9-III Обращение Полемона

                III

  Присцилла Младшая, разумеется, слышала когда-то анекдот про «обращение Полемона», но основательно подзабыла. Посему, когда Корнелия Руфина упомянула об этом, писательнице стало довольно любопытно. В своей библиотеке она отыскала соответствующий рассказ в книжке «О прославленных философах» Ксенида Беотийского. Ссылавшегося в основном на «Жизнеописания» Антигона Каристского и «О роскоши древних» любимого патрицианкой Аристиппа Киренского.

  Филострат, отец Полемона, был в Афинах одним из первейших аристократов, разводил скаковых коней. Сам Полемон юность проводил буйно и распутно, и даже привлекался к суду собственной женой за неподобающее обращение, так как открыто жил с мальчиками. Повсюду ходил с деньгами, готовыми к удовлетворению любого его желания. В один прекрасный день, вместе со своими молодыми приятелями, пьяный, в венке, Полемон вломился в Академию. Там как раз проводил лекцию тогдашний её глава Ксенократ. Который совершенно проигнорировал такое появление юнцов и как ни в чём ни бывало продолжал речь, речь об умеренности. Юный гуляка послушал его, постепенно увлёкся, стал регулярно посещать занятия, будучи прилежнее всех. Нрав его при этом обрёл такую твёрдость, что он никогда не изменялся в лице, и голос его всегда был ровен; чем он и поразил, между прочим, Крантора, жившего после душа в душу с Аркесилаем. Ксенократ, ученик самого Платона, именно Полемона отличал более всех; ко всему прочему, они были любовниками. Даже в театре Полемон не выражал никаких чувств. А когда однажды собака вцепилась ему в ногу, и весь город шумел, расспрашивал, что случилось, он один оставался невозмутим. Эта твердонравность и прилежание в занятиях привели Полемона, в конце концов, к тому, что он сменил Ксенократа во главе Академии.

  Поражённая таким изменением человека, вдохновленная примером силы философии, Фабия окончательно решила заняться ею, весьма сократив время, отводимое собственным записям и даже привычным развлечениям. Возможно, пытаясь найти утешение и спокойствие в связи с тяжёлым ударом судьбы – женитьбой любимого, на не самой красивой девушке к тому же. На второй день после этой свадьбы Присцилла горько жаловалась Вере, что теперь так мало шансов стать похожей, как она давно мечтала, на Мнесиптолему, дочь Фемистокла. Ранее она никому не рассказывала об этом, о своей заветной мечте. История о дочери великого победителя Саламина в нескольких словах такова.

  В Азии Фемистоклу явилась во сне Матерь Богов, предупредив о грозящей ему опасности. Взамен Богиня потребовала у него дочь Мнесиптолему себе в служительницы. Благодаря предостережению Кибелы покушение на Фемистокла не удалось, и он построил ей храм в городе Магнесии, где жрицей сделал свою дочь Мнесиптолему. До настоящего времени Присцилла Младшая находила сходство с собой как дочь Фабиев и Фламина Идейской Матери, и особенно мечтала походить в браке. Так как Мнесиптолему взял в жёны единокровный брат Архептоль.

  Фабии же не посчастливилось. И она, словно Зенон, получивший ответ дельфийского оракула, искала помощи в философских трудах. Сначала она взялась за содержимое соответствующих полок своей библиотеки, приглашая порою за разъяснениями и вообще – с удовольствием послушать – Стабилия. Потом, так как «соответствующих полок» было немного, а нужных книг на них и того меньше, стала посылать слуг за свитками в дом брата. Некоторые она только просматривала, другие же изучала тщательнее. Воспользовалась, не пренебрегла, и советом юного эрудита-грека «Плитарха», прочтя кое-что по диалектике и книгу скептика Агриппы о Пирроне, излагающую также и само учение «антидогматиков».

