Заветные часики

     Старуха жила одна. Она давно не выходила во двор, а сегодня и подавно не собиралась туда, так как к вечеру готовилась умереть. Она подошла к шкафчику с тем, чтобы взглянуть в последний раз на заветный подарок – золотые детские часы. Она едва-едва смогла вынуть из замочной скважины ключ и с трудом отодвинула ящичек, в котором стояла коробка из-под леденцов. В той коробке находилась шкатулка, в которой хранились детские часики с игрушечным временем, не соответствовавшим времени взрослых.
     Скажем, сутки    игрушечного времени длились 6 часов, 1 час проходил как 15 минут, а 15 минут как 3, 75 минут времени взрослых. Это были непростые часики. На их циферблате можно было увидеть чудесное   
Cтаруха завела их и принялась ждать. Ровно через 15 минут раздалась игрушечная музыка. Она взглянула на циферблат и увидела в нем… соседскую девочку в аленьком платьице, игравшуюся в песочнице. Эту девочку она знала хорошо и даже ее имя. Эта девочка была вежливой и всегда здоровалась со старухой.Много раз пожилая женщина следила за девочкою через окно и сейчас ей безотчетно и неудержимо захотелось подарить этой девочке заветные золотые часики. Однако при этом старушка решила соответственно случаю выглядеть торжественно и нарядно. Превозмогая скованность своего тщедушного усыхающего тельца, она надела на себя темносинее платье с белым воротником, вишневого цвета туфли (хотя это ей давалось нелегко!), перстни и серьги, а также водрузила на седую голову шляпку с вуалеткой. Она посмотрела в зеркало и была вобщем довольна. Кое-как , цепляясь за перила, она спустилась по лестнице во двор ( в лифт она боялась войти) и увидела совсем близко милую девочку в аленьком платьице, по-прежнему игравшуюся посреди песочницы. Как видно было - та с увлечением строила дом для своей новой куклы. Старуха по имени позвала ее и девочка,поздоровавшись, подбежала к ней. Пожилая женщина, улыбаясь, протянула ей золотые часики.
     И вот они пробили свои «15 минут». Девочка запрыгала от восторга. Взглянула на циферблат и увидела в нем, как если б на малюсеньком экране, кота с длинной шерстью, сидевшего на перилах в соседнем подъезде. Девочка, восхитившись, поблагодарила и побежала к своей кукле. Тут старуха вспомнила, что кран на кухне давно сломан и тарахтит как пулемет, и надо бы позвать слесаря. Тихо возрадовавшись тому, что выполнит сразу два дела, она тотчас же направилась к будке слесаря.
     И вот старуха постучалась в дверь с надписью «слесарь-сантехник».  Изнутри послышалось мужицкое хриплое – «Заходи!» Старуха, внезапно оробев, замешкалась у двери, но, все же, толкнула ее и вошла внутрь, едва подавляя внезапно охвативший ее ужас, как если б парашутист, спрыгнувший с аэроплана. Людей, подобных этим – она не видела давно. Они восседали меж клубов папиросного дыма вкруг стола, на котором стояла бутыль водки, а рядышком на обрывке оберточной бумаги можно было разглядеть аккуратно порезанную селедку. За столом подобно трем королям сидели три человека. Один из них был с черной повязкой на левом глазу. Правым он уставился беспощадно в старуху.
- Здравствуйте! Кто тут слесарь? – спросила пожилая женщина прерывающимся голосом идущей на эшафот.
Все трое молча кивнули головами и продолжали играть в дурака, вобщем не обращая внимания на пожилую женщину.
- Извините! Будете ли Вы так любезны послушать меня… У меня в квартире кран на кухне тарахтит как пулемет и надо бы слесаря для починки – старуха обратилась наугад к трем бездельникам.
Все трое, как если б сговорившись, заржали. Старуха про себя уже назвала их оборотнями.
Оборотень с повязкой на левом глазу спросил ее односложно нехотя:
- А по какому адресу?
- Улица Липская 5, кв. 11… Знаете, где это?
- Знаем, знаем (все трое заржали и переглянулись)Это все?
- Ну да… а когда вас ожидать?
- У нас мгного работы и таких как вы - много, некогда присесьть, блин – проворчал и тотчас же икнул слесарь с повязкой на левом глазу.
- Некогда и пообедать, приходят тут всякие!- пожаловался его собутыльник.
- Вот так-то, вот… - ухмыльнулся еще один, многозначительно кивнув на карты.
- Твой ход, Петя!- не обращая внимания на пожилую женщину все трое продолжили резаться в дурака.
Старуха продолжала стоять и глядеть выжидательно в их сторону.
- Ну, чего уставилась, непонятно что ли? – рявкнул оборотень с повязкой на левом глазу.
- Я всего лишь прошу мне помочь за деньги отремонтировать кран – молвила старушенция.
- Ну ладно, я приду… - почему-то угрожающим тоном произнес оборотень с повязкой.
- Спасибо, я буду Вас ждать! – произнесла старушенция.
Все трое в ответ заржали.
- Так Вы придете?
- Придем-придем!
- К вечеру?
- К вечеру-вечеру…
Она кивнула головою на прощанье и пошла домой. В этот день старуха чувствовала себя нехорошо и приход слесаря был никак не запланирован, однако воспоминание о тарахтящем кране выворачивало ее наружу; она была вынуждена переносить разговор с невоспитанными мужланами, которых про себя назвала «хамским отродьем».В то же время в ее сердце почему-то шевельнулась надежда, что помирать она будет не в одиночестве. При всем том, она решила сегодня всем своим видом подчеркнуть дистанцию между ею, хотя-бы и старой, но культурной женщиной и теми мужланами, с которыми ей пришлось сегодня повстречаться.Поэтому она одела перстни и кольца в надежде подчеркнуть свой статус некогда блистающей дамы.
Последние годы мысль о смерти ее не пугала. Скукоженное старушечье тельце подобно сморщенному огурцу, вялое и немощное, казалось нелепым препятствием на пути свободного парения ее вечноюной души. Во сне она рыдала от счастья быть молодой, и когда просыпалась – с удивлением припоминала свой век, обстоятельства жизни и неизбежно мысли о смерти приходили на ум.
Старуха, сидя в кресле, стала дожидаться слесаря, хотя его образ был ей ужасен. Наступали сумерки. Алое солнце краешком коснулось горизонта.
Послышался звонок в дверь. Старуха поднялась опираясь на трость, прошла в прихожую и отворила дверь слесарю. В руке он держал чемодан с инструментами. Она провела его на кухню, а сама снова села в кресло и вспомнила девочку в алом платьице; на глаза навернулись слезы тотчас же.Между тем, слесарь, разложив инструменты, возился с краном…
- Гот-товво!- закричал слесарь. Старуха стала подыматься с кресел, чтобы пройти на кухню и, как следует, принять работу слесаря, однако – не тут-то было. Слесарь для демонстрации открутил кран и тот, почему-то дергаясь словно дракон, и уже не тарахтя, но изрыгая из себя какие-то хрипы, внезапно завыл сиреной.Ледяным холодом охватил испуг старуху от макушки до кончиков пальцев ног;ее словно подкосило и она навзничь грохнулась на пол.
Разводя руками, вбежал растерянный слесарь и увидел распростершуюся на полу старуху – в бриллиантах.Он, прислонив ухо к ее бездыханной груди и убедившись в ее кончине, мгновенно бросился к старинному вишневого цвета комоду, принявшись выдвигать ящики, ища драгоценности.Однако он обнаружил лишь допотопные булавки и гребешки… С остервенением кинулся к лежащей покойнице, сымая кольца с ее выкрученных ревматизмом пальцев, срывая с ее тощей шеи – нательный крест.Все это он судорожно засунул в карман, взял чемодан и вышел.
Небо у горизонта все еще алело. Из крана обильно вовсю хлестала вода. А в детской в это время раздавались сказочно-чарующие аккорды игрушечной музыки золотых часиков.
                1978, Харьков


