Корысть, как средство для бессмертия. По мотивам М

27 октября 2010 - Fil


Юмористическая пьеса в трёх частях.

Действуюшие лица:

Бутылкин Иван Саввович - художник. Муж Матрёны Ивановны.

Матрёна Ивановна - сварливая жена Бутылкина.

Апполон Юльевич - фельдшер

Бабка Анисья - сердобольная соседка Бутылкиных.

Дворник Игнат - добрейшей души человек.

Вентулкина - одноклассница Матрёны Ивановны.

                ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

                Сцена первая.               


В КОМНАТЕ СИДИТ БУТЫЛКИН И РИСУЕТ ПЛАКАТ. ВХОДИТ ЕГО ЖЕНА МАТРЁНА


Матрёна: - Всё малюешь свои плакаты, чтоб ты провалился. Вон другие живут как люди, умеют зарабатывать. А мы как последние бедняки. Ещё к тому же и дохляк, вечно больной.

Бутылкин: - Так это......я же пишу.....картины, вывески там разные. Я же работаю.

МАТРЁНА: - Ты работаешь? Не смеши . Никак не можешь наладить свою препечальную жизнь. Тюфяк

БУТЫЛКИН : (Про себя) - И зачем женился, дурак? И ведь это на всю жизнь....

МАТРЁНА: - Чего ты там бормочешь? Я всё слышу, чтоб тебя черти унесли.

БУТЫЛКИН: - Ну вы же знаете дорогая, что я по состоянию здоровья не могу много зарабатывать. А своими ежедневными криками и скандалами вы выворачиваете наизнанку и без того слабую мою , нежную душу. А мы художники и живописцы..

МАТРЁНА: (Перебивая) - Какой ты живой писец? Дохлая ты курица, прости Господи.

БУТЫЛКИН:  - Не живой писец , а живописец

МАТРЁНА: - А мне без разницы. Не умеешь много зарабатывать, нечего было жениться. Я тоже хочу нормально жить. Ходить в театры, кушать разные там диатезы.

БУТЫЛКИН: - Вы наверное хотели сказать деликатесы. Ну дорогая, я же стараюсь...

МАТРЁНА:(Перебивая) - Старается он. 18 лет с тобой, как на каторге мучаюсь. Убить тебя мало.(Про себя) - Хотя хорошо ещё, что хоть такой болван попался. Всё таки бережно ко мне относится, стирает, убирает, еду варит. И к тому же интеллигент, а не монтёр какой нибудь. А если его не будет, то неизвестно, как всё обернётся. Другой какой Арап найдётся, что сам ничего делать не будет, а меня бедняжечку страдалицу заставит на себя работать круглые сутки. (Громко) - Сволочь.

БУТЫЛКИН: - Матрёна Ивановна, солнышко, зачем же ругатся? Я готов ради вас на...

МАТРЁНА:(Перебивая) - Готов он. А может мне апельсины хочется кушать..



                Сцена вторая.



БУТЫЛКИН НА КРОВАТИ. ОН ТЯЖЕЛО ЗАБОЛЕЛ.


МАТРЁНА: - Ну и чего ты тут развалился? Симулянт несчастный.

БУТЫЛКИН: - Очень мне обидно такие слова слышать, уважаемая Матрёна Ивановна, голубушка вы моя. Может я ослаб сильно? Ни рукой ни ногой не могу пошевелить. Мне может тоскливо очень. Мне может быть цветочков хочется? Я может быть мечтаю о корабликах...

МАТРЁНА: - Ах,корабликов тебе захотелось?

БУТЫЛКИН: - Да, больших белых корабликов....и скажите этим нашим соседям, что бы не бренчали на своей балалайке...мне покой нужен...и ногами пусть не шаркают...и ещё солёненького бы....селёдочки..

МАТРЁНА: - Ах,чтоб тебя...селёдочки ему захотелось.

БУТЫЛКИН: - Очень обидно мне ваше отношение к себе.

МАТРЁНА: - Ах,скажите пожалуйста. Обидно ему. А может ты специально здесь разлёгся? Может ты так привередничаешь? Работу не хочешь исполнять и денег зарабатывать?

БУТЫЛКИН:(про себя) - Пусть пилит,я привыкший. Пусть своим языком треплет. Мне теперича решительно всё равно. Всё равно помираю. Всю ночь горю, как леший, весь по постели мечусь, а днём совсем помираю...

МАТРЁНА: - Что молчишь,как пень? А ну перестань помирать, сейчас же.

БУТЫЛКИН: - Я вот думаю, уважаемая Матрёна Ивановна, мне бы перед смертью на лоно природы выехать....посмотреть, какое оно. Никогда ничего подобного в жизни своей не видывал...

МАТРЁНА: - Притворяется.... Или бредит паразит такой?

БУЫЛКИН: - Ах, отойдите от меня....Вы мне мечтать мешаете...

МАТРЁНА: - Ладно, паразит, ты у меня помечтаешь.

Матрёна выходит.


                Сцена третья



(Голос за кулисами)- Проходит два дня.

МАТРЁНА ПОДХОДИТ К КРОВАТИ


МАТРЁНА: - Всё помираешь?

БУТЫЛКИН: - Да уж, извиняюсь....помираю. И ради Бога перестаньте наконец меня
задерживать. Я теперича вышел из вашей власти. Нет меня у вас.

МАТРЁНА: - Ну это мы ещё посмотрим . Я тебе подлецу не верю. Я тебя мерзавца выведу на чистую воду. Я сюда сейчас медика позову. Пущай медик тебя дурака посмотрит.

БУТЫЛКИН: - Как же так?....

МАТРЁНА: - А вот так. Вот посмотрит он тебя, а потом и решим, помирать тебе
или нет. А пока ты с моей власти не вышел, дурья твоя голова. Ты у меня про это даже не мечтай. А вот и лекарь. Заходите, товарищ ветеринар.
Как вас звать, величать?

МЕДИК: - Я не ветеринар,я фельдшер. А звать меня Апполон Юрьевич. Очень приятно. Ну и где же наш больной? Ах Вот он. Лежите голубчик, лежите.
Таэкс,посмотрим...Так.....откройте рот....хорошо...скажите ААА....таекс,замечательно,дышите.....не дышите....,таекс.....чудненько-с
мда, ну всё ясно. У него или тиф, или воспаление лёгких, и он у вас очень плох-с. Он не иначе как помрёт в аккурат вскоре после моего ухода. Таекс вот.

МАТРЁНА: - А вы уверены гражданин фельшмер, что он к примеру не симулирует? С него паразита такого станется.

МЕДИК: - Нет-с, как это не прискорбно, но он не симулирует. Медицина тут бессильна. Вот у меня давеча пациент с таким же диагнозом был-с. Помер аккурат после моего ухода. так вот-с.
(Снимает шляпу) - Ну что же Господа, примите мои соболезнования. Не растраивайтесь, голубчик,все там будем, прости Господи. Прошу прощения, но мне пора-с.Разрешите
откланятся.

МАТРЁНА: - Как же, как же, пожалуйте...всего хорошего,господин товарищ фельшмер.
(Медик уходит)
- Значит взаправду помираешь?. А я тебе между прочим не дам помереть. Ты бродяга, собачья твоя душонка лёг и думаешь, что теперь тебе всё возможно? Врёшь. Не дам я тебе подлецу помереть. И всё тут.

БУТЫЛКИН: - Это странные ваши слова мне слышать,уважаемая Матрёна Ивановна. Мне даже медик дал разрешение. И вы не можете мне препятствие чинить в этом деле...и отвяжитесь от меня. Не дадут спокойно помереть.

МАТРЁНА: - Мне на этого Фельшмера начихать и наплевать....и растереть. А тебе я больше , негодяю такому, повторять не буду. Сказала,не дам помереть, и всё тут.И шабаш.

БУТЫЛКИН: - да как же так, люди добрые....Люди....Помогите же. Бабка Анисья, соседушка, хоть вы этой скажите...

МАТРЁНА: (передразнивая) - Бабка Анисья.... скажите... А на что ты, сукин сын, помирать решил? Откуда у тебя подлеца деньги, чтобы помирать? Ишь какой богатый выискался. Нынче,чтобы обмыть покойника, и то денег стоит.

БАБКА АНИСЬЯ: - Я его обмою. Я тебя, дорогой ты наш соседушка товарищ Бутылкин обмою. И денег за это с тебя не возьму. Это вполне божеское дело, обмыть покойника.
М
АТРЁНА: - Ах,она обмоет. Скажите пожалуйста. Я тебя сейчас сама обмою, и денег с тебя за это тоже не возьму....карга старая.

БАБКА АНИСЬЯ: - Как же так, прости господи, ведь божеское дело...

МАТРЁНА: - А гроб тоже ты купишь? А например машина? А попу? А яму наконец копать тоже ты будешь?

БАБКА АНИСЬЯ: - Яму копать не могу. Ты уж прости старуху, милый Иван
Саввич, но яму не могу копать....

МАТРЁНА: - Не можешь, так не лезь. Не может она....И что я теперь должна делать? Может мне для этой цели свой гардероб продавать? Тьфу на вас на всех.
(Громко) - Не дам ему помереть. Пущай заработает денег и тогда пущай помирает, сколько ему вздумается. А то ишь, нашлись тут обмывальщики.

БАБКА АНИСЬЯ: - Грех это, грех...

МАТРЁНА: - А жену без денег оставлять не грех? Я его не для того 18 лет кормила, чтобы последний гардероб на него переводить.

БУТЫЛКИН: - Как же так,  Мотя?

МАТРЁНА: - А вот так. Не дам и не дам и всё. Заработай прежде. Дай мне вперёд на два месяца, денег оставь. А потом и помирай на здоровье.
БутЫЛКИН: - Может попросить у кого?. Занять говорю,может?

МАТРЁНА: - Я этого не касаюсь. Как хочешь. Только знай,я тебе дураку помереть не дам.(Матрёна встаёт и выходит.)
БУТЫЛКИН: - Вот ведь жизнь какая. Умереть и то не дадут спокойно. Надо вставать и денег искать...(потихоньку поднимается)



                Сцена четвёртая.



ВХОДИТ ДВОРНИК.


ДВОРНИК: - С поправлением здоровьица , Иван Саввич.

БУТЫЛКИН: - Здравствуй Игнат. Вот видишь ли, положеньице. Баба помереть мне не даёт. Требует, понимаешь, что бы я ей денег оставил на два месяца вперёд. Где бы мне их раздобыть, денег этих?

ДВОРНИК: - Ну рубля полтора я могу тебе дать, а остальное валяй, проси у кого нибудь.

БУТЫЛКИН: - Эх Игнат, полтора рубля, смех один...

ДВОРНИк: - Мы денег не рисуем , художников нету.

БУТЫЛКИН: - Ладно Игнат, не обижайся....видишь помереть и то невозможно. Ни жизни,ни смерти. ЭЭХ


               


                ЧАСТЬ ВТОРАЯ

                Сцена первая      


МАТРЁНА НА УЛИЦЕ ВСТРЕЧАЕТ СВОЮ ШКОЛЬНУЮ ПОДРУГУ.


МАТРЁНА: - Не может быть. Вентулкина? Ты ли это, голубь сизокрылый? Это же я, Моня.

ВЕНТУЛКИНА: - Моня? Моня,подруженька, не может быть. Сколько лет,сколько зим. Как ты?Расказывай. А давай ко мне пойдем? Я тут рядом живу,чаю попъём? Ну расказывай давай.....



                Сцена вторая



СИДЯТ НА КУХНЕ ,ПЪЮТ ЧАЙ.


ВЕНТУЛКИНА: -  ТЫ замужем,подруга?

МАТРЁНА: - Да уж.Давеча хотел он от меня сбежать.... в мир иной , помирать стало быть собрался. Так я его не отпустила. Пущай сначала денег зароаботает. А твой благоверный где?

ВЕНТУЛКИНА: - А мой Иннокентий Петрович , царствие ему небесное, умер, и моего разрешения не спросил.

МАТРЁНА: - ДА уж, на это они не всегда могут разрешения спросить. Замуж тебе надобно, голубушка. И как можно скорее надо....

ВЕНТУЛКИНА: - Я бы с радостью, да где же взять хорошего то жениха? Я дама интеллигентная, и хотела бы видеть вокруг себя такого же , созвучного моим высоким душевным качествам субъекта.

МАТРЁНА:- ДА уж, интеллигентных женихов нонче немного. То есть они есть конечно, но все они или уже женатые, или имеют две,три семьи или вообще больные, что в семейной жизни тоже не сахар. По себе знаю. А твой то от чего умер?

ВЕНТУЛКИНА: - От туберкулёза или от сыпи точно не помню. Я то сначала не сильно и расстроилась, женихов то думаю много. Ерунда,думаю. Да вот оказалось , что совсем не ерунда. Женихи по свету пачками не Бегают. Уже год горюю и женихов ищу, и не как не найду.

МАТРЁНА: - Это так. Женихов порядочных кот наплпкал.

ВЕНТУЛКИНА: - Я и зарабатываю подходяще, и всё у меня есть, кваартира, обстановка, деньжата. И сама я не такое уж мурло.
М
АТРЁНА: - Это конечно,не такое уж и мурло...

ВЕНТУЛКИНА: - И не говори. Прямо хоть в газету вставляй и печатай.

МАТРЁНА: - Ну газета, это не разговор. А чего нибудь конечно надо придумать

ВЕНТУЛКИНА: - В крайнем случае я бы денег не пожалела. Дала бы той, которая меня сведёт в смысле брака.

МАТРЁНА: - А много ли ты дашь?

ВЕНТУЛКИНА: - Да смотря какой человек...Если он интеллигент и женится, то рублей 300 бы не пожалела, отдала бы и глазом не моргнула.

МАТРЁНА: - 300 рублей маловато будет. Давай 500,тогда я тебе помогу в этом деле. У меня есть на примете один человек.

ВЕНТУЛКИНА: - А что за человек то? Может он не интеллигент вовсе ? Может он монтёр какой? За что я буду 500 рублей платить.?

МАТРЁНА: - Зачем монтер? Он чистый интеллигент. Он художник. Рисует всякие вывески и плакаты. И всякие там портреты.

ВЕНТУЛКИНА: - Ой матушка, познакомь, век не забуду. Вот тебе 100 рублей пока за труды...

МАТРЁНА: - Тогда пойду я уже поскорее твоё счастье устраивать.

ВЕНТУЛКИНА: - Да,беги скорее,и приведи его,этого интелигента. Я прям горю вся от нетерпения...пока,пока.



                Сцена третья


МАТРЁНА ДОМА


МАТРЁНА: - Ещё не помер? Слава тебе Господи. Вот, нашла я тебе работёнку непыльную. Подругу я свою сейчас встретила, школьную. Мы с ней школу вместе закончили. 5 класс. Так вот мой разлюбезный муженёк, чтоб тебе пусто было, есть у тебя возможность 400 рубликов как с куста срубить.
А потом можешь помирать,сколько тебе захочится. Мне 400 рублей надолго хватит. И тебя похоронить, и зажить по своему.

БУТЫЛКИН: - Обидно,очень однако обидно слышать....

МАТРЁНА: - Заткнись и слушай. Я знакомлю тебя с этой дурой, как будто ты жених, а она платит нам деньги. В крайнем случае можно расписатся, если она будет настаивать.

БУТЫЛКИН: - Как же расписаться,помилуйте? Я ведь вроде женат...

МАТРЁНА: - Ах,какие пустяки. В наше время это не составит труда. Сегодня распишешся, а завтра обратный ход.

БУТЫЛКИН: - Ну что же, очень отлично. Пожалуй. Я всегда рад угодить вам, и заработать на вашу жизнь на два месяца вперёд400 рубликов. Другие за эти деньги пол года работают.

МАТРЁНА: - Решено



                Сцена четвёртая


ПРИХОДИТ ВЕНТУЛКИНА.


МАТРЁНА: - Вот,подруженька, познакомься. Интелигент высшей пробы. Клеймо на подлеца ставить негде, такой рапрекрассный интеллигент.

БУТЫЛКИН: - Очень приятно, Бутылкин,Иван Саввич, художник.

ВЕНТУЛКИНА - Мне тоже очень приятно. (Поворачивается к Матрёне и тихо говорит)
 - Что то вид у него больно бледный... Не хворает ли? Мне больные без надобности. А так ничего....и вид интеллигентный, и глаза в очках. Очень даже отлично интеллигентного вида субъект.

МАТРЁНА: - То что вид бледный, так это от любви к тебе. Видишь, от счастья даже ноги его не держат.(Тихо Бутылкину) - Сделай морду лица попроще дурак,и улыбайся....
ВЕНТУЛКИНА: - Спасибочки тебе, век тебя не забуду. Ну что же, пойдём мы.... Ах да ,вот твои 400 рублей. А тебя родненький сейчас помоем, поброем,откормим. Как новенький будешь. Пока подруга.


               
                ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
               
                Сцена первая



(Голос за кулисами) - ПРОХОДИТ 10ДНЕЙ.

Матрёна идёт за мужем к Вентулкиной домой.
Бутылкин дома один.


МАТРЁНА: - Ты что же это, лошадинная твоя голова домой не идёшь?

БУТЫЛКИН: - Да нет,я раздумал вернутся. Я себя сдесь неплохо чувствую. Вышел я из под вашего влияния. Не указ вы мне теперь. Мне тут как то интересней получается

МАТРЁНА - Чтооо? Да я тебя... да ты.. а ну пошёл дом....

БУТЫЛКИН: - А ну цыц у меня. Разоралась тут понимаешь. Сейчас с лестницы спущу, чтоб тебя. И не ори на чужой жилплощади. У себя дома орать будешь. И вообще прошу без шума и пыли покинуть помещение.Пшла вон отсюда ,курица...

МАТРЁНА: - Да ка же так.... как же так... конечно, конечно...я уже ухожу....

Матрёна задом пятится к двери и тихо выходит из комнаты.


                КОНЕЦ



 
 


Рецензии
Очень интересный и весёлый рассказ. Благодарю за позитив Феликс.

Землянка Натали   22.05.2013 21:20     Заявить о нарушении