Вариант сознания... ч. 52
Вечно живой образ смерти.
Лев Толстой перед смертью сказал: «Не понимаю…». О смерти создано несчетное количество произведений. Когда-то и я мечтал написать диссертацию по истории русской литературы именно с таким названием – «Вечно живой образ…». Наиболее характерное изображение смерти - скелет или старуха с косой. В русской музыке известны «Песни и пляски смерти» Мусоргского. В чем их особенность?
Интересно высказывание Г.В.Свиридова в беседе с Г.Образцовой (запись в дневнике композитора от декабря 1981 года). Смерть у Мусоргского - вовсе не скелет: у него «сама Смерть выступает в качестве действующего лица. У Мусоргского она является <…> в человеческом образе. Ей приданы типические черты живого человека, и это не вызывает у нас какого-либо протеста, ощущения фальши и неправдоподобия.
Он взглянул на Смерть не как на зло или несчастье, а поднялся на более высокую точку зрения, он понял, что эта стихия – такая же, как Жизнь. И бытие человека - есть переход из одной стихии в другую, из дня в ночь, из движения к покою. Подобная же мысль руководила им при сочинении пьесы «Катакомбы» из «Картинок с выставки», где Мусоргский сам как бы живой входит в царство Смерти, разговаривая «с мертвыми на мертвом языке». Общение стихий продолжается: он пишет (слова в нотах): «дух умершего Гартмана ведет меня к черепам, черепа тихо засветились». Свет этих черепов и есть ответ безмолвного царства на звуки его музыки, этим светом оно приветствует пришельца».
Читая эти строки, невольно думаешь: какое счастье, если бы неизбежная смерть приходила к нам как величественная, всепримиряющая и всепоглощающая музыка… Замечательный поэт Борис Чичибабин, устав от жизни, призывал Матерь-смерть убаюкать его, как ребенка… Другой известный поэт, С.Гандлевский, сказал: «Смерть - Юрьев день». Дождемся ли отмены Юрьева дня?
Приведу свое стихотворение на указанную тему:
ФЛЕКСИЯ ЖИЗНИ
День размазался по асфальту
Обстоятельств; почтенный полдень
Пропотел в суете всесловий
И расплылся в слюнявых "измах".
Эфемерная жизнь - в дрожании связок,
В непалимом огне полемик...
Леденеешь в душе, коль знаешь,
Что луну изготовили немцы,
День седьмой загрубел в закате,
День восьмой - не обрящет нощи:
Так, наверное, будет проще
Обсчитать нас, по зову вставших.
Гуще ль кажутся кущи - вряд ли,-
Если встанешь не тенью - телом.
Вот подымется рев рефлексий,
Когда всех - голышом - и вместе...
Тело - изменяемая часть жизни.
Флексия! Тонкая плоть, не твердь.
И в винительном падеже недвижна
Неизменяемая часть жизни - смерть.
Ноябрь 2000.
* * *
Видизм: человечество как оно есть
«Новый мир» откликнулся на выход книги Бориса Диденко, где развиваются идеи «видизма» - науки о видах человека. Увы, челове-чество начинало с людоедства – это факт. Тут Диденко ссылается на книгу весьма уважаемого Б.Ф.Поршнева «Начало человеческой истории». Добавлю, что каждый 50-й житель каменного века расстался с жизнью благодаря удару дубинкой по голове.
Автор выделает четыре вида человеков:
- сверхживотные, или суперанималы - потомки людоедов. Они составляют 2 процента населения земли;
- ауггесторы (псевдолюди) - натуры коварные и лицемерные. Их в обществе 8 процентов;
- диффузный тип - внушаемый и комфортный. Они составляют большинство населения (70 процентов);
- неоантропы - маловнушаемые, высоконравственные люди. Их всего 10 процентов.
Я подсчитал, что в совокупности они составляют 90 процентов. Куда отнести остальных? Известно, что человек состоит из того, что он ест. Интересно, как возникла популяция неоантропов - от травоядных, что ли?
В свое время меня интересовала эта проблематика. Я пришел к мысли, что на пути от зверя к ангелу человек проходит три стадии. На первой стадии - это зверь с человеческими чертами. На второй - звериное и ангельское начала в человеке сосуществуют. На третьей - ангельское начало (доброта, любовь, сострадание) превалирует. У Чехова в ранних рассказах много персонажей, в облике которых просматривается животное начало. Потом появляются «сыны человеческие» вроде студента Васильева («Припадок»), которые реагируют на чужую боль как на свою собственную. Это люди с особо чувствительной душой, как бы лишенные кожи. Их ранит и оскорбляет любая несправедливость. В пьесе «Три сестры» о таких людях говорится: сегодня вас всего три на целый город, завтра будет шесть, послезавтра двенадцать, потом все больше и больше, и через двести-триста лет наступит прекрасная жизнь…
Увы, процент хороших, ангельских душ не вырос. В массовом порядке их вырубили в гражданскую войну. Сталин пересажал их в лагеря. Самые честные, самые порядочные полегли на полях Второй мировой… Потому и господствуют сейчас суперанималы и псевдолюди.