Рецензии
"Во сне она рыдала от счастья быть молодой, и когда просыпалась – с удивлением припоминала свой век, обстоятельства жизни и неизбежно мысли о смерти приходили на ум."
Одна эта фраза стоит многих страниц описаний! Рассказ сильный, вызывает эмоции, а это - главное. Нет неинтересных людей, нет неинтересных ситуаций, вот что доказывает эта история.Тему часиков и "игрушечного времени" можно было бы развить. Ясно, что для девочки и для старушки время идет по-разному. Можно было бы включить хоть одно из воспоминаний старухи - о днях ее юности, тогда она стала бы ближе читателю, и мы сопереживали бы сильнее.

Юрий Жёлтышев   20.01.2013 00:57     Заявить о нарушении
Рассказ был написан, когда мне было то ли 17, то ли 18. Тогда мне важно было каким-то образом зафиксировать идею "игрушечного времени". С т. з. общелитературной, пожалуй - надо было бы сей рассказец расписать. Но "расписать" - это значит, как минимум, в повесть угодить

Олег Мингалев   25.01.2013 00:34   Заявить о нарушении
И в то же время, перечитывая рассказ еще раз( надо отдать должное - читать хочется!), начинаешь замечать какие-то совершенно нелепые несоответствия.Если старушка знала, предчувствовала, что в этот день ее ждет смерть,зачем ей нужно было ремонтировать какой-то дурацкий кран? И почему в этот день ей захотелось общаться с какими-то слесарями-алкоголиками, которые явно не "люди ее круга"? Может быть, даже если никого из ее друзей и знакомых уже не осталось в живых, она хотя бы вспомнила кого-нибудь, например, рассматривая старые фотографии? Получается,что описанные эпизоды неинтересны, надуманны и ничего важного нам не сообщают для понимания героини. Если автора не интересует описываемая старушка, то вряд ли эта героиня заинтересует и читателя...

Юрий Жёлтышев   18.01.2017 08:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.