Ритуальный суицид. Права царя

                Императорский скипетр говорит не о
                праве на полную свободу действий, но о
                праве жить в блестящем рабстве.
                Император Нового Рима Тиберий II [1]

В средние века в Калькутте раз в 12 лет, «когда планета Юпитер вступала в созвездие Рака, имел место большой праздник, называемый Маха-Маккал (“Великое жертвоприношение”). После торжественного омовения царь  на глазах у многочисленной толпы восходил на деревянное возвышение, покрытое шёлком, и острыми ножами отрезал себе нос, уши и губы и какие угодно части тела, бросая их в толпу; когда он слабел от потери крови, то перерезал себе горло. После смерти правителя присутствующий тут же претендент на престол короновался на следующие 12 лет» [2].

Подробно это действие, а также его позднюю форму, в которой вместо царя погибали группы смельчаков-добровольцев, описал Д.Д. Фрэзер [3]. До 1743 года раз в 12 лет, когда планета Юпитер возвращалась в созвездие Рака, в Калькутте совершался страшный кровавый праздник. На поле перед храмом собиралась царская армия – десятки тысяч воинов. Дорога от храма к царской террасе была ограждена частоколом, из которого торчали два ряда длинных копий. Из толпы выступала группа украшенных цветами и вымазанных сажей людей с мечами в руках. По знаку царя они вступали на эту дорогу бежали по ней, пытаясь своими мечами защититься от длинных копий, которыми их поражали воины, стоящие за частоколом. Погибали все до единого. Зачем? Чтобы всему миру продемонстрировать свою неустрашимую доблесть. То же бесполезное принесение в жертву человеческих жизней повторялось и в остальные дни праздника, длившегося 28 дней [4].

Откуда взялся этот обычай? Где его истоки?

В протоиндийской религии – в религии народов, населявших Индию до прихода ариев и имевших развитую государственность. Протоиндийских царей в конце каждого 12-летнего цикла убивали. В дальнейшем, однако, убиение царя было замещено убиением буйвола [5].

Один старый английский историк сообщает, что в индийском государстве Бенгалия признавали царём всякого, кто убивал своего предшественника и занимал его трон [6].

Тамильская “Повесть о браслете” (V – VI вв. н.э.) запечатлела сцену, когда воины сами отрубали себе голову и бросали её к ногам богини войны Коттравей: «Вот наш жертвенный долг, – успевали воскликнуть они, – Прими кровь, струящуюся из горла как плату за победоносную силу». Или: «Да возрастёт могущество победоносного черноволосого царя с горящими как угли глазами! Прими же в жертву наши жизни! – и во исполнение сурового обета, отрубив себе голову, бросают её в предсмертное мгновение на жертвенник» [7].

Каковы же были права индусских царей? Какое моральное поведение предписывали им шастры? “Артхашастра” – политико-экономический трактат, ставящий себе целью достижение пользы стране. «Для достижения благополучия государства здесь предписываются весьма сомнительные пути. Так, чтобы испытать верность слуг (начиная с министров), дозволены всевозможные провокации, ложные обвинения, клевета и т.п. Процветает шпионаж, используются услуги наёмных убийц, отравителей и т.д. В отношениях с соседями можно прибегать к распространению ложных слухов, подстрекательству, подкупу, убийству; в этих целях среди противной стороны используются люди заведомо порочные – преступники, одержимые разного рода страстями, и т.д. Шпионаж обычен и внутри самой царской семьи, рекомендуется слежка за царскими жёнами, преданность которых вообще сомнительна, за царевичами, “ибо царские сыновья подобны ракам: они пожирают своего родителя”. Согласно отдельным авторитетам, наследника, не проявляющего любви к царю, следует тайно убить, заточить, выслать и т.п. Пороки же самого царя – дело условное: ими можно и пренебречь в зависимости от обстоятельств. Характерны четыре средства, рекомендуемые для ведения внешней политики: мирные переговоры, подкуп, устройство раздора между соседями и открытое нападение, которое состоит в убийствах, мучениях и грабежах» [8]. А в пятом разделе “Камасутры”, который называется “О чужих жёнах”, уделяется внимание и поведению царей, которым жёны подданных были достаточно доступны [9].

                2010


[1] Цит. по: Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1996, стр. 86.

[2] Дубянский А.М. Протоиндийская религия. // Древо индуизма. М., изд. “Восточная литература” Российской Академии наук,1999, стр. 29.

[3] Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., изд. политической литературы, 1983, стр. 262-264.

[4] Там же, стр. 263-264.

[5] Дубянский А.М. Протоиндийская религия. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 29.

[6] Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1983, стр. 264.

[7] Дубянский А.М. Протоиндийская религия. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 34.

[8] Сыркин А.Я. Дидактика классического индуизма. // Древо индуизма. М., 1999, стр. 107
с бесконечными ссылками на “Артхашастру”.

[9] Там же, стр. 113.


Предыдущий этюд по индуизму: http://www.proza.ru/2012/01/11/1432

Следующий: http://www.proza.ru/2012/01/05/1596


Рецензии