Осень

Сегодня  шел  на  работу.  Пасмурно.  Фонтан  ещё  не  выключили.  Деревья  в  парке  около  моста  через  Волгу  уже  почти  все  пожелтели.   Там  растут  клёны  и  липы.  Когда  ударят  первые  морозы,  деревья  сразу сменят  окраску    и  начнут  сбрасывать  листья.  Сейчас  под  деревьями  ещё  прячется  тень.  А  вот  через  недельку,  после  первых  морозов,  когда  листья  наполовину  опадут  и  покроют  землю  парка  плотным  ковром,  будет  очень  красиво.  Осеннее  солнце  пробьёт  редкий  ажур  пожелтевшей  листвы  клёнов  и  отразится  от  ковра  опавшей листвой,  будет  казаться,  что  само  солнце  опустилось  в  парк.  Красиво  и  празднично.  Иногда  мне  кажется,  что  весной  распускаются  почки,  летом  листья  деревьев  собирают  солнечное  тепло,   дождик  умывает  деревья  и  поит  их - и  всё  это  ради  нескольких  дней  октября,  когда  природа  устраивает  себе  этот  маленький  праздник  солнца.   

Вода  в  Волге  стала  уже  октябрьского,  стального  оттенка.

Я  помню  в  такой  же  октябрьский  день  мы  семьёй  ездили  на  природу.  Мне  было  тогда  12  лет.  За  деревней  Большая  Коша  (деревня  получила  название  от  реки  Большая  Коша)  есть  одно  место  красивое.  На  речке  Малая  Коша.  Там  раньше  барский  дом  был.  А  к  дому  вела  прямая  аллея.  По  бокам  аллеи  растут  берёзы.  Посажены  они  были  в  позапрошлом  веке.  В  советские  времена  здесь  был  пионерский  лагерь.  Отец  в  нём  несколько  раз  отдыхал,  и  ему  понравилось.  Предлагал  и  мне  поехать  на  лето  (я  ещё  тогда  учился  в  школе).   Я  отказался.  Домосед. 
От  времен  войны  здесь  остался  большой  пулемётный  дот  и  цепочки  бетонных  противотанковых  надолбов.

Холодно.  По  воде  скользят  корабликами  желтые  берёзовые  листья.  В  тихой  заводи  мы  наловили  окуней.  Разожгли  костер.  Наварили  ухи  и  испекли  картошки.  Из-под  моста  выскочила  ласка.  Шерстка  у  неё  была  уже  белая  -  приготовилась  к  зиме.  Долго  стояла  столбиком  и  смотрела  на  нас  из  травы.  Я  чувствовал,  как  потихоньку  уходит  время.  Знаешь,  такая  похожая  на  тихую  мелодию  грусть.  Грусть  во  всём.  В  осенних  деревьях,  в  тенях  улетающих  птиц  высоко  в  облаках,  в  журчании  холодной  воды,  в  шуршании  травы.  Странно,  но  в  этот  день  не  было  ветра.  Воздух  был  неподвижный  и  прозрачный,  как  стекло.  И  в  этот  день  я  особенно  остро  чувствовал,  как  уходило  время.  Какое?  Я  тогда  не  знал.  А  это  была  последняя  осень  отца. 

На  обратном  пути,  когда  мы  проезжали  кладбище,  отец  вспомнил  одну  историю.  Как  он  однажды,  много  лет  назад,  также  возвращался  с  рыбалки.  Было  темно.  Лил  дождь.  На  подъезде  к  кладбищу  он  увидел  на  обочине  дороге  светящееся  пятно.
«Привидение» - подумал  он  и  прибавил  газу,  чтобы  как  можно  быстрее  проскочить  этот  участок  дороги. А  когда  он  приблизился  к  этому  пятну,  то  понял,  что  за  привидение  он  принял  дорожный  знак.  Милиция  планово  заменяла   дорожные  знаки  на  новые  со  светоотражающей  пленкой. 

Вот  такой  был  день  однажды  осенью.

