Земные дороги иисуса христа
Христос ходил не только по дорогам Галилеи. Но многие исследователи связывают Его деятельность исключительно с Галилеей. Очевидно, это утверждение прежде всего основано на высказывании пророка Исайи о Галилее языческой, и о земле Завулона и Неффалима, которая воссияет новым светом.
И, безусловно, с Назаретом, где прошли детство и взрослая жизнь Иисуса Христа (считается, что древний Назарет был в уделе колена Завулона), и откуда Он начал свое служение. Поэтому Его часто называли в народе Иисусом Галилеянином, указывая место, откуда Он родом (Вифлеему в ту пору никакого особого значения не придавали, это в последующие века из него сделали место святости и поклонения).
Галилеянами называли и всех Его Апостолов, хотя не все таковыми были. В частности, Апостол Фома, который был родом из города Панеяс или Панеада (в разных источниках его пишут с разной транскрипцией), на восточном берегу реки Иордан. Некогда это был языческий город, где существовал культ языческого бога Пана (отсюда и название города).
Во времена Христа на месте древнеязыческого города существовал другой, который назывался Кесарией Филлиповой. Когда Ирод Великий умер, его владения были разделены между тремя его сыновьями:Иродом Антипой, Архелаем и Филлипом. Первому досталась Галилея, второму - Иудея, а Филиппу - Итурея и Трахонида.
Некогда здесь жили племена из рода Измаила, занимавшиеся разбоем и грабежами. Ироду Великому отдали эти области с условием, что он наведет здесь порядок. И он навел, так что Филиппу достались уже спокойные территории.
О Филиппе пишут, что это был, в отличие от отца и братьев, мягкий и спокойный человек. Так ли это было на самом деле, проверить трудно, но миссии Христа здесь, похоже, в отличие от Его родного отечества, в котором, как известно, пророка нет, препятствий не чинили. И Он приходил сюда проповедовать, и Фома, скорее всего, и присоединился к Нему во время одного из такого пребывания здесь Христа.
Нередко Он наведовал и Пирею - местность, в древности называемой Галаадом, где жили колена Рувима, Гада и полуколена Манассии.
Нередко бывал Он и в пределах Тирских и Сидонских. Он шел туда, где были еврейские общины, потому что и оттуда приходили люди к Нему, в Галилею, чтобы послушать Его.
Тир и Сидон были финикийскими городами, но еще царь Соломон подарил царю Тирскому Хираму двадцать городов из колена Асира. Кроме того, колену Завулону еще в древние времена достался удел, доходящий до Сидона. А поскольку Сидон был известнейшим и богатым городом, неудивительно, что он был привлекателен для многих израильтян. И когда, например, Соломон попросил Хирама прислать мастеров для отделки Храма, Тирский царь прислал ему мастеров, чьи матери были из колен Дана и Неффалима, а отцы Тирянами.
За века, предшествующие Христу, "перемешались" не только семьи, но и территории. То есть, у этих территорий появлялись новые хозяева:ассирийцы, вавилоняне, греки, римляне, не говоря уже о египтянах, которые использовали любую возможность, чтобы вернуть, а если повезет, и завоевать новые города на этой территории.
Они были "лакомым кусочком", потому что здесь проходили важные торговые пути. К примеру, во времена Христа через Итурею проходила дорога из Дамаска в Тверию, через Галилею - в Месопотамию.
Каждый новый завоеватель кроил территории на свой лад, соответственно обустраивал их, и во времена Птоломея, которому после смерти Александра Македонского досталась Сирийская провинция, куда были включены Галилея с Иудеей, здесь возникли десять греческих городов, в которых поселялись поначалу в основном бывшие солдаты греческой армии. Часто они женились на местных девушках-еврейках, и, видимо, это было достаточно распространенным явлением (не отсюда ли и пошло - Галилея языческая?).
Эти десять городов имели общее название - Декаполис. Главным его городом считался Скифополь, в далеком прошлом - Беф- Сан, который находился в колене Иссахара, но принадлежал второй части колена Манассии.
Здесь некогда финикийцы разбили войско царя Саула, а тела погибших Саула и его сыновей повесили.
В целом территория Десятиградия некогда целиком принадлежала колену Манассии, но в эпоху Христа здесь жили в основном греки. Он часто проходил по этим городам, но если судить по Евангелиям, то не задерживался здесь надолго, а то и вовсе сразу проходил.
Где бы Он ни был, Он спешил возвратиться в родные места. Хотя здесь Ему было труднее всего. Местным жителям, которые знали Его семью, Его самого с малых лет, трудно,- да практически и невозможно было,- примириться с тем, что этот человек старается настаивать их на путь истины. Да как он смеет, сын плотника?!
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №212010700820