  Однако Присцилле явно не хватало прилежания и постоянства. Далеко не каждый раз она находила в себе силы отказаться от приглашения поучаствовать в застолье. Порою же проявляла неожиданное даже для себя самообладание. К примеру, однажды после салютатио к ней, после того как безрезультатно прислала пару записок, заехала Тилия и стала упрашивать отправиться к ней, прельщая кулинарными изысками и новым сортом вина откуда-то чуть не из Скифии. На что патрицианка отвечала:

  – Неотразимая моя Липочка!.. Твои губы – мёд из липы, даже слаще и приятней!.. О! Видишь, ты даже вдохновила меня, и я – как никогда в жизни – чуть не стихами говорю! А ты ещё добавляешь сладости и печенья своего стола и незнакомого вида гроздного сока… Но ты не учла, моя прелесть, одного, – тут писательница перешла на греческий. – Время шесть, не хочу есть, и особое воздержание в это время у меня есть!.. О Геркулес! Извини, ты же не очень понимаешь «по-эллински». Трудно с ходу перевести эту мою игру слов… Потом как-нибудь, милочка. Завтра или на днях обязательно загляну к тебе. А теперь подари на прощание капельку своего мёда…

  Но всё же, как сказано, несколько чаще – видимо, по причине поступления приглашений в другие часы – Фабия, обычно к вечеру, порою дождавшись прихода Макра – дабы показать, что она весь день сидела дома – уезжала на комиссатио вместе с Бестией, к Тилии или постоянному единственному любовнику. Этими тремя лицами сумела ограничить свои любовные связи занявшаяся философией молодая женщина. С «этнически»-страстной Руфиной Бестией, естественно, редко приходилось оказываться на ложе любви лицом к лицу. А с покорной Липкой или послушным любовником уже никто не оказывался в постели кроме них.

  Секстия Вера заезжала поболтать и иногда они совместно посещали пирушки. Геллия Клементина, удручённая экстра-пониженным вниманием Парис, или проводила время дома, или позволяла себе бывать в обществе любительниц чисто девичьей любви, не переносящих «грубых мужланов». Ребилия же Терция и так в последнее время практически никуда не выходила: Фабия периодически отправляла во «Дворец Рексов» Уриану, но та беседовала лишь со слугами. А потом, в августовские ноны, вернулся из Сирии один из двух рабов младшей Юнии, и Ребилия покидала дом лишь однажды, ради посещения устроенных отцом гладиаторских игр.


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/07/636


-------------------------
  Антигон Каристский – скульптор и писатель III в. до н.э., автор «Жизнеописаний ф-фов»; «О роскоши древних» – сочинение, выпускавшееся под именем Аристиппа Киренского, собравшее всяческое злословие о нравах великих людей; «О прославленных философах» Ксенида Беотийского – неизв. книга и автор.
  Ксенократ из Афин – др.гр. ф-ф IV в. до н.э., глава Академии с 339 по 314 гг. до н.э.
  Фемистокл – победитель в знам. Саламинской битве; по политическим мотивам эмигрировал в Азию. Саламинская морская битва – в 480 г. до н.э. объединённый гр. флот разбил превосходивший персидский в проливе между островом Саламин и побережьем Аттики. Магнесия – г. в Малой Азии.
  стоик Зенон – Зенон Китийский обратился к оракулу с вопросом, как ему жить наилучшим образом, и Бог (Аполлон) ответил: «Взять пример с покойников». Зенон понял и стал читать древних авторов.
  диалектика – в античности под этим словом подразумевались и логика, и искусство вести беседу (спор), и нечто вроде гносеологии (теории познания).
  скептик Агриппа – ф-ф I в. до н.э., автор несохранившихся работ по скептицизму.
  время шесть, особое воздержание есть – игра слов (гр.): hexa – шесть, hexis – воздержание.


Рецензии
Интересно написано :)

Сергей Гарсия   13.01.2017 06:39     Заявить о нарушении