Восьмое зеркало

Восьмое зеркало.

В сознанье придёт лишь тогда человек неразумный,
Когда он по глупости в тяжкие беды впадая,
Себе пособить уж никак, бедолага, не сможет.
Гомер

Мысленно проговаривал 10 Заповедей Христовых и остановился на 8. Вспомнился год жизни между школой и призывом в армию. Решив овладеть рабочей профессией, поступил на завод учеником. Через месяц мне уж доверяли делать кое-что самостоятельно. И вот во время монтажа светильника в мужском туалете заходят начальник цеха и снабженец. Остановились перед умывальником Начальник цеха и говорит:
- Фёдор Кузьмич, посмотрись на себя в зеркало. Что ты видишь?
- Вижу на волевом лице печать мужества и вдохновения. Но побриться утром я не успел.
- То есть видишь себя любимого. А то, что через такое прекрасное лицо проходит трещина в четыре миллиметра толщиной, не заметил? Надо купить новое, а это можешь забрать себе, тебе всё равно, в какое смотреться.
- Хорошо, Иван Петрович.
- Я запамятовал, сколько у нас, не считая меня и бригадиров, начальствующих над рабочими?
- Семь.
- Купишь восемь одинаковых зеркал овальной формы, с красивой окантовкой. Когда пропадёт первое зеркало, на это место повесь второе, когда исчезнет второе зеркало - повесь третье и так до последнего.
Через три месяца над умывальником установили восьмое зеркало, и оно так и висело до моего увольнения из этого цеха.
Прошло лет пятнадцать. В конце 80-х годов я работал рядом с Красной площадью. В обед пошёл на улицу Горького в магазин «Диета». Посреди проезжей части, взявшись за руки, живой цепью, стояли люди молодого и среднего возраста. Один конец уходил в сторону Маяковки, другой терялся где-то за Красной площадью. Спрашиваю у них:
- Зачем вы здесь встали как дети?
- Мы так голосуем за Перестройку, свободу, демократию, либерализм и плюрализм.
- Сами откуда будете?
- Из Зеленограда.
- О, это наукоград, недавно отстроенный недалеко от Москвы в экологически чистом месте. В новых домах вы получили хорошие квартиры. Работаете в чистых халатах в институтах, лабораториях и заводах. Получаете неплохие деньги. Чего вам не хватает?
- Нам не хватает плюрализма, демократии, свободы, а Перестройка стала пробуксовывать
- Хорошо, - говорю я им, - уже не является секретом, что Запад из нашей страны хочет сделать рынок сбыта и сырьевой придаток, а вы и не задумываетесь о своей дальнейшей судьбе. Сейчас я имею кассетный магнитофон «Электроника» вашего производства. Когда нас со всего света завалят хорошей и качественной аппаратурой я куплю японский магнитофон на смену сломанной « Электронике» не потому, что ихний магнитофон лучше, а потому, что Зеленоград встанет и в продаже не будет никакой «Электроники». Не будет работы – не будет денег на жизнь. В поисках работы поедите в Москву и, скинув синенькие халаты, начнёте трудиться грузчиками, дворниками, сторожами, уборщицами. Зачем же своими руками приближать это время?
Люди, не разжимая рук, обозвали меня комунякой. Я на это ответил, что и комсомольцем никогда не был. Затем, окинув взглядом человек двадцать, спросил: «Рабочие есть?» Нет ответа. Крикнул громче: «Среди вас есть рабочие?» «А в ответ тишина», - как пел Высотский. Я махнул рукой и пошёл в магазин.
Примерно в зто время по делам мне пришлось объехать пять областей, примыкающих к Московской области. В разговорах с местными крестьянами отдыхал душой. После плоского городского просторечия от словесного общения с сельским жителем испытывал эстетическое наслаждение. В своей речи, ёмкой, лаконичной и колоритной, для определения какого-нибудь предмета или события крестьяне использовали такие слова, которые, по-моему, были единственно возможны в данном контексте. Рассуждая о событиях в стране, недоумевали о происходящем в столице и утрате здравомыслия в людях. Вы там дурите, говорили они, а шарахнет по всей стране. Старик из деревни Корево, что в Смоленской области, рассказал, как, оказавшись в Смоленске, купил в киоске газету «Известия» и внимательно прочитал статью А.Н.Яковлева. В ней этот человек, похожий на клоуна (бывший партийный идеолог, правая рука Горбачёва, а теперь уж прораб перестройки) предлагал и призывал создавать класс богатых людей. Но, если подойти к этому делу честно, процесс этот долгий. Что тянуть. В статье было предложено обогащаться криминальным, воровским способом. Соратник президента подталкивал народ нарушать 8 Заповедь! А о том, что погибнут миллионы и честных, и нечестных людей, лукавый политик промолчал. Заговорил об этом с окружающими людьми – реакция на мои слова была не та, что я ожидал. Чудной народ живёт в городах.
