Рускиня

Это было так давно, что иногда кажется сновидением. И я все реже и реже вспоминаю ту зиму, хоть и смедеревску, но зиму.

Запутанные жизненные тропинки привели меня в далекий сербский городок Смедеревску Паланку, что в Шумадии. Впереди был месяц отпуска и полного погружения в быт сербского провинциального городка. Погостив пару дней у знакомых и глянув на скромный запас наличности, стала искать себе работу на месяц. Кто ищет, тот всегда найдет. Через полдня я с чемоданом уже переехала к Цице, т.е. Милице, хозяйке небольшого ресторанчика, расположенного на первом этаже Цициного дома. Милицины работницы, девчонки из Болгарии, уезжали на побывку домой и ей срочно нужна была временная замена. Договорились, что за ночлег и харч помогаю Цице по ресторану, а все чаевые мои. Мне отвели комнатку в старом домике хозяйки. Подъем часов в 10 утра. Ресторан работал с 12 и до часов 2 ночи. За два часа до открытия надо было успеть съездить с хозяйкой за продуктами, привести себя в должный вид, успеть позавтракать.

Сербско-хорватский я немного понимала, но до этого общалась с сербами, говорившими по русски. Милица, прожившая несколько лет в Западном Берлине и поднакопившая там капитал для рестораторства, по русски не понимала. И началось мое языковое погружение. «Дай ми крпу!» - видя мой полный «нихт ферштейн», Милица указывает на тряпку. Ну и в таком же духе дальше. Каждое действие и продукт  Цица проговаривала и показывала. Через полдня я освоила сербский ресторанный язык

-Една црна кафа без шечера
-Чевапчичи са купусом
-Тьопла ракия
 и т.д.

Нехитрые закуски я освоила за полдня. Надо заметить, что всем салатам сербы предпочитают купус - капусту, засоленную прямо кочанами. Самое распространенное мясное блюдо – чевапчичи, мясные колбаски, приготовленные на жаровне. Сербы пьют много кофе, но не машинного, а сваренного в турочке на слабом огне. В шумадийские морозы очень согревает рюмочка слегка подогретой ракии, виноградной самогонки. Из крепкого алкоголя потребляют еще виньяк, югославский аналог коньяка. Пьют сухие вина. Но иногда наполовину разбавляют их водой. Это называется намешта, црвена и бьела. Мне надо было принять заказ, приготовить, подать, забрать посуду, принять деньги, помыть посуду. И так целый день, как белка в колесе.

Первый день мы все делали вместе, второй день Цица наблюдала и приходила на помощь, если что. Или Цице надоело сидеть в ресторане, или я оказалась ресторанноталантливой, но с третьего дня Цица прибегала с проверкой очень редко.

А тем временем по небольшой Смедеревской Паланке разлетелся слух, что у Цицы работает «рускиня», я то есть. И началось хождение паланчан в Цицин ресторан. Сербы не только любопытны, но еще испытывают к русским самую настоящую славянскую любовь за все их добрые деяния в былые времена.

Каждый новый посетитель что-нибудь заказывал и смотрел на диковинную рускиню во все глаза. Когда была хоть минутка времени у меня, посетители со мной говорили о России, о вековой дружбе, о проблемах, о жизни.  Через три дня я стала собирать аншлаги. Цицина выручка росла, как на дрожжах. Мои чаевые уступали выручке, но совсем немного. Я могла позволить себе  в единственный выходной даже съездить в Београд и Тополу. Еще я иногда успевала пробежаться по небольшоиу городу, посмотреть, чем люди живут. Январская Паланка была в снегу и моя бунда (шуба) мне очень пригодилась в Сербии. Накануне Рождества город был тих и в ресторан зашло лишь пару человек.

У меня появились постоянные клиенты. Я уже знала, что они закажут.

- Добар дан! Едно пивко?
- Као ты, Ела, добра девочица! Так, едно пивко. Узьми и код себе пивко.
- Не можем. Ипак Цица каже «Док радишь, не мой да пьешь».

Так и общались. Один местный очень зажиточный, но пожилой (под 40 лет) предприниматель даже приходил к Цице сватать меня. И Цица вполне серьезно собиралась это делать.

Однажды пришел Йошка, постоянный клиент, взял рюмочку ракии и попросил немного посидеть с ним.
- С Утра Идем на вОйну. Не знам, код будем до Паланки. Эх, вОйна, вОйна...


В Сербии начиналась война с босанцами за веру, с хрватами за территории, война, которая была нужна кому угодно, но не простому народу, веками жившему в дружбе. Война, которая раскалывала страну, которая уничтожала соседей, детей, семьи.
Война, на долгие годы посеявшая зерна ненависти, злобы, недоверия в сердца некогда дружных жителей Югославии...

Како се ти, Йошка? Е ли ти, Йошка жив?


Рецензии