Память непрошенным гостем

- Ты заберешь меня после уроков?
- Не смогу, родная, у меня много работы. Тебе придетса посидеть в продленке до конца дня. Потом я тебя заберу и поедем домой.
- Ладно…

Мама стояла у зеркала, и отвечая накладывала макияж. Больше всего в этой цепи непонятных движений девочке нравилось, как мама наносила помаду, и по комнате распространялся приятный, немножко терпкий, вишнево-клубничный аромат.

Потом они ехали в школу, полувися на подножке автобуса. Мама втакливала ее в автобус, который никогда не приезжал на их остановку свободным и никогда не довозил их до школы вовремя. Мама обняв ее, обеими руками хваталась за перекладину у двери, и всю дорогу аромат маминой помады наполнял сердце девочки теплом, отгоняя ее мысли о нелюбимой школе, нелюбимой первой учительнице, толстом однокласснике, который ее всегда обижал и от которого всегда плохо пахло.

Весь их путь с мамой состоял из непрерывного бега: бег от дома до остановки…, автобус.., бег от конечной остановки до школы, бег вверх по лестнице до третьего этажа, бег от лестничной клетки до конца корридора – в класс.

Потом были уроки, вопросы, ответы, оценки, перемены, булка с бутылкой молока. Но все это проносилось мимо нее, а весь день в ноздрях теплился аромат маминой помады. Она каждую минуту тянула носом воздух, чтоб аромат маминой помады на две секунды раньше шепнул ей, что мама уже идет.

Потом были каникулы и  мама с папой уходили рано, пока дети спали. День без знакомого аромата тянулся нестерпимо долго. И вот однажды, в один из этих бесконечных дней, для девочки открылся новый мир – мир трюмо, где жила своей обособленной жизнью мамина косметика. Не то… тоже не то… нет, это мама мажет на щеки…. И вот! Cамый ценный на свете предмет – мамина помада. Взяв спичку, она отковыряла кусочек помады и, завернув в салфетку, положила себе в портфель. “Теперь ты всюду будешь со мной…”

Вечером ей досталось за акт вандаллизма над маминой единственной помадой. “Где я еще помаду достану?”,- переживала мама,-  “... Да и папа в ближайшее время не собирается в коммандировку…”.

“Так вот откуда появляется помада!!! Она живет в стране мечты, где есть все, и куда время от времени уезжает папа…”

* * *

 Сегодня обычный для всех осенний день. Идет дождь…  Но для девочек день совершенно сказочный - сегодня папа вернулся из “страны мечты”. Он привез чемодан и большую коробку.  После обеда он позвал всех в большую комнату, открыл чемодан и стал доставать из него свою одежду. Было очень приятно стоять рядом с папой и наблюдать за движениями его руки, которая то опускалась в чемодан, то поднималась, вытаскивая все новые и новые предметы, как фокусник достает из шляпы кроликов. Из шляпы волшебника вслед за одеждой появились  мамина помада, рулон туалетной бумаги, коробка надувных шаров, и (О, чудо!) пучок бананов. Папа и мама не любили бананы. (Как девочки поняли намного позднее, папа с мамой просто хранили их для дочерей). Мама отнесла пучок на кухню, разрезала один банан пополам и дала каждой дочке по половинке. У девочек был свой особый способ есть бананы – нужно раскрыть банан, положить сердцевину этого волшебного фрукта на тарелку, соскрести и съесть все съедобное с внутренней стороны кожуры и потом только перейти к самому банану. Так удовольствие длится дольше.

Потом папа открыл большую коробку и по всей комнате разлетелся неповторимый аромат. В коробке плотно, прижимаясь друг к дружке, лежали мандарины.

На ужин девочкам досталось по целому мандарину. А вечером все сели в круг и началось самое интересное занятие. Папа разрезал газету “Известия” на равные квадраты, а мама и дочки заворачивали мандарины в газету и плотно укладывали их в огромный таз. “Если мандарины не будут касатьса друг друга кожурой, они дольше сохранятся и, возможно, продержатся даже до Нового Года”,- объяснила мама девочкам, и девочки еще старательней стали их заворачивать. А вечером, лежа в постели они считали в уме, сколько еще вечеров будут на ужин мандарины, которые так не любят мама с папой, и представляли фруктовую вазу на новогоднем столе в тот день, кода к ним придет Дед Мороз…

* * *

- Вставайте, сони! Нельзя терять ни минуты! Вы только посмотрите какой день!- будила мама спящих сладким сном девочек.

Всходило солнце. Мама открыла дверь на балкон и комнату заполнило птичье щебетанье.
Потом все вчетвером сидели на балконе комнаты в доме отыдха, куда папа с огромной трудностью достал путевку. Папа с мамой пили кофе, а девочки – свежее теплое молоко с маслом, плавающим на поверхности. Накануне был дождь и в воздухе стоял запах грибов, смешивающийся с ароматом свежескошенной травы и мокрых листьев. Под солнцем трава сверкала от росы.  Все это казалось таким простым, таким обычным и, в то же время таким сказочным…

Все сидели молча, пили, каждый думал о своем…  Девочка дула на постепенно таящий кусок масла, который, уплывая к противоположному краю чашки, оставлял за собой лунную доорожку, и думала о том, что именно в этом и состоит счастье – сидеть с любимыми людьми на балконе, пить медленными глотками теплое молоко и нюхать лес.