Прошло несколько лет. 19 августа 1991 года вся страна смотрела балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Дирижировал Светланов. В этот день многие не вспомнили о Яблочном Спасе. В сознание людей колом вошёл Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению, объявивший о провале перестройки и намерении навести порядок в подзагулявшей стране, то есть прекратить бардак. Но меня поразил этот идиотский ввод воинских подразделений и тяжёлой бронетехники на улицы города. Ничего глупее придумать было нельзя. По этому поводу мой сосед по лестничной площадке, ровесник века, дед Игнат сказал: «Какой же подарок сделали эти чудаки либералам и так называемым демократам. Ах, беда, беда… Теперь уж точно троцкисты всех мастей возьмут реванш за своё поражение полувековой давности. Ох, и президент, ох, и главнокомандующий, в Крыму отдыхающий. Меня уж ничем удивить нельзя, а ты, Витя, крепись». Горбачёв в это время находился в Форосе. Выжидал. Клон Керенского тогда ещё не знал, что просиживать и протирать штаны в Кремле ему осталось несколько месяцев. Потом уедет за границу и будет проживать там в комфорте, довольстве и роскоши, нежась в лучах фальшивой славы. А тогда, в те августовские дни, на все провокации беснующейся толпы военные не ответили ни одним выстрелом. Не так было осенью 93 года, когда власть находилась в руках человеколюбов и воздыхателей о слезинке замученного ребёнка. В сентябре новый кремлёвский сиделец рубанул по Конституции. В обществе началось противостояние. В двадцатых числах я позвонил товарищу, и мы решили примкнуть к защитникам Белого Дома. На следующий день, возвращаясь поздно вечером домой, в холле подъезда увидел людей. Один из них, человек среднего роста, кивнул трём парням, сидевшим на мраморной ступеньке, те поднялись не спеша, обступили меня и начали бить, не проронив ни звука. Я так же молча пытался отбиваться. Били недолго и аккуратно. Больше недели пролежал пластом на диване. Вставал только в туалет, и хлебнуть горячего чая. Потом, вспоминая тот злополучный вечер, пытался понять, что это были за люди. Отдавший команду на избиение - человек как человек. Но те трое, что поднялись, были одинакового роста (под два метра), лишены каких-либо эмоций и слегка заторможены. Каждый из них одним ударом кулака мог бы убить меня. Хорошо, что они поиграли со мной, как кошка с мышкой. Но, что это было, я так и не понял. Страшные и отвратительные события 3-4 октября 1993 года прошли без моего участия. Официально было объявлено о 146 погибших. Защитники Белого Дома говорят о нескольких тысячах. В основном молодёжь. Прискорбно, что некоторые представители так называемой творческой интеллигенции требовали от Ельцина поголовного уничтожения сограждан, посмевших поднять голову по велению горячего сердца. Бог им Судья, не имеющим мудрости знать, что жизнь проходит не скоротечно, жизнь человеческая проходит мгновенно.
Прошло лет семнадцать. Случайно встретил друга детства. Несколько дней он прожил у меня. О чём только не говорили, но особенно дорогими были воспоминания о детских и юношеских годах. Единодушным был взгляд на современную жизнь. О, эта роскошь человеческого общения, не сравнимая ни с какой другой радостью! Мой старинный друг сказал, что последние 20 лет занимается астрофизикой. Чем дольше живу среди людей, усмехнулся он, тем глубже погружаюсь в эту науку. Узнав, что у меня нет где-нибудь в деревне бревенчатой избы, настоятельно посоветовал её приобрести. И объяснил почему. Хорошо, когда солнечно-земные связи, начал он, в пределах нормы. Но последние семь лет Солнце ведёт себя слишком пассивно. На нём уж давно нет ни одного пятна. Но в 2012 високосном году оно может проявить себя с особой силой. Наступит