Поэтесса - Светлана Гершанова

                Поэтесса -  Светлана Гершанова
 
 Информацию о поэтессе Светлане Гершановой я нашел в интернете, когда  просматривал    сайты с упоминанием о Петре Вегине.
Они оба были членами клуба молодых литераторов при  отделении Союза писателей СССР в Ростове на Дону.
Сверстница  Юнны Мориц и Беллы Ахмадулиной, она в те же годы, что и они в Москве, 
вышла на сцену в Ростове на Дону
с чтением своих стихов. Один из которых " Подарок "  был прочитан в 1958 году:

                Все универмаги –               
                Это много  слишком,
                Я и без подарков
                Счастлива, поверь....
                Хочешь подари мне
                Плюшевого мишку. 
                В детстве не купили –
                подари теперь!
                С черным-черным носом, 
                С мягкими ушами,               
                С капельками солнца
                В бусинках- глазах,
                Что же ты смеешься –
                Я уже большая,
                О других подарках       
                Ты хотел сказать?
         
                Видно, повзрослели
                Мы внезапно слишком – 
                Что ж, война прошедшая 
                Этому виной ....   
                Подари мне мишку,
                Плюшевого мишку, 
                Как кусочек детства,   
                Взятого войной! 

   В самом деле, её детство, самое прекрасное время в жизни, было отнято войной. 
 
   Вместе с матерью и младшим братом она ждала и мечтала, когда отец вернется с войны.

  Но её мечтам не суждено было сбыться. Она ждала ещё много лет после, не зная, что отец пропал без вести.
Стихи она писала с тех пор, как помнила себя. В школе писала стихами сочинения, за что её ругали учителя. Вероятнее всего именно
та детская наивная поэзия помогла  хрупкой девочке выстоять в той трудной послевоенной  жизни, когда эта  мужественная -
дружная семья должна была победить все страшные беды, свалившиеся на неё. Как замечательно она описала всё это в своей автобиографической прозе. 

   А потом была учеба в радиотехническом  Институте.  И поэтесса становится инженером. И при этом продолжает писать стихи,
печатается в прессе. Выходит первый сборник ее стихов. Однажды в Литературной газете была напечатана подборка из стихотворений
         6 поэтов из Ростова на Дону и в том  числе и её стихотворение:

                Ходите чаще в гости к старикам,      
                Их писем не кладите в долгий ящик!   
                Ах, эти письма!            
                Каждая строка
                В них просит между строк —
                Пишите чаще!
 
                А мы кружимся в сутолоке дел,         
                А мы живём, и не желаем верить,
                Что вдруг они, в один тяжёлый день,
                Неслышно за собой закроют двери…
                О, как нам будет память нелегка
                Об этих днях,       
                Плывущих и летящих…

                Ходите чаще в гости к старикам,
                Поверьте мне, ходите чаще…

Конечно она стала получать письма от  читателей, но самое интересное, что после публикации в Литературке, на всесоюзное радио девятнадцать композиторов принесли на эти стихи музыку.
         Там такого не только не ожидали,  но даже представить не могли.
Ещё никогда такого не было. Выбрали самый лучший вариант, больше всего соответствовавший содержанию.
       Его автором   оказался молодой московский композитор Александр Изотов.
   Песню записала Майя  Кристалинская. И она прозвучала в эфире всесоюзного радио и многие годы была  в репертуаре певицы.
  Письма приходили с разных концов страны. Песня заняла  первое место в году по числу слушательских писем. 
И когда на радиостанции «Юность» в прямом эфире у Клавдии Шульженко  брали интервью и спросили,  какая по её мнению
сейчас лучшая песня на эстраде?  Прославленная певица  ответила, что не могу сказать какая лучшая песня, а вот лучшие
      стихи для песни  эти, и прочитала – « Ходите чаще в гости к старикам...»

С этим композитором поэтесса  потом запишет ещё много песен. Интересно, что через много лет песню на эти стихи
 исполнил и Вахтан Кикабидзе, но на другую музыку, а на вопрос кто автор стихов,  ответил, что к сожалению не знает.
Ему эти стихи, написанные от руки, принес тесть и Кикабидзе дал их ленинградскому композитору  Галине Сорочан.
Вот как она рассказывает об этом : « Я спела ему эту песню по телефону, а в трубке - тишина.
   —  Буба, ты меня слышишь?               
   —  Да. 
   —  Почему же ты молчишь?
   —  Я плачу…» - ответил он.

  Потом в её жизни появились и Валентина Толкунова  и Софи Ротару, Ж.Рождественская и  Т.Марцинковская  исполнявшие песни
на её стихи и многие   другие исполнители.  С Валентиной Толкуновой она подружилась и часто после  этого знакомства  вместе
ездили на гастроли. Сотни раз исполняла В.Толкунова одну из любимых своих песен « Ярмарка ». Запомнилась  зрителям и песня
       «Деревья  качаются», которую она исполняла вместе с Вахтангом Кикабидзе.

   Ну а потом был второй сборник стихов, приём в члены Союза писателей, учеба на Высших литературных курсах при литературном институте.
В итоге,  проработав многие годы в Конструкторском  бюро одного из секретных, как их  называли в советское время «Почтовом ящике»,
        она принимает смелое  решение посвятить себя  только поэзии.

   Переезжает в Москву.  Но прожить только  на  публикации стихов было непросто.  И она начинает свою собственную, 
можно так сказать, гастрольную деятельность. По линии разных организаций ездит с чтением   своих стихов.   
Она объездила всю страну, на карте которой невозможно было найти  уголка,  где бы она не побывала,  то ли по путевкам ЦК комсомола,
то ли Общества  Знание,  то ли по командировкам  Союза писателей и других организаций. Её видели и слышали на предприятиях
Подмосковья, где она выступала каждую неделю,  на  рыболовецких сейнерах в Тихом океане,
на Сахалине и пограничники на Камчатке,
полярники на севере, На Урале, в Средней Азии, и ещё, и ещё, и еще. После каждого такого путешествия появляются новые стихи.
Одно из таких превратилось в песню, в своеобразный  гимн Сахалину. Когда я сейчас слушаю эту песню, я вместо Сахалин  слышу
мой любимый Киев, или ваша  Одесса, или у каждого свое.  Именно эти путешествия по стране были  для неё самым щедрым
      подарком судьбы, как она сама  говорит,  счастливыми  лотерейными билетам.

  В остальном судьба её не баловала.  Пришлось смириться с тем, что любимый отец  никогда не вернется с той войны,
пережить кончину любимого  человека и самого близкого человека - матери.  Именно ей, своей матери она в 1995 году написала
               стихотворение, которое многие   могут примерить на себя:

                Мама мне холодно               
                Мама мне жарко.               
                Мама, боюсь огня!               
                Мама мне больно,               
                Тебе меня жалко,               
                Жалко тебе меня?

                Мама, скажи мне,               
                Что это было,               
                Откуда пришла беда?               
                Мама, как я его любила,               
                А он ушел навсегда....

                Голову мама свою седую               
                Положит мне на плечо               
                Мама, тебе от окна не дует         
   ет,                От печки не горячо?               
               
                Мама не слушай               
                Все врут с экрана
                Можно сойти с ума             
                Мама, поспи,               
                Еще совсем рано,               
                Я сделаю все сама.
               
                Дай подниму подушку повыше,               
                Вот и отступит боль.               
                Мамочка, мама,       
                Ты меня слышишь ?               
                Не бойся, ведь я с тобой...

      И несмотря  ни на что она продолжает писать  свою,  ей присущую лирику.
За последние 20 лет  пришлось к многому привыкнуть,  найти  свое место в той жизни, к которой  совсем не был готов
советский человек, тем более  лирический поэт, а вернее поэтесса - женщина. С каким своеобразным, присущим ей юмором, она
описала это время в своей прозе – « Я у мамы  дурочка ».
 
Когда я нашёл в интернете её прозу, то читал её всю ночь, не мог остановиться.
                В свои  годы она пользуется интернетом и по прежнему продолжает  путешествовать, теперь уже по странам,
которые раньше были не доступные. В начале 2011 года она вернулась из Индии. Когда она мне  это сказала,
я спросил её, а где она ещё не была,  наверно уже  везде.  И она ответила - В Америке, очень хочу увидеть, 
хочу постоять на том  берегу Тихого  океана.  Когда то, на Камчатке, у меня промелькнула такая мысль, а какой
                он тот   противоположный нам берег?».

    И я сказал ей – « Светлана приезжайте, я приглашаю Вас, я  покажу Вам какой этот берег Тихого океана,
как он принял тысячи нас,  советских людей, вынужденных уехать из своих любимых городов. 
  Она сказала – « Приеду, только сделайте так, что бы я могла прочитать свои стихи тем,  кто помнит и любит нашу поэзию.»

 Я это ей пообещал и она прилетела в мае 2011 года, побывала в Лос Анжелесе, Сан Франциско, Сан Диего
и читала свои стихи, и поклонники русской поэзии с удовольствием ее слушали. Хочется сказать спасибо этой
             замечательной женщине и пожелать ей творческого долголетия.


Рецензии
Сегодня в ЦДЛ её творческий вечер.После Вашей публикации захотелось познакомиться с достойным человеком. Пойду на вечер обязательно.

Залимхан Абдулаев   19.11.2019 08:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.