Как-то раз, еще при социализме...

       Как-то раз, еще при социализме, посчастливилось побывать в  ГДР (Германская Демократическая Республика,  участница Варшавского договора, столица – город Восточный Берлин).  Получили приглашение на международную конференцию по клинической фармакологии. Название уже не помнится, но зато вспоминаются некоторые моменты.   

      Можно вспоминать с самого начала поездки: не с написания статей и составления доклада – это было так обыденно, а прямо с житейских  хитростей. Ну, начнём с того, что на тот момент в стране  у нас (СССР – Союз Советских Социалистических Республик) были введены талоны на продукты питания и предметы первой необходимости. 

       Получив заграничные  паспорта синего цвета (для служебных поездок), мы стали обдумывать, как нам там пережить эти несколько дней, почти две недели на чужбине. В те времена, многие наши граждане, которые поняли, что надо самим выкручиваться из того положения, в котором оказались почти все россияне, стали выезжать за границу (Польша) в качестве «челноков» и торговать там различными товарами: кухонными предметами из алюминия, лампочками... Какие только не вывозились товары!

      И,  благодаря предприимчивости советских женщин, а в основном «челноками» были они, многие начали свой бизнес именно в эти годы, не говоря уже о том, что это помогло поддержать семьи. Да, много учителей, врачей, инженеров (весь бюджетный рабочий люд) получили толчок в предпринимательство. Поэтому, какой-никакой опыт  проживания и выживания за границей можно было приобрести.

      Начали мы с закупок еды на время пребывания за границей и, таким образом, у нас в «общем котле» на шесть человек получилось: тушёнка «Великая стена», большие куски сала, питьё – это в большом количестве, ну и по мелочам. Всё это было закуплено исключительно в целях экономии обменных денег. С билетами проблем не было - пошли и купили. И вот, торжественный час настал: к шестнадцати часам  мы должны были собраться на вокзале и сесть в скорый поезд «Москва-Берлин».

       Была договорённость встречаться   перед вокзалом, на  ступенях и,  к назначенному часу собрались почти все, кроме одной нашей девушки. Тогда с мобильной связью проблем не было, так как не было самой этой связи, но зато городские телефоны-автоматы был в нашем распоряжении. Началась суета, все нервничали - поезд уже скоро прибывал, а нашей коллеги не было.... Что и говорить, форс-мажор!

      Начали искать: наш, главный и ответственный за единый билет, отправился к дежурному по вокзалу - надо же было принимать какое-то решение, что-то делать.  Через пару минут он вернулся с непонятной информацией о том, что в  общежитии, где  проживала наша  подружка-командировочная,  произошел скандал с вызовом милиции. Стало понятно, что ничего не понятно! Всем, однако, подумалось, что можем подружку и не дождаться. Билеты, включая ее билет, были у нас на руках, а поезд уже стоял на перроне. Объявили посадку... Ну, наш самый главный командировочный, весь "на нервах", понёсся  к начальнику вокзала на разговор. Пока мы   прогнозировали события, он уже прибежал обратно и произнёс загадочную фразу:" Так, садимся, а она нас догонит!"

       Усевшись в вагон, некоторое время высматривали (надеялись на чудо!) нашу пропавшую коллегу, а затем успокоились. Через несколько  часов мы должны были воссоединиться с нашим научным руководителем, который уже прилетел в Берлин      с другой научной встречи. Ну, как мы ехали это не сильно интересно, если не считать смены колесных пар в Бресте (расстояние между рельсами у нас в России, по сравнению с остальными странами, оказывается, было разным, поэтому в Бресте и меняли колесные пары под вагонами). Все это происходило ночью.

       Потом спать не дали польские пограничники. Прошлись по вагонам,  но особо не приставали. Поезд делал остановку в Варшаве, некоторые выходили погулять по перрону, а в вагон тут же набились торговцы парфюмерным товаром, некоторые из них просовывали свой товар прямо в открытые окна вагона.

       Остановка была недолгой  и  проводники, вернувшиеся с улицы, выгнали  торгашей,  поезд опять поехал. Те, кто купил парфюм, рассматривали, пробовали на себе, а те, кто считал себя умнее, тайно радовались - в Германии купят всё лучшее.

       Мне понравилась смена пейзажей за окном вагона, настолько были разительные перемены: закончились наши угрюмые деревенские картинки, начались ухоженные домики поляков. Так добрались до немецкой границы и здесь, на   польско-немецком  участке границы началось подробное осматривание вагона.

