Вариант сознания... ч. 53

               
        Черное  озеро
Американский  археолог  Роберт Баллард -  тот самый,  который  отыскал останки «Титаника» -  занялся   черноморским регионом. Именно  здесь,  судя по всему, разыгралась  грандиозная мистерия,  отраженная  в  Библии  под   названием  «Всемирный потоп».  В  результате перемены  климата    уровень  Черного моря  поднялся   на  90 метров.  Это случилось  9  тысячелетий  назад.  Потоп длился не 40  дней,   а два  года. Скорость подъема воды   составляла  по  15  сантиметров  в день.  Напор воды  был  подобен  200  Ниагарским водопадам.  Образцы  грунта и эхология  оказывают, что   Черное море  раньше  было  так сказать,  Черным озером. Может,  даже  пресным,  как  Байкал. На  глубине  100  метров  в  районе  турецкого побережья  обнаружены  остатки неизвестного погибшего города:  каменное строение,  глиняная  и деревянная  утварь…
Из  этого  следует,  что  Ноев ковчег  следует искать не на Арарате,  а  где-то на  Черноморье.
    Информация  о  черноморской  мистерии  мне  уже  встречалась -  правда,  там  речь шла  либо о  землетрясении,  которое   создало пролом  между  Черным и Средиземным морями,   либо о падении  гигантского метеорита.  Оценки  подъема уровня вод  тоже рознятся  -  вплоть до  140  метров. Но  уже очевидно,  что  исследования  морского дна   принесут   поразительные   открытия.  Наверняка на берегах   Черного озера существовала  развитая  цивилизация -  может,  быть,  самая  древняя в  мире. Я  представляю,  какая  огромная  территория  была  затоплена. К примеру, Ялта была  бы расположена  в  десятке километров от  древней  береговой  линии.  Можно проследить   на морском  дне стародавние русла  Днепра  и Днестра -  в  их  устьях  наверняка  стояли богатые  города. И сейчас в сероводороде лежат  остатки  портовых сооружений, храмов, гробниц… Культурные народы, жившие  по  берегам  озера,   погибли и рассеялись.  Выжили  дикие  племена,  жившие в  горах. Греки,  спустя тысячелетия завидев брега Тавриды,  нашли  здесь лишь    звероподобных тавров …  и таинственные   кольца,  которые  торчали в  ноздрях  скал   у самого поднебесья.   
     Вот  тема для грандиозного романа!  Если я  его напишу,   обязательно  назову  так:  «Пращуры Карадага».   
                17 ноября   2000.

     P.S.  Свежая информация на  эту тему: В Киеве презентовали научно-поисковую книгу о   библейском потопе «Боги, потопы и люди».    Представление книги состоялось в агентстве УНИАН при участии автора книги Валентина Моисеенко.
            По информации В.Моисеенко, есть все доказательства того, что история     библейского потопа связана именно с нашими предками и произошла 7,5  тыс. лет назад на территории Черного моря, где раньше, до всеобщего   потепления, было пресноводное озеро. На то время уровень Черного озера был приблизительно на 200  метров ниже уровня мирового океана.
            В результате были затоплены большие территории суши с поселениями людей. Тогда, по данным американских ученых, территорию    северного Причерноморья населяли около 10 тыс. человек, а по данным   европейских исследователей - около 200 тыс. Люди переселялись вверх по Дунаю, о чем свидетельствуют остатки многочисленных поселений             второй половины шестого тысячелетия до Рождества Христова. Также             известны поселения по Дону.  Как добавил автор, для полной картины библейского потопа нам не   хватает ковчега и горы Арарат. “Как ни странно, они есть на Черном    море. Вблизи города Геленджик находится небольшое курортное   поселение Бетта – как мы знаем, это вторая буква греческого             алфавита, и она имеет числовое значение ”2”, и прямо над ним             небольшая гора, приблизительно метров 200 высотой, с двойной             вершиной – она называется Арарат”, - отметил автор.
            Когда произошел потоп, то, по словам В.Моисеенко, могло случиться   так, что судно с каким-то известным жрецом или царем было выброшено на эту гору Арарат, и вполне вероятно, что на этом корабле были  какие-то животные и птицы, что и послужило началом будущей легенды о             ковчеге Ноя.      
                17 сентября 2008.

