров воды на человека. Последние двое суток пришлось идти днём при 54-х градусной жаре ( в тени), потому что только ночью можно было хоть немного выспаться.
   
      А ещё Голтис установил рекорд в лечебных голоданиях – 54 дня, из них 14 дней «всухую», без глотка воды.  А ещё… пребывание зимой под струёй воды в водопаде они с другом Джамесом довели до 40-45 минут… Причём, любимым словом Голтиса и его друзей является слово "кондзё" - Терпи!!! Однажды, они с Джамесом возвращались с тренировки, а навстречу им шла девушка Волика, местная красавица, гордая и неприступная. И вдруг Джамес как закричит: "Голтис, кондзё". Голтис ещё успел подумать: "Где кондзё? Почему, кондзё"? Как Джамес снял с себя майку, и когда Волика поравнялась с ними, он бросился к ней, запустил свои руки ей под мышки, оставляя руки её свободными, и крепко поцеловал в губы. Разъярённая Волика, как тигрица, исполосовала в кровь всю спину Джамесу, а он только целовал Волику и кричал: "Голтис, кондзё". Спустя месяц, когда спина Джамеса зажила, Волика сказала Голтису наедине: "Среди вас только Джамес Мужчина, остальные тряпки"... Я думаю, это урок всем нам, мужчинам - не для тупого подражания, но как информация к размышлению               
 
     А ещё Голтис владеет внутриутробным криком дикого слона, на освоение которого под руководством своего второго Учителя он потратил полгода. Впоследствии, это спасло жизнь его жене и дочери. Разъярённый карпатский бык бросился на них, и казалось, никакая сила не в состоянии остановить эту «махину». Голтису пришлось издать этот крик дикого слона. Огромный «бычара» сначала затормозил всеми четырьмя копытами, а потом бросился наутёк, как нашкодившая собачонка…

    Голтис ставит эксперименты над собой с единственной целью – показать людям, что наш организм способен на многое, и не надо паниковать в экстремальных ситуациях. В позапрошлом году я привёз Голтиса, Сегея Груздева и Константина Могильника в Звёздный городок и познакомил с Юрой Лончаковым, Командиром отряда Российских космонавтов.  Юра, имея чёрный пояс по айкидо, когда увидел, что может Голтис в восточных единоборствах, сразу попросился к нему в ученики. Но в прошлом году, на семинаре в Санкт-Петербурге, Голтис вдруг произнёс слова, над которыми я думаю до сих пор: «Я жалею, что 18 лет отдал восточным единоборствам. Сколько добрых дел я бы мог сделать, если бы не тратил столько времени на эти изнуряющие тренировки». В этих словах весь Голтис.

      А ещё Голтис,  как никто, понимает и любит природу. Я как-то трое суток жил у него в его однокомнатной квартире в Киеве. Проснувшись утром третьего дня, я поймал себя на мысли, что вот этой красивой фотографии нашей прекрасной матушки-планеты я ещё не видел, и вон той… Что касается яхты – мне удалось зафрахтовать яхту с красивым названием «Елена», пригласить Голтиса с его другом Ромой, и девушками Людмилой, Светланой и Маричкой с Киева ко мне в Николаев, а с Симферополя - Константина Фролова, и уже от нас совершить на яхте путешествие в Крым, которое получилось бесподобным.  Дельфины, песни, дружеское общение… Должен был ещё идти с нами Юра Лончаков, но Россия его сняла прямо с поезда… дела…  Но я всегда говорю: «У Бога дней много! Мы ещё сходим все вместе на яхте. Главное, не бояться мечтать…  И пока на планете Земля есть люди, подобные Голтису, ветер романтики и путешествий наполняет наши паруса, и всегда будет оставаться надежда на «Высшую справедливость», пусть простят мне читатели этот "высокий стиль", но именно такое чувство у меня возникает при виде Голтиса… Я рад, что судьба свела меня с ним, и за то, что наши дороги теперь периодически идут вместе…

   Вчера Голтис планировал заехать ко мне в гости в Херсон с ночёвкой по дороге с Крыма, но срочная вводная помешала это сделать. Вот как Голтис сам оценил ситуацию в присланной смс: "Дорогой наш Василий Васильевич, да мы тоже набрали вина и всякой вкуснятинки, а тут такая тема, что нужно срочно мчать в Киев! Так соскучился за Вами и так хотелось хряпнуть с Вами красного винца, но ...шакала... макака помешала! Долг превыше всего! Но мы дорогой мой дружище, ещё оттопыримся !!! Обнимаю и жму Вашу мужественную лапоть !!!!!"

   У Голтиса очередная экспедиция в Перу и неотложные дела не дали нам совершить рандеву друг с другом. Но, как я всегда говорю: "У Бога дней много" - мы ещё повидаемся в этом году...






      


Рецензии
Какие яркие люди, какие яркие судьбы... Читтала уже вдругорядь, а всё равно захватывает...

Татьяна Тареева   04.03.2024 20:34     Заявить о нарушении
Согласен, Татьяна...

Полковник Чечель   05.03.2024 10:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.