2 ноября 2000.
* * *
Метерлинк и Магдалина
Все, что связно с темой Христа и истории христианства, меня волнует, заставляет искать скрытые смыслы. Это - тайна, которая никогда не будет разгадана. Но это - и история людских отношений, человеческих характеров, которые нам понятны. В поведении людей заложено зерно отгадки того, что тогда произошло и как это происходило. Существует даже редкая вещь - анекдоты про Иисуса! Дескать, Иисус проповедовал ученикам, а в это время приблизилась толпа горожан, которая собиралась побить камнями падшую женщину. «Пусть бросит в нее камень тот, кто сам без греха», - сказал Учитель, и правоверные иудеи зачесали в затылках. Вдруг толпу раздвинула пожилая женщина с камнем в руке. «Мама, - промолвил Христос, - шли бы вы домой. Опять вы мне работать мешаете…»
К разряду падших женщин относилась Мария Магдалина. Морис Метерлинк написал о ней пьесу в трех действиях. Два эпизода позаимствовал из драмы Поля Гейзе «Maria von Magdela». В России была популярна поэма А.К.Толстого «Грешница», - ее, помнится, читал пьяный начальник станции в третьем акте «Вишневого сада» Чехова. В поэме Учитель в два счета обращает в веру наглую красотку. У Чехова же падшая женщина (Раневская), напротив, посрамляет учителя (Петю Трофимова)… Забавно. Многосмысленно.
У Метерлинка все иначе. В Магдалину влюблен римский начальник над легионерами по имени Люций Вер. Она - дорогая гетера, живет в богатой вилле возле Иерусалима. Завороженная Иисусом, она неосторожно приблизилась к толпе его фанати-чных последователей, и те действительно едва не побили ее камнями: «Римская подстилка!». Иисус их остановил, и с той поры Магдалина стала ярой приверженцей новой веры.
И вот Учитель схвачен… Люций Вер приходит к Марии: «Я спасу этого человека, если ты скажешь мне «да». Вот момент, когда Мария может пожертвовать собой и спасти Мессию. Но Учитель произвел в ней нравственный переворот, и…
«Если я уступлю на мгновение порыву страсти, то все, что он говорил, все, что делал, все, что он дал нам, снова низринется во мрак <…> То, что он нам дал, больше его жизни…».
Ну, легла бы под римлянина, как тысячи раз делала прежде, и жизнь Мессии была бы спасена! Нет, не легла…
Увы – возвышенная риторика меня лично мало тронула. Это очень похоже на героические подвиги героев коммунистической литературы, как ни странно. Заскоки на идейной почве. Наиболее живое место в пьесе - толпа калек, ислеленных Христом. Они, разумеется, поют ему осанну. Но вот стало известно, что Учитель схвачен. Подлый инстинкт срабатывает, и толпа начинает растворяться…
Марфа: Вам не стыдно?
Больной: Чего стыдиться? Какая польза в том, что им исцеленные из-за него же и погибнут?
Хромой: Ухожу, но не из-за страха, а чтобы отыскать его…
Один из чудесно исцеленных: …Слышу звон оружия… Спасайся, кто может…
Они быстро поворачиваются против Магдалины, когда Люций Вер сообщает, что «эта баба» не желает спасти Иисуса. Не хочет л е ч ь…
Горбатый: Она тоже предала его. Она была вместе с Искариотом.
Нищий: Сколько ты получила?
Один из чудесно исцеленных: Да, сколько? Где деньги?
Другой: Верни золото! Верни золото! Обыщите ее!
Бродяга: Распутница! Солдатская любовница!
Расслабленный: … она не выйдет отсюда живая. Я за это ручаюсь.
. . .
Толпа простодушно-подлых и алчных уродов - горбатых, нищих и расслабленных, воссозданная Метерлинком - настоящее драматургическое чудо! Не ради богатых и здоровых - ради вот этих нищих и обездоленных Христос пошел на крест! Припоминаю, год назад написал стихотворение «Mania grandiosa», где прямо возмущался парадоксальной ситуацией, отраженной в Евангелии:
Чтоб ради нищих и калек
Т а к и е боги умирали!
Замечательно, что Метерлинк, увлеченный н а д у м а н н о й нравственной проблемой Магдалины, как бы вскользь прошелся кистью по этой пестрой толпе. Но какой точный рисунок! Фламандская школа! Я положительно восхищен - и вижу, что в сфере отображения человеческого порока Метерлинк бесподобен. Кажется, что дух Иеронима Босха ожил в душе драматурга.
Однако – Люций Вер… Люцифер? Оригинальный, прямо скажем, дьявольский способ погубить Христову Веру - спасти самого Иисуса!
12 ноября 2000.
Свидетельство о публикации №212010700590