период сверхвысокой активности. Помнишь, в 1972 году на Солнце произошла очень мощная хромосферная вспышка? Взметнулся протуберанец в шесть миллионов километров. К счастью, направлен он был не в сторону Земли. А теперь представь, что наше светило взбрыкнёт в нашу сторону и солнечная вспышка будет ещё сильнее той. Не будем говорить о совсем уж грустном, но, если в Москве исчезнут электроника с электрикой, да ещё и зимой - это будет катастрофа. Всё встанет. И отопление домов, и канализация, и транспорт, бутилированную воду в магазинах сметут в первый же день, бензин пропадёт. А в это время бабушка Фрося растопит русскую печь, сварит кашу из припасённой крупы и будет ей тепло и сытно. А захочет в туалет – во дворе выгребная яма. Вот бабулька и выживет, как выживали все её предки при лучине и свече. Так что, не откладывая, присмотри себе избу в деревне.Да и жизнь вне города, на природе, сохраняет душевное здоровье,- закончил он свой монолог. В последний день нашего общения мой астрофизик прочитал мне лекции по физике Солнца, планет, звёзд, межзвёздной среды и туманностей. Когда мы шли на автобусную остановку, я шутливо сказал:
- Хорошо, что ты в астрофизике не профессионал, а любитель. У меня есть основания спокойно, как сказку, воспринять твой рассказ о возможных катаклизмах в будущем. Да и денег нет на эту собственность.
- Я говорил, в Тверской области у меня есть дом в деревне Каблуково. От Твери час езды на машине. По карте шоссейных дорог легко сориентируешься. С осени 2012 года на чёрный день держи в канистрах литров 50 бензина. В Москве я больше не появлюсь. С дочерью мы стали чужими. А вот ты приезжай в любое время ко мне. Там хорошо.
Подошёл автобус. В груди у меня защемило. Подумал, что навряд ли мы больше увидимся. Пожали друг другу руки и крепко обнялись.
Весной обошёл семь деревень в часе езды от Егорьевска на юг. На семь деревень из коренного мужского населения в живых остался один мужчина средних лет. Он из разряда чудаков. Никогда не пил спиртного и не курил, не женат. У крестьян не принято просто так гулять по лесу, если только по дрова, по ягоды и по грибы, а этот чудак почти всё свободное время проводит в лесу. Занимается сбором трав в промышленных масштабах. Людей чуждается. Такого человека в Древней Греции назвали бы идиотом. С трудом разговорил его. Я уже знал, что единственный дом на продажу в этой деревне купила семья из Воскресенска. Мой собеседник, внимательно посмотрев на меня, спросил:
- Вы из Москвы?
- Да.
- И охота вам сюда внедряться. В вашем городе чего только нет: от библиотек и музеев до театров и концертных залов. Один только музей-заповедник «Коломенское» чего стоит. На его территории кроме двух действующих храмов стоит шедевр зодчества – церковь Вознесения. И всё это на берегу реки. Недавно отстроен по старым чертежам дворец Алексея Михайловича. Тысяча корней яблоневого сада, аллея многовековых дубов. Изредка приезжаю в Москву, только чтоб посетить это благодатное место.
И тогда я пересказал все, что услышал от друга-астрофизика. Последний из могикан задумался и, не выходя из задумчивости, сказал:
- Протуберанец говоришь?.. Для жителей деревни их будет два.
- Второй-то откуда возьмётся?
- Из Москвы. Такие хари ворвутся в наши избы… Дай Бог позволят нам из морозного недалече полюбоваться на дымок из наших печных труб.
- Но что хуже этого они смогут сделать?
- Им же надо будет чем-то питаться.
После долгого молчания я спросил:
- Божий человек, что же нам делать?
- Продолжать жить и трудиться честно. Молиться и уповать на Бога.


Рецензии
Здравствуйте Виктор! Можно удивиться прозорливости автора, как нарушение заповедей не укради и не убий приводит к последствиям, которые потом может исправить только очередной протруберанец? Годы его прилета уже сосчитаны, а красть меньше не стали?
Не останавливает убийство ближнего и уже оно объявлено, как всеобщие благо. Краснобаи все перевернули с ног на голову и нет сейчас в роде человеческом лидера, чтобы поднял затоптанное знамя царя Хамурапи. А кажется так просто соблюдать кодекс духовной чести!?
С уважением. Игорь.

Игорь Левдоне   19.02.2023 12:04     Заявить о нарушении