* * *

 - Идите с дедушкой, он хочет вам что-то показать,- сказала мама, загадочно, по-заговорнически переглядываясь с дедушкой.
Держась за руку дедушки, они пошли к “Кроличьему домику”. Так в семье называли помещение, которое построил дедушка, и где в отдельных маленьких “квартирках” обитали дедушкины кролики. Когда дедушка открывал дверцу любого из маленьких “квартир”, из темноты возникали мелкие красные глазки с  дрожащим носиком.
- Дедушка, а почему у кролика нос дрожит?
- Он не дрожит. Так кролик обнюхивает воздух в посках чего-нибудь пожевать.
- Дедушка, а давай дадим кролику чего-нибудь пожевать?..
В кроличьем домике трудно было дышать. Казалось здесь что-то сгнило - в воздухе стоял затхлый запах прелой соломы и кроличьих “отходов”.  Девочки старались дышать ртом, но не закрывая нос рукой, чтобы не обидеть чувства дедушки.
- Смотрите,- шепнул дедушка, открывая дверцу одной из кроличьих квартир и указывая пальцем вглубь.- У нашей крольчихи родились детки.
Девочек вмиг перестал волновать запах гнили.  Их взгляды обратились на крохотные, неуклюже двигающиеся комочки с еще не открывшимися глазками.  Ручонка одной из девочек неуверенно потянулась, чтобы погладить один из комочков.
- Не трогай,- предупредил дедушка, отводя ее руку в сторону.- Если притронуться сейчас к крольчонку, мать от него откажется.
- Дедушка, а что значит “откажется”?
- Это значит она уйдет и не будет его кормить и крольчонок скоро умрет.
- Гммм… Дедушка, у нас в классе есть девочка, у которой нет мамы… Она умрет?...
Выходя из кроличьего домика, девочки уже дышали носом. Их уже заботило совершенно иное. Одна из них ощущала гордость от приобщенности к святыне, которую почитал дедушка, и которая называлась в семье “кроличьим домиком”, а другая думала об однокласснице, у которой нет мамы… Она вдруг вспомнила: “На той неделе в школе раздавали помощь для бедных детей. Этой девочке достались туфли, белый свитер и пачка незнакомого печенья… Нет, она наверное все-таки не умрет…”


Как-то незаметно ушло детство… потом не стало дедушки…

Теперь она жила с мужем и маленькой дочкой в большом городе, где огромные вертикали зданий врезались в небо, где человек казался маленькой ничтожной точкой на карте, где не было видно звезд, и где все это не волновало. Именно в этом городе она обрела счастье, которое намного отличалось от ее детского представления о счастье, но и это ее ничуть не волновало. Она даже забыла о своих детских мыслях.

Она вышла из дома, усадила доч в коляску и пошла по направлению к кафе, где они с мужем договорились встретиться и попить чаю. Дочка сидела в коляске и, вдыхая прохладу осеннего дня, весело что-то лепетала. Их дорога лежала через маленький садик в три дерева, где тропинка была облицована большими прямоугольниками. Накануне был дождь и прамоугольники получили темную кайму из дождевой воды. Она шла, втягивая носом воздух, и вдруг знакомый запах влавной земли и скошеного газона перенесли ее на балкон дома отдыха, куда отец когда-то с трудом достал путевку. Она стояла, опираясь о перила моста, огромными глотками хватая воздух. Это помогло ей вернуться обратно и не позволить себе заплакать.

Потом они сидели с  мужем в кафе друг против друга, смотрели в глаза груг другу, держась за руки. Дочка сидела на мален’ком стульчике и опять что-то весело лепетала. 
- Попробуй этот чай. Думаю, он тебе понравится. – сказал ей муж, наливая в чашку чай из  в небольшого глиняного чайника. Она взяла в руку чашку, поднесла к губам и начала часто вдыхать воздух ртом, как в тот день, когда дедушка пригласил ее с сестрок в кроличий домик.
- Этот чай пахнет дедушкой,- сказала она, успокоившись.
- Как это?- удивился он.
- Дедушка держал кроликов и от него всегда пахло прелой травой…
- Возможно,- сказал муж, взяв ее за руку и поглаживая большим пальцем костяшки ее пальцев. - Этот чай хранится в особых условиях, чтобы он прошел ферментацию  и приобрел свой настоящий вкус,- объяснил он.
По пути домой, она решила пройтись по магазинам и отвлечся от воспоминаний, которые нахлынули на нее.  Проходя через отдел косметики она остановилась. Обоняние предательски шепнуло ей: “Ты что, не чувствуешь этот аромат?”
Она кинулас к первому же прилавку с вопросом: “Что это за запах?”
- Вы наверное почувствовали аромат новых духов фирмы….
- Нет,- сказала она,- этот аромат исходит от помады…
- Вас интересует помада? У нас огромный выбор помад. Вот эта водостойкая… Вот эта помада не остается на стакане…. Вот эта….
- Дайте понюхать,- перебила она продавщицу, и схватив целый букет помад разного цвета от разных фирм, стала их жадно обнюхивать.
  Тут к ним подскочила вторая продавщица с возгласом;
- Я поняла…  у вас аллергия на зпахи…  у нас есть совершенно новая противоаллергическая помада. Она испробована на тысяче женщин разного возраста. Я уверена…
- Да вы правы… у меня аллергия на запахи…- сказала она.- Спасибо, я приду в другой раз.
Она ушла.

По пути домой от тряски на бревенчатом мосту дочка заснула и мирно улыбалась во сне.
Она шла, медленно толкая перед собой коляску, и думала. Она думала о том, что и у дочери будет свой набор сокровенных запахов. И каждый раз, видя, как улыбка озарила личико спящей дочурки, она будет знать, что и у нее есть маленькие светлые,  теплые тайны, которые она пронесет жизни и однажды, повзрослев, решит оставить их неразгаданными.


Рецензии