А  ещё  есть  осенняя  ночь.  На  улицу  быстро  наваливается  темнота  с  холодным  мелким  дождем  и  порывами  невидимого  ветра.  Краски   осени  вечер  начинает  разбавлять  серым.  Включаются  фонари.  Зажигаются  в  домах  окна.  С  каждой  минутой  тени  сгущаются.  Люди,  дома,  деревья  растворяются  в  сумерках.  Мне  кажется,  что  я  вместе  с  ними  теряю  форму  и  ухожу  в  темноту.  На  несколько  секунд  фары   проезжающих  мимо  машин   режут  мрак,  возвращая  окружающим  предметам  объем.  И  опять  наваливается  темнота,  проглатывая  всё  вокруг.  Мне  нравилось  смотреть  из  промозглой  темноты,  как  в  темных  кубах  домов  зажигаются  разноцветные  прямоугольники  окон:  красные,  розовые,  оранжевые,  зелёные.  Шторы,  закрывающие  окна,  и  делали  их  разноцветными.  Шторы  плотно  задернуты.  Они  ограждают  людей  от  осеннего  ненастья.  Они  оберегают  уют  квартир.  Они  охраняют  ТАЙНУ.  Я  проходил  по  улицам  и  фантазировал.  Вот  те  малиновые,  тяжелые,  бархатные  шторы.   За  ними  человек  сидит  в  глубоком,  удобном  кресле  читает  газету.  На  коленях  мурлычет  толстый  кот.  На  журнальном  столике  горячий  чай.  Работает  цветной  телевизор.  На  кухне  хлопочет  жена.  По  комнатам  плывет  запах  жаркого.
А  вот  симпатичное  желтое  окошко  в  легком  ажуре  узора.  Подоконник  заставлен  цветами.  Конечно,  здесь  живет  молодая  пара.  Каждый  день  для  них  праздник.  Каждый  день  для  них  -  открытие,  которое  они  сделали  вместе.  Квартира  наполнена  любовью.  Их  глаза,  их  руки,  их  дыхание.  Они  живут  друг  для  друга.  Часы  на  стене  отбивают  минуты  счастья  -  они  вместе.
Вот  спокойные  темно-синие  шторы. Они  плотно  закрывают  окно.  Свет  на  улицу  почти  не  попадает.  Там,  наверное,  живет  какой-нибудь  инженер.  Стол.  Стеллажи  с  книгами.  В  углу  чертежная  доска.  Над  доской  включена  ещё  одна  лампочка.  Тишина.  Рабочая  обстановка.  Человек  думает.  Здесь  время  замерло.  И  пойдет  оно  снова  только  тогда,  когда  родится  правильное  решение.  Ни  есть.  Ни  пить.  Движение  жизни -  это  движение  мысли.
А  вот  кухня  с  окошком,  прикрытым  легким  тюлем.  Открыта  форточка…
А  вот  гостиная.  Розовые  шелковые  шторы  с  простым  рисунком.  В  углу  комнаты  включено  настенное  бра...
А  вот…
А  вот…
И  нигде  за  этими  окнами  нет  ни  зла  ни  зависти  ни  злости.  А  только  любовь,  уют  и  тепло... 

А  я  иду  в  темноте.  Темнота  вокруг  меня,  я  в  темноте,  темнота  во  мне.  Не  вижу  вокруг  ничего.  Я,  дома,  деревья,  дождь,  ветер  - всё  смешивается  в  одну  непроглядную  осеннюю  тьму.  Это  на  окраине. 

Но  улицы  живут  своей  жизнью.  Фонари  выхватывают  из  темноты  куски  деревьев,  домов,  тротуаров,  оград.  Этот  фонарь  -  подъезд  двухэтажки,  два  куста,  скамейка.  Тот  фонарь  -  ларёк,  лужа,  урна.  Ещё  один  -  остановка,  скамейка,  куст.  Пятна  света, разделённые  темнотой.  Редкий  прохожий  на  миг  появится  из  темноты  для  того,  чтобы  тут  же  исчезнуть.  Люди  ложатся  спать.  Постепенно  гаснут  окна.  Вот  погасло  и  последнее  окно  -  заядлый  читатель  отложил  в  сторону  книгу  и  закрыл  усталые  глаза.  И  в  мире  темноты  остались  только  эти  пятна  света.  Всё  это  похоже  на  космос:  черная  бездна  и  желтые  пятна  света  -  миры  в  пустоте.
Осень  вызывает  у  меня  бурю  эмоций.  Казалось  бы,  такие  чувства  должны  появляться  весной  -  природа  просыпается  от  зимней  спячки.  Но  весенний  ренессанс  я  воспринимаю  гораздо  спокойнее.  Я  люблю  осень.


Рецензии
Необычная миниатюра. Честно говоря, мне читать было легко а вот воспринимать сложно. Слог почти стихотворный быстро вводит в транс, потом просто погрузился в чувства. наверное в этом и есть прелесть миниатюры.
Спасибо, общее впечатление очень хорошее.

Василий Дмитрук   17.04.2012 14:40     Заявить о нарушении
Я не равнодушен к осени))))) Спасибо.

Сновидящий   17.04.2012 20:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.