Зарплата советского и российского труженика

Ради интереса я посчитал, сколько поездок на общественном транспорте мог совершить работник во времена Советского Союза и теперь, в 2011 году. Как известно стоимость и на метро и на наземный транспорт раньше очень длительное время была стабильной (5 копеек), без этого дикого ежегодного повышения (кажется, куда уж больше?, итак непомерно завышенная стоимость на проезд). Теперь 25 рублей. Тогда средняя зарплата составляла 150 рублей (хотя, конечно, была и 80 и 120 и 180,200, реже больше, но у кого то были и 400 и 500, но их не имеем ввиду). Я разделил 150 руб (зарплата) на 5 копеек (1 поездка) и получилось, что советский гражданин мог 3000 раз проехать на общественном транспорте за месяц. Нам говорят, что в современной России уровень жизни возрос по сравнению с тем, что было при предыдущей власти, значит, по меньшей мере, россиянин должен сейчас иметь возможность приобрести не меньше трех тысяч билетов. Умножаем 25 рублей на 3000 поездок и получаем 75.000 руб. Т.о. нынешняя зарплата обычного работника должна составлять 75000 р чистыми чтобы совершить 3000 поездок, и чтобы можно было говорить о том, что уровень благосостояния не упал с тех пор. Но реальная зарплата в Москве от 4.000 до 30.000 р, никак не 75.000 (опять же не будем учитывать те несколько процентов, у кого больше 30000 в месяц, к тому же они не ездят на общественном транспорте, и правильно делают). Делаем простой вывод: или нам не доплачивают порядка 45.000 р или цена за проезд увеличилась непомерно, сильно опередив, на годы вперед, реальные доходы населения. Получается люди сейчас стали беднее в три раза.
Что касается передвижения на транспорте, то для меня важно, чтобы люди имели возможность свободного передвижения по городу, по стране. Да, можно отправиться куда пожелаешь, никто не запрещает, вот только проезд столь дорогой, что нет возможности выехать. А движение – это жизнь, и надо чтобы каждый житель страны имел возможность без разорения для семейного бюджета передвигаться и открывать для себя город, страну, общаться с друзьями и родственниками. Но это уже отдельная тема.
Да некоторые товары и услуги в СССР стоили дороже, та же обувь, однако тогда она была качественная и свои потребительские свойства не теряла многие годы, сейчас же есть возможность менять ту же обувь хоть каждый сезон. Но это скорее не возможность, а необходимость… ибо производители не заинтересованы предлагать покупателю качественные товары, напротив, низкокачественные чтобы человек как можно скорее вновь пришел за их товаром и снова заплатил. Но ситуация, когда постоянно что-то выходит из строя и требует замены, постоянных расходов, напрягает, входишь в бесконечный бег по кругу «покупай, покупай, покупай». Общество становится обществом потребления поневоле. Впрочем, это уже отступление от темы. Конечно есть товары, которые сохранили соотношение с зарплатой ушедшей эпохи, однако качество и вкус тех же продуктов питания теперь совсем иной.


Рецензии