        Немецкие пограничники тщательно осматривали все помещения, выставляя пассажиров  из купе, сравнивали очень строго фотографии  в паспорте с лицом человека. Это я прочувствовала на себе: после оформления служебного паспорта, я взяла и сменила прическу.  А просто так, взяла и подстриглась, мне понравилось изменение внешности и вот ночью, на границе, я  теперь это и вспоминала. Немец-пограничник заставил меня спуститься с верхней полки купе и долго всматривался в
 в лицо, подсвечивая фонариком,  сверял  фотографию в паспорте, где я с  прической из длинных волос (чудо фотографии - я поняла, что не  похожа сама на себя).

       Переводчик попросил меня попробовать соорудить подобие прически из оставшихся волос. Пограничник  меня оглядел, покачал головой и пригрозил пальцем, указывая то на меня, то на паспорт. Наше купе  онемело во время этой сцены, проводник тоже молча наблюдал всё, выглядывая из-за спины старшего наряда  – пограничники  в нашем купе задержались дольше, чем в других. Но все обошлось: печати поставлены – досмотр пройден! Немцы вышли  на перрон, поезд покатил дальше.

       На подъезде к  Берлину, начальник поезда сообщил, что наша отставшая девушка догоняет нас на другом поезде.  На вокзале нас встретили представители организационного комитета конференции, помогли обменять деньги, терпеливо сходили вместе с нами на выяснение расписания поездов, чтобы встретить "потеряшку". После всего этого нас доставили на место проживания.
     Разместили нас в небольшой гостинице  в центре города. Здесь мы должны были переночевать, а утром нам должны были предоставить другие апартаменты.

       Меня и еще двух моих коллег-женщин поселили на третьем этаже, а двоих наших мужчин – на втором. Одно из окон номера выходило на маленький внутренний дворик и, пока мы устанавливали порядок посещения душа, я рассматривала этот дворик и обнаружила, что  прямо напротив нашего окна, чуть ниже,  находится   окно комнаты наших мужчин. Возле окна стоял наш инженер Женя  и вынимал вещи из своей дорожной сумки.

       Ну, мы барышни весёлые, нашли (быстренько)  телефонный номер их комнаты и... Мужчины наши очень удивились,  когда услышали мой голос в  телефонной трубке и никак не могли понять, откуда мы наблюдаем за ними. А я  комментировали по телефону их действия в комнате, ну те которые нам были видны. Смеялись мы до слёз, наблюдая с какой  растерянностью наши мужчины  оглядываются в комнате,  открывают окно, рассматривают двор. Посмеялись и "рассекретились", а потом  пошли на вокзал встречать отставшую «туристку».

       Перед парадным крыльцом гостиницы  была выкопана  большая яма - проводились ремонтные работы. Откровенно заглянув в эту яму и решив, что это будет долгая песня с ремонтом, как обычно это происходило у нас дома, мы зашагали на вокзал.

        В этот приятный вечер в городе было красиво, чисто. Радовали приветливые лица прохожих, это поразило больше всего, так как у нас в городе народ особо не улыбался, с чего было радоваться, ну не с возвращения же талонной системы.

        Прогулявшись до вокзала, мы некоторое время провели на перроне, в надежде встретить коллегу. Но ее не было и на двух следующих поездах из Бреста. И так, походив ещё часа два или три  возле вокзала, так и не встретив  коллегу, с мыслью о  недостоверной информации, мы отправились гулять по ночному Берлину. Что и говорить, понравилась прогулка.

       Вечером в гостинице нам сообщили, что наша запоздавшая коллега, всё-таки добралась до Берлина, на такси доехала до места проведения конференции (клиника Шарите) и её там поселили на ночь.

       Вот такие  они - наши женщины! Без билета, только с устными сообщениями о том, что она отстала от делегации,  наша коллега проехала все границы и сама решила для себя проблему с жильём. Утром мы воссоединились  с научным руководителем и с нашей Зоей!

       И, еще одно чудо – утром перед гостиницей не было никакой ямы и даже намёка на то, что она была ещё вечером. Перед парадным крыльцом гостиницы был ровный  асфальтированный участок!
Вот такие воспоминания. Как обычно пишут?

Продолжение еще будет... Есть что вспомнить.


Рецензии
Здорово, когда есть, что вспомнить. А ещё здоровее, когда умеешь всё складно и ладно рассказать.
Спасибо!

Александр Шадрин   02.05.2012 16:55     Заявить о нарушении
Спасибо Александр! Я очень рада, что Вам понравилось.

Марианна Никульникова   02.05.2012 20:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.