Печатный станок Гутенберга - 2

Печатный станок в развернутом виде на гравюре Аммана. Видны все стадии подготовки к печати. Один рабочий намазывает краской набор на  таборе, другой, откинув рашкет,   снимает с декеля отпечатанный лист.

Открытый Гутенбергом способ книгопечатанья оставался фактически неизменным до конца 18 века. Редко какое открытие бывало так кстати, как изобретение печатного станка. Насколько книгопечатанье отвечало насущным потребностям человечества показали уже первые годы после раскрытия тайны Гутенберга. Сотни типографий, одна за другой, возникли в разных городах Европы. К 1500 г. было выпущено по всей Европе до 30 тысяч различных названий книг. Стараясь сделать свои издания более привлекательными, мастера снабжали книги иллюстрациями – сначала черно-белыми, а потом и цветными (сам Гутенберг печатал книги без иллюстраций), оформляли их прекрасными заглавными листами. В 1516 г. венецианский художник Уго-да-Карпи довел способ печатанья цветных иллюстраций до совершенства.  Он разлагал картину на несколько тонов (обычно 3-4), для каждого тона делал отдельную доску и вырезал на ней только те места, которые должны были данными цветами отпечататься на бумаге. Сначала печатались на листе места одного цвета, потом – другого. Сам Уго-да-Карпи был прекрасным копировальщиком и напечатал таким образом копии многих картин, главным образом Рафаэля.

   Печатанье текстов происходило следующим образом. Сначала наборщик набирал текст из свинцовых литер. Строками служили специальные линейки – верстатки. Они представляли собой продолговатую коробочку, открытую сверху и одного бока. Когда набирался один ряд нужной длины, наборщик выравнивал строку с помощью заключки – уменьшал или увеличивал пробелы между словами, вынимая или вставляя шпации – тонкие кусочки словолитного металла без литер, имевшие определенную ширину. После заполнения верстатки ее  устанавливали на наборную доску. Когда набор страницы заканчивался, доску брали в рамку, чтобы литеры не рассыпались.

  Печатный станок являл собой массивное сооружение, прикрепленное брусьями к полу и потолку. Главной его частью был пресс с рычагом, под которым находился плоский стол – талер. Этот талер был устроен так, что мог выдвигаться из-под пресса. На талер ставили набор двух или нескольких страниц (до 32), сколько их поместится в зависимости от размера. Краской смазывали все выпуклые части набора. Чтобы бумага при печатанье не соскальзывала с набора использовали специальное приспособление – декель, снабженный двумя или тремя остриями (графейками). Он укреплялся к передней части талера на шарнирах. Перед началом печатанья мастер брал несколько листов бумаги (10-20), тщательно выравнивал их по краям и нанизывал на графейки. Сверху эти листы прикрывались рамкой – рашкетом, которая крепилась к декелю так же на шарнирах.  Рашкет закрывал поля бумаги и середину листа, то есть все части, которые должны были оставаться чистыми. После этого декель опускался на набор, так что нижний лист плотно прижимался к набору. Талер подвигали под пресс и при помощи рычага прижимали пиан (верхнюю доску) к декелю. Затем пресс поднимали, выдвигали весь аппарат с бумагой, поднимали рашкет и снимали с графейек напечатанный лист. Для того, чтобы получить лучший оттиск бумагу слегка смачивали водой. Поэтому готовые листы просушивали на веревке. После сушки делали оттиск на другой стороне листа. Затем листы поступали к переплетчику.

Печатный станок Гутенберга http://proza.ru/2012/01/08/473


Рецензии
Я помню: мои ученики делали сообщения о первых печатных станках Гутенберга...
Спасибо, Константин, за информацию.
С теплом.
Кира.

Кира Крузис   25.01.2012 17:16     Заявить о нарушении
Кира, так Вы учитель? Неужели мы с Вами коллеги? Душевно рад.

Константин Рыжов   25.01.2012 20:10   Заявить о нарушении
А вы разве не знали?
Я много раз об этом писала по поводу и без повода.
С улыбкой.
Кира.

Кира Крузис   25.01.2012 20:56   Заявить о нарушении