Чукотские зарисовки

       
             О миражах.
Как-то летела в командировку в знаменитое село Ванкарем за Полярным кругом на берегу Чукотского моря. А знаменито оно тем, что туда после того,  как теплоход «Красин»,  будучи раздавленным льдами, затонул, полярники перетащили свой скарб и жили в домике, где теперь размещалась больница.
Вылет задерживался и, наконец, позвонили мне в гостиницу, что бы быстрее приезжала – вылетаем. Примчалась.  Летели двое:  я и зав. поселковым клубом чукча вёз аппаратуру для клуба. Транспортный МИ-8 не отапливается и я, поглубже нахлобучив шапку из россомахи, посильней укутавшись в меховое пальто, подняв воротник, собралась подремать под рокот мотора, но, посмотрев в иллюминатор, не смогла оторвать глаз от увиденного: кругом называемое Джеком Лондоном – «белое безмолвие – абсолютно всё белоснежное, всё как на картинах  Рокуэлла Кента. Потом, я всё таки, задремала и вдруг меня трогает за плечо чукча-зав.клубом, показывая в  иллюминатор и кричит в ухо:»Мираж!»  И тут же из кабины пилотов вышел штурман и прокричал мне в ухо тоже  самое.  Я выглянула в иллюминатор: стоит 4-этажный одноподъездный дом в горах. К нему ведёт ровный широкий тротуар, а по бокам его- хозяйственные сарайки по 3 с каждой стороны. И всё это равномерно облеплено снегом. Абсолютно всё! И окна, и тротуар и сарайки. И ни одного следа человека! Я поначалу не придала значения этому - ну дом и дом. Вертолёт сделал полукруг вокруг «дома» и мы увидели тень от заходящего солнца. И только тогда меня осенило – откуда и зачем в горах многоэтажный дом? Ведь для его постройки нужен кран, а кому нужно завозить самолетом кран для постройки одного единственного дома, когда вокруг, сколько глаз хватает, ни души!  Мы все были потрясены увиденным. Сколько я потом ни рассказывала кому-либо , никто мне не верил.  Говорили – пригрезилось. Но свидетелями этого потрясающего зрелища стали четыре человека!  А главное, что больше всего меня поразило – это тень от дома в лучах заходящего солнца!

Чукотские зарисовки.
 О миражах -2.
Отработав в Ванкареме, не без приключений, я перелетаю в «пьяное чукотское село» Нутепельмен. Почему «пьяное»?  Когда при советской власти чукчам построили типовые домики, что бы они не жили в чумах, то поставили домики прямо на землю. А там вечная мерзлота и, казалось, домики стояли прочно, но летом от солнца земля немного всё равно оттаивала, а под домиками нет. Постепенно между домиками тундра притаптывалась ногами и проваливалась немного, а домики оставались на возвышении, как на грибочках,  и стали кривиться в разные стороны. Со стороны смотришь – точно пьяные домики.
  Поселили меня к зав,здравпунктом русской женщине. Отработав в посёлке,  осталось посетить метеостанцию, которая располагалась за Колючинской губой, которая отделяла посёлок от метеостанции. Попасть туда – дело непростое: стоял февраль, морозы под 60. Колючинская губа, естественно, замерзшая, но не гладким льдом,
 а торосами – это хаотичное нагромождение льдин, через которые можно пройти только пешком. Ни на лыжах, а тем более на транспорте это сделать невозможно. Сильно я кручинилась по этому поводу т.к. идти по морозу, скользким торосам несколько километров – перспективка не из приятных! Созвонились с начальником и договорились встретиться в понедельник.
 В воскресение утром в нетопленном домике валяемся в постелях до последнего – выходной!  Вдруг в дверь стук настойчивый кулаком. Мы открываем, влетает председатель сельсовета , молодой мужчина, и, показывая на окно, кричит:» Мираж!» Мы, закутавшись в одеяла, бросились к окнам. Картина предстала потрясная!- Перед нами плескалась бирюзовая вода Колючинской губы по которой бегали волны с белыми барашками. Я так обрадовалась, что можно теперь переправиться туда на лодке, а потом как ударило – да какие барашки – февраль и мороз под 60! Далее. Вид метеостанции над растаявшей водой в виде черноватых домиков повторялся три раза один над другим – этакий трёхслойный пирог!  Мы втроём долго не могли оторвать глаз от этого зрелища, но постепенно оно потускнело и опять торосы вместо бирюзовых барашков вернули нас на землю.

 И в этой же статье я хочу рассказать о невиданном мной доселе северном сиянии редкой красоты!
 Возвращалась я как-то в гостиницу с работы в селе Уэлен в 19 часов вечера. А для Чукотки это очень поздно. Там стараются не выходить, когда стемнеет, из дому кроме острой нужды.
 Подняла голову в небо – там что-то невероятное! Звёзды крупные, яркие, а главное -  играя и переливаясь невиданное по красоте северное сияние.! Я до этого видела несколько раз сероватые и голубоватые, но это было необыкновенной красоты и соцветия. На всё небо вилась многоцветная, переливающаяся всеми цветами радуги, лента. Это продолжалось минут 20! Я так и стояла, подняв в небо голову, придерживая шапку, пока всё не закончилось.


Рецензии