               
                * * *
                Добро с кулаками
В  западническом  либеральном  журнале  «Всемирное  слово» (1998, № 10-11)  опубликована  статья  Александра  Воронеля  «Новый  дуализм». Речь идет об извечной  борьбы  добра и зла – в преломлении ее  в  зеркале  русской  литературы. В  качестве  выразителей   противоположных  взглядов   выбраны  Лев  Толстой и Александр Солженицын. На русском материале автор  делает выводы  относительно   всей  нравственно-религиозной  картины мира. Предварительные выводы таковы:  и Библия, и  русская  литература вослед за  ней  стоят на позиции добра. 
  Чего  ж  тут нового?  Русские писатели  всегда,  начиная  от Нестора летописца, проповедовали  добро  в  полном соответствии со Святым писанием. «Не ревнуй злодеям,  не  завидуй  делающим  беззаконие… Уповай  на господа  и делай  добро:  живи на  земле и  храни истину… Кроткие  наследуют  землю  и насладятся   многообилием мира» (Пс. 36, 9-10). Толстой, великий русский бунтарь,  хотел  с  помощью  любви  полностью искоренить зло.  Вот как его  нравственную позицию  изложил  А.Солженицын  в  романе  «Август 14-го»: «…разумное и нравственное всегда совпадают… Добро и разум  -  одно и то  же …  Зло  - от незнания,  а не  от злой  натуры  или природы…». 
По мнению А.Воронеля,  Солженицын оспаривает  эти постулаты.  И сам он считает эти позиции ограниченными. Они сложились в  эпоху  господства ортодоксального православия   и отражают провинциализм  мировоззрения  русского мира.  Да и сам библейский псалмопевец, воспевший  добро, по словам Воронеля,   «просто наивный  оптимист,   лакировщик  действии-тельности». Смело сказано!
На деле  же, по  утверждению  Воронеля,  зло занимает в мире  позиции,  равные позициям добра. Зло реально формирует нас  и  нашу реальность.  Само слово  «зло»  в индоевропейских  языках  (Evil)  содержит дополнительный  смысл «намерение»,  «воля». Злая  воля реально существует в мире. Зло не  хочет знать истины,  оно  рвет ее  клыками. Люди  творят зло с огромной силой  убеждения.  Были и целые  эпохи тотального торжества  зла. К примеру,  сталинский  СССР… Сам Сталин  -  гений  зла.
 Солженицын, по  мнению  Воронеля,  определенно понял,    что зло не просто заблуждение:  это творящая  сила.  Русская  революция  - торжество  зла.  Парвус  -  тот самый,  который  на  немецкие  денежки переправил в  революционный  Петроград Ленина  в  запломбированном  вагоне, – гений, который  предвидел  ход истории и  повернул  злую силу против России.  Солженицын, видя во зле имманентную характеристику  бытия, подталкивает нас к признанию на равных  двух  мировых сил: Добра и Зла. Заратустра  прав:  дуализм  извечен.  Сыны  света обречены  сражаться. Добро  должно быть с кулаками. Покой нам только снится… Это, по Воронелю, соответствует   еврейскому вероучению:  человек обязан себя  защищать,  ибо только сохранение  его жизни   дает возможность самосовер-шенствоваться. Око за око,  зуб за  зуб…
Каковы  же практические выводы  из  этих  абстрактностей?  Вот они  в кратком изложении: 
В  современной  жизни  Израиль обязан защищать себя от мирового зла (арабов-террористов). Мораль Христа, основанная  на  любви,   тут только помеха.  Нельзя подставлять  щеки для  ударов.   Надо уничтожать «сынов  тьмы». Они не просто заблуждаются от незнания -  они  являются проводниками  воли Зла… «Ненависть к  чужому   защищает нас  от опасностей <…> Культура навязывает  свои штампы,  рационализирует и заглушает инстинкт <...>  Архаическое (дуалистиеское)   сознание  <…>  ближе   к косной природе,  ближе к природе  вещей.  Оно лучше защитит нас    в  трудные времена…».  Таким образом,  монистическое  доброто-любие  стоит перед опасностью превратиться в  либеральную слепоту… В России,  по мнению  Воронеля,  зреет «новое  христианство», которое  и выразил Солженицын.  Оно якобы идет на смену  традиционному…
 Вот такая   сложная,  хитроумная  статья, которая, в  сущности,   пытается камня  на  камне не оставить  от христианства.   Ведь христианство -  это спасительная  жертвенность! «Смертию смерть поправ…».  И каково  читать: «перизбыток  добра в  русской литературе»!  Она, эта бедