Сказка о разноцветных стеклах

(из старых тетрадей)

Жили-были. Не тужили. Трудились с утра до вечера - добра наживали. Рано вставали, рук не покладали - жена шила и славилась в округе лучшей портнихой, муж дома строил. Словом, и людей радостью наделяли и сами радовались. Вечером отдыхали, книжки читали, сад поливали, солнце провожали. Детей нарожали много: аж семь мальчиков и одну девочку. Жили дружно, уютно, весело, семь колыбелек сначала повесили в спаленке детской, ведь мальчики были - близнецы, друг на друга похожи, как семь капель росы. А через год девочка появилась - радугой в доме засветилась. И никто не грустил, на трудности не жаловался, хотя трудностей хватало, пожалуй. Ведь восьмерых детей растить - велика забота, отдыха нет даже в субботу, и в воскресенье хватает работы. Но дети росли быстро, были здоровы, - вот вам залог спокойствия и силы основа. Имена им, правда, необычные дали. Мальчиков так назвали: Йыджак, Кинтохо, Теалеж, ь'Танз, Едг, Тидис и Назаф, а девочку - Агудар.

Когда сыновьям исполнилось три года, устроили большой праздник, и  пригласили много народу. Люди собрались со всей округи: близкие,  друзья и подруги. Пришла и одна очень дальняя родственница, вся в черном, у портнихи платье шила когда-то, и полушубок теплый на вате. Братьям на шею по медальону повесила. А в медальонах тех стеклышки разноцветные: у Йыджака - красное, у Кинтохо - рыжее, у Теалежа - желтое, у ь'Танза - зеленое, у Едга - голубое, у Тидиса - синее, у Назафа - фиолетовое.

День рождения провели на славу, а стеклышки стали для братьев - любимой забавой. Каждый смотрел на мир только в свое, и стало меняться в семье житье. Один говорил, что мир красный, второй доказывал, что оранжевый, третий - что желтый, и так далее, родители уже помирить их могли едва ли. И никто в чужой медальон взглянуть не желал, каждому казалось, что все о мире он уже через своё стекло узнал. А потом и до драк дошло дело, счастье и радость в тар-тарары полетели. У матери и иголка, и ножницы из рук падали, сроки заказов приходилось откладывать. Вовремя сшить одежду уже не успевала, только обломки после драк сыновних убирала, только рваную в боях одежду латала, да перепачканную в грязи во время потасовок стирала. Денег и еды стало мало, стряпать не успевала.

Муж начал пьянствовать от такого безобразия, потом и работать перестал, - казалось, что их везение сглазили: кто-то недобро посмотрел-позавидовал и наслал напасти, несчастья, горести и обиды на них. Дальше больше - спасу нет никакого, и решения не найти, ни сложного, ни простого. Сад в запустении, дом полуразрушен, отец по свету счастья искать пошел, мать над дочкой, как птица над птенцом, а сыновьям никто не нужен. Растут разбойники в постоянных распрях, все спорят, через чье стеклышко мир выглядит краше. А время, меж тем бежит не понарошку, сменяются день и ночь, ночь и день за окошком. Так и десять, и пятнадцать лет пролетело, а мира все нет, нет войне предела. Мать и дочь ушли жить к добрым людям, а братья все никак ратный пыл не остудят.

Девочка выросла, похорошела, матери радость вернуть сумела. Растет разумная и веселая, все невзгоды терпением и трудом преодолевает. Вот однажды снится ей вещий сон: идет она в темноте, лес дремучий со всех сторон, страшно вокруг и очень тихо, только сыч изредка вдруг ухнет, словно накликая лихо. Но деревья почему-то перед ней расступаются, и тропинка послушно под ногами расстилается, а куда ведет неведомо, но Агудар послушно по ней следует. Лес закончился и дорожка уже через поле бежит, видит девочка вдали домик, а в окошке огонек дрожит. Заходит через калитку, всходит на крыльцо, открывает двери. Нет никаких жильцов, грязно внутри и неуютно.

Чей-то голос послышался в ту же минуту. Какой-то знакомый, ласковый, спокойный и тихий. Спрашивает: "Ты Агудар, дочка портнихи?" "Да", - отвечает девочка, и голос просит прибрать и ужин приготовить, словом, помочь хозяину, которого в доме нет. А Агудар в ответ: "Конечно, прямо сейчас все сделаю. Только к колодцу за водой сбегаю". Чистоту навела - все просто блестит, обед приготовила, цветов нарвала. Утро наступило, солнце взошло. Девочка в чистой горенке сидит, ждет, чего - сама не ведает. А голос говорит: "Ты отобедай, а потом я тебе расскажу кое-что важное. Ты все поймешь, Агудар отважная". Отобедала, а голос продолжает: "В жизни всякое, дочка бывает. Вот я был твоим отцом, а остался от меня лишь голос. Хотел вернуть в дом мир и веселье, и в такую попал карусель я... Повстречал по дороге ту злую колдунью, что братьям твоим проклятые подарки вручила, и тем наш семейный очаг разорила. Рассказала она мне свою тайну: отомстила, мол, все произошло неслучайно. Позавидовала нам, когда шила у мамы одежду, и решила нашу семью уничтожить. Вот и пришла с планами коварными. "А тебя", - говорит, - "Я лишу телесности, и оставлю возможности лишь для словесности". И отправился я по миру бесплотным, чтобы найти ответ как помирить сынов буйных. Долго носился по шару земному, столько нового узнал, да нагляделся такого, что ни в сказке не расскажешь, ни пером не опишешь, но когда все наладится, ты все эти истории обязательно услышишь. И будем мы опять сидеть теплыми вечерами на балконе, и мама положит руки свои мне в ладони, а я расскажу вам сотни интересных историй из разных стран и неизведанных территорий.

Пока вот одна только - сейчас она самая важная. Слушай и смотри внимательно, дочка моя отважная. Открой в шкафу дверь, и содержимое его проверь". И достает Агудар из шкафа диковинный прибор, и начинает внимательный его осмотр и разбор каждой части в уме, чтобы потом все сложить вместе, то есть проанализировав, синтезировать честь по чести. Прибор представляет из себя длинную трубку. В трубку вставлены семьразноцветных стекол круглых. И цвет у них точно такой, как у каждого из ее братьев в медальонах. Глянула девочка сверху сквозь все стекла сразу, одно на другое наложенные, и оказалось, что нельзя рассмотреть ни одного цвета отдельно. То есть, если все стекла в одной трубе друг за дружкой поместить, то не будет мир одноцветным, как в каждом отдельном стекле, а станет обычным белым и прозрачным при этом. И все цвета заиграют в нем одновременно множеством красок, и не будет повода для драк в семье. И прыгает дочка от радости, и хлопает в ладоши, и вторит ей смех отца, и с новостью хорошей и этим прибором особенным отправляется она домой, с отцом попрощавшись, исполнить его просьбу пообещавши.

Просыпается Агудар, видит - она дома, рядом с мамой, удивляется, что это был только сон. Но смотрит - на столе стоит прибор. Сомневаясь, протягивает к нему руки - точно он! И вот уже будит она матушку, и сон ей рассказывает, и необходимость все толково объяснить братьям доказывает. Но женщина уже не верит в примирение, сомневается, хоть душа ее до сих пор болью за сыновей мается. Однако, Агудар к братьям с прибором отправилась, и быстро со своим трудным заданием справилась.

Когда увидели ребята свет белый через семь стекол совмещенных, вынули свои из медальонов даренных, одно на второе аккуратно положили и железной рамкой на скорую руку скрепили. Глядят на мир радостный и многообразный и понимают свою глупость ужасную. И что причины для раздоров и драк не было. И горько им, и жалеют обо всем. И отца вернуть мечтают, да только как? И что теперь делать не знают, ведь расколдовать его - вовсе не пустяк.
Вдруг глядят, к дому подходит сам отец, улыбается. Мама к нему бежит, слезами заливается. А потом все вместе как засмеются! Так удалось им счастье вернуть себе. Но счастье это уже было новое, все стали опытней и умней, в особенности, семеро драчунов-сыновей. Впрочем, драчуны они уже в прошлом. Это испытание было, видимо, нарочно. Теперь они вместе с отцом дома строят: стены возводят крепкие, надежными крышами кроют. Люди им за это очень благодарны. И злых волшебников чары коварные против их дружбы нынче бессильны.

Любовь и дружба - вещи всесильные. С ними всякий беду одолеет, если захочет. И когда злые люди нам горе пророчат, мы ему не станем верить и в сказку сами откроем двери.

Было ли это на самом деле, дети? Не знаю, если хотите, сами проверьте. Попробуйте никогда не забывать о близких и родных, и не верьте однообразности стекол цветных. Лучше выложите из них радужные картинки, а если они разобьются, аккуратно соберите осколки вместе крупинка к крупинке и вложите в трубку. Закройте её снизу полупрозрачной крышкой, а сверху - крышкой с небольшим отверстием для глаза, и крутите на свету, сколько хотите, раз за разом. Там такие увидите узоры, что вам будет совсем не до драки или ссоры. Калейдоскопом называется трубка такая - теперь и вы это знаете, а я давно это знаю. Только берегите от осколков руки - а то ещё порежетесь от моей науки. Мусор стеклянный собирайте в совок метелкой или лучше попросите родителей купить вам калейдоскоп готовый.

2004 год


Рецензии