Ловцы снов

Треть своей жизни человек проводит во сне. Остальные две трети он постоянно находится под влиянием различных внешних сил. Опустим физическое влияние - оно пошло донельзя и обмусолено миллионами учёных и кухонных философов - и перейдём к психологическому. Среднестатического человека во время его бодрствования ежеминутно провоцируют на совершение различных поступков, практически не оставляя ему возможности принимать решения самостоятельно. И только во сне он по-настоящему свободен. Был. Раньше. Сейчас же, в конце XXII века, сильные мира сего нашли способ воздействовать и на спящих. Конечно, возможность внедрения различного рода идей или внушения той или иной идеологии уже рассматривалась в двадцатом и двадцать первом веках, но только в книгах или фильмах. Например, группе спящих людей предлагалось прослушивать запись голоса, сообщавшего некую информацию. Или же с помощью проникновения непосредственно в сам сон и использования методики осознанных сновидений менять что-либо уже там. Недостатками первого варианта было то, что таким образом можно было внушать только что-то глобальное, воздействующее на всё мировоззрение человека. Второй вариант тоже был несовершенен: требовалось, как сказано выше, проникнуть в сон. К тому же, помещённая идея либо отторгалась, либо поглощала объект, становясь целью и смыслом его жизни. А современным властителям надо было всего лишь чуть-чуть изменить ход мыслей человека. Образно говоря, не переписывать весь текст, а лишь заменить пару букв. Всё это привело к появлению новой, тщательно засекреченной професии - ловцов снов. Их задачей было вставлять в сны фрагменты, способные поменять отношение объекта к некоторым вещам, событиям, личностям... да к чему угодно! К примеру, некий гражданин не любил власть - что ж, заставим: пусть гражданину приснится, помимо всего прочего, представитель органа власти. Нарядный такой, в костюмчике и изумительно добрый. Пусть поможет гражданину, исполнит его заветную мечту. Ну как, скажите, после такого сна не полюбить государство наше в целом? Ах, вполне возможно? Так держи, гражданин, ещё один подобный сон! И ещё один! Впоследствии его мозг будет способен самостоятельно создавать образ милой, щедрой и отдающей народу всё самое лучшее власти. Правда, чтобы помещаемый фрагмент выглядел естесственно, не лишним было бы изучить предыдущие сны объекта. Как правило, хватало недели наблюдений. Следовало понять характер снов, их логику и основной принцип построения. То есть, требовалось привить двум разным объектам мысль о том, что они должны отказаться от мяса - делалось это двумя разными способами. Первому всегда снилось нечто похожее на реальность и преобладали положительные моменты. Отлично, вставим в один из снов друга-вегетарианца, пусть расскажет о всех преимуществах такого образа жизни. Второму вечно снится какой-то бред, причём местами весьма неприятный. Его мы отправим в магазин за свиной вырезкой, но вместо магазина он попадёт на фабрику и увидит, как жестоко мучают бедных хрюшек и как ужасно их убивают. Результат в обоих случаях один. Пути его достижения отличаются друг от друга так же, как бабочка от волка.

Вряд ли всем причастным к фальшснам удалось скрыть свою деятельность, если бы они не догадались сделать из преступления предмет потребления. Сны стали создавать искусственно. Компания «Сомнивизум» стала монополистом в новой отрасли. Она поймала в паутину небывалого, выдуманного всю страну. Только один из ста тысяч никогда ничего не заказывал в «Сомнивизуме». И только пятьдесят человек на всей Земле знали, что стоит за удовлетворением невинных желаний проживать ещё одну идеальную жизнь, невозможную в реальном мире. Тридцать из них были ловцами снов.




Я спускался на скоростном лифте с двести восьмого этажа на сорок пятый и тихонько бубнил себе под нос, благо в сверкающей зеркальной кабине я был один. Да чтоб его, этого Ника Байгера! Ну надо же было именно мне попасть на исключение, вероятность которого была меньше тысячной доли процента! И ладно бы платили за таких больше, так нет же. Жмоты. Как его теперь уговаривать? Рекламная акция? Не каждый ведётся на такую чушь. Возможность пережить кучу событий? Пфф. Сказать, что все его друзья пользуются нашими услугами, сделать ставку на стадный инстинкт? Я-то не навру. В том случае, если у него есть друзья, конечно. А, ну его. Будем действовать стандартно: вы выиграли месяц бесплатных снов. Кто ж отказывается от халявы?

Зашёл в кабинет, зажёг свет. Тут же зазвонил телефон - милая девушка Мария из отдела контактов с потребителями сообщила, что Ник Байгер согласен воспользоваться предоставленной ему стопроцентной скидкой. Я вздохнул с облегчением. Значит, сегодня днём к нему приедут техники, установят оборудование и объяснят правила пользования им, а уже вечером (или ночью - когда господин Байгер засёнт) я смогу вместе с ним посмотреть его сны. Недели мне хватит, чтобы потом транслировать ему вместе с желаемым сном небольшой кусочек уже моей фантазии, способный заставить Ника думать так, как угодно настоящему заказчику - всемогущему Совету анонимных правителей.

- «Сомнивизум»? Это Ник Байгер.
- Слушаю, - спокойным мягким голосом ответил я.
- Ко мне приходили ваши техники. Всё сделали - я имею в виду оборудование - и сказали позвонить вам. Какая-то консультация.

Рыбка по имени Ник Байгер попала в сети современного Морфея.

- Верно. Видите ли, я должен предупредить вас, Ник, о необходимости недельного исследования ваших сновидений. Мера безопасности, - я говорил уверенно, будто сам верил в «меры безопасности» и «клиент всегда прав».
- А... Ну, я не против. Что делать-то в это время? - Собеседник казался мне обычнейшим человеком, обывателем. Что Совету от него надо? Задание придёт только завтра - интересно. Обычно они издеваются только над более-менее влиятельными или близими к «царскому двору».
- Ничего особенного. Подключайтесь к приборам как при обычной снотрансляции. Вам объяснили, как? - Если не объяснили, то техникам неплохо бы сделать выговор. Я не робот, да и их работа зачитывать вслых инструкцию по применению.
- Да-да. Хорошо, спасибо. Мне сообщат, когда сны будут готовы?
- Конечно. Не переживайте, мы с вами свяжемся! - Доброжелательно ответил я. - Если есть ещё вопросы - задавайте, не стесняйтесь!

Но на том конце уже повесили трубку. Может, мне стоило пойти работать каким-нибудь продавцом-консультантом? Платят меньше, понятное дело, зато работа лёгкая и никакой нервотрёпки. Ладно, в следующей жизни так и сделаю.




Я не ожидал от снов мистера Байгера ничего особенного, но первый же из них меня поразил до глубины души.

Ему снился город. Кажется, тот же, в котором и он, и я жили сейчас, но будто бы перенесённый в прошлое лет на десять-пятнадцать назад. Небоскрёбы были практически те же. На некоторых отсутствовали сделанные не так давно надстройки. По многоуровненвым магистралям мчались аэрокары - старомодные, с модной тогда жёлтой подсветкой (сейчас больше любили белую или голубую), угловатыми кузовами и овальными фарами. Почти половину сна занимало это муравьиное движение огней и огоньков, бликов и теней. Словно Ник стоял где-то на площадке пешеходного уровня и смотрел, смотрел на пролетающие аэры, не в силах оторвать глаз от поистине захватывающего дух зрелища. Признаюсь, я никогда не задерживал взгляд на транспортных уровнях, если шёл по пешеходному. А зря. Лишь сидя в кабинете и смотря на монитор системы наблюдения я восполнял это досадное упущение. Спустя несколько часов картинка резко сменилась. Теперь я видел огромную толпу, подступающую к зданию Правительства. Толпа негодовала и в негодовании своём потрясала плакатами и транспарантами с яркими буквами лозунгов. Вот кто-то достал лазерный пистолет - одну из самых первых моделей - и стал стрелять сначала в воздух, а затем прицелился и выстрелом разбил стекло в окне третьего этажа. В образовавшуюся дыру незамедлительно высунулся лысенький человечек лет пятидесяти-шестидесяти и тут же исчез в темноте заоконного пространства, сражённый точным попаданием неизвестного снайпера.

Обстановка снова изменилась. Я увидел некий кабинет, просторный и светлый; роскошный мраморный пол был усыпан листами бумаги и испещрен грязными следами многих десятков пар ног. У окна несколько человек в костюмах и один в белом халате врача склонились над трупом лысенького.

- Как думаете, Байгер, это случайность или тщательно спланированное убийство? - Один из склонившихся поднял голову и взглянул на меня. То есть на Байгера. Стоп, что?! НА БАЙГЕРА?! Так, спокойно, смотрим дальше.
- Если и спланированное, то явно не нашими. Зачем убивать министра образования? Он, вообще-то, явно поддерживал оппозицию. Глупо как-то, да, Дигли? - Послышался голос из-за... я бы сказал, «из-за кадра», если б дело происходило в кино.
- И то верно. У него был лазерный пистолет. Странно. Штука дорогая и редкая, - в беседу включился врач. - Байгер, дело плохо. Скрыть происшедшее - лучший вариант, но, к сожалению, невозможный. Свидетелей хоть отбавляй.

На этом моменте сон оборвался. Единицам снится прошлое, реальное, имевшее место в действительности. Вот тебе и обыватель! Эй, я, знай - ты тупица беспросветная.




Следующей ночью я надеялся увидеть продолжение прошлого сна, но не тут-то было.

- Дигли, озвучь-ка ещё раз последние новости. Луи не слышал.

В какой-то комнате с тяжёлыми, плотными, багровыми, пыльными портьерами сидели трое: Байгер (его я видеть не мог, но слышал голос), врач и человек в костюме, знакомые мне по предыдущему сну.

- Итак, надёжные и проверенные источники сообщают мне, что президент готовится сбежать. Предположительно в день самого массового митинга - то есть в следующую пятницу, - Дигли протянул руку врачу. - Привет, Луи! Какие вести у тебя?
- Далеко не радостные. Все охранные структуры - полиция, служба безопасности, особые подразделения - переведены в режим готовности. Боюсь, столкновения не миновать.

Луи тяжело вздохнул и как-то неловко опустился на стул рядом с Дигли. Последний хохотнул и воскликнул:

- Святые небеса! Луи, откуда ты берёшь это? Ты же доктор, а не тайный агент!
- А ты вроде бы инженер, а не начальник службы безопасности президента, - парировал Луи, смахнув пылинку с брюк.
- Я бы на твоём месте не был так уверен...
- Я тоже.

Тут в разгорающийся спор вмешался Байгер.

- Ну, хватит вам, хватит! Все мы живём двойной жизнью - и Луи, и Дигли, и я. Иначе ведь никак.
- Открой же нам своё второе лицо, Ник! - Дигли ухмыльнулся.
- Министр иностранных дел, - спокойно ответил Байгер, не обратив внимания на дурацкую улыбочку недоверия Дигли.
- Да ладно, - Луи не поверил. - Невозможно. Министры всегда на виду.
- Верно. В отличие от дизайнера-фрилансера. Кстати, присмотрись к министру повнимательнее: он тоже высокий, довольно худой и имеет родинку на правой щеке. Ещё у него светлые волосы и тёмные усы. Не кажется странным? А в очках слишком тонкие стёкла.
- Эй, тогда у тебя должно быть больше всего новостей сегодня! - Дигли возмутился и резко встал, уронив стул. Он направился к шкафу у противоположной стены...





Третий, четвёртый и пятый сны были полнейшей бессмыслицей. Я уже отчаялся было увидеть нечто стоящее, но на шестой день сновидение снова было ясным. На шестой день Байгеру приснилась она.


Она была хороша - все эпитеты, все сравнения кажутся мне ничтожными, недостаточными. Вроде бы ничего особенного не было в её внешности, но взгляд отвести не представлялось возможным. Я бы любовался ей, как Байгер автострадой в первом сне - но мой объект почти не смотрел на неё, лишь изредка, украдкой поглядывая и тут же опуская глаза.

- Ник, прошу тебя.

Голос девушки был едва ли не прекраснее её внешности, и слушать её было одно удовольствие.

- Уйди. Пока ещё можешь, пока ещё не поздно - уйди! - Она стояла за спиной Байгера. - Ник, умоляю. Ради меня, ради нас! Уедем далеко-далеко, где нет этих проклятых революций, где нежное солнце и едва шелестит свежий ветерок. Ты же можешь выехать за границу, не обманывай себя. Можешь. Стоит лишь взять документы министра - и тебя пропустят через любую границу. Милый, дорогой мой Ник! Что тебе эта политика? Они сделают всё и без тебя. Ты не нужен им, не нужен. Ты нужен мне, не им! Мне, Ник! Мне!
- Я должен остаться. Пойми меня, как понимала раньше. Жертвы неизбежны, милая.

Байгер смотрел в пол, комкая какую-то бумажку и непрестанно шурша ей.

- Но почему ты?! - Девушка отчаянно вскрикнула и топнула ногой. - Я не хочу тебя терять! Ник, мы уедем. Далеко. Очень далеко. Где нас никто не найдёт и никто не потревожит. НИК! Ты слышишь меня?

Она всхлипывала и дёргала Байгера за руку, пытаясь сдвинуть с места.

- Не стоит оставаться, не стоит! За чем ты гонишься, Ник? За славой? Властью? Деньгами? Я дам тебе всё, всё что хочешь, только будь со мной! Убеги со мной, Ник! Ник?

А Ник тем временем комкал и рвал их единственную совместную фоторафию.





Седьмого сна я ждал с нетерпением, как наркоман ждёт дозу, как влюблённый ждёт встречи, как уставший ждёт отдыха. Седьмой был последним, но я не представлял, как буду жить без снов господина Байгера.

- Ник Байгер? Располагайтесь.

Человек, сидевший за широким интерактивным столом, жестом пригласил Ника присесть и погасил экран. Байгер примостился на краешке стула с кожаной обивкой и кашлянул.

- Вы месяц добивались встречи со мной. Говорите же.

Ник немного замялся и неуверенным тоном начал:

- Послушай, зачем так официально...
- Господин Байгер! Соблюдайте приличия! - Рявкнули из-за стола.
- Ладно. Хорошо. Объясните мне, почему прошёл уже год, а никаких изменений нет? Мы же обещали улучшение жизни... Мы обещали, что народ больше не услышит лжи... Объясните, почему я не вижу изменений? Почему будто бы не было никакого переворота?
- Мы - не обещали. Вы - обещали. Вы, господин Байгер. Вам и отвечать.
- Но что я могу сделать? Власть вся у вас, у вашего Совета анонимных правителей!
- Что хотите, то и делайте, но помните о министре образования. Убийцу так и не нашли. Да и незачем - это наверняка был нанятый кем-то киллер. Кем же? Вы не знаете, господин Байгер? Вот и мы пока не знаем. Всего доброго. Время истекло.



Наутро я помчался в кабинет начальника с просьбой о продлении срока наблюдения. Ссылался на какие-то выдуманные обстоятельства, на какие-то помехи и невозможность вычисления принципа построения сновидений Ника Байгера за такой короткий срок. Мне разрешили продлить его ещё на неделю, а также дали одни сутки отдыха. Я давно уже мечтал выспаться как следует, и лишний день был очень кстати.



Утром следующего дня мне сообщили, что Ник Байгер внезапно отказался от заказанных сновидений. «Не беда, - подумал я, - ему же лучше». Наблюдение, соответственно, сняли. Я вздохнул с облегчением: сны господина Байгера не вызывали во мне ничего, кроме неприязни, и я рад был, что мне больше не придётся видеть их. Сны Ника Байгера, к счастью, отныне были делом лишь самого Ника Байгера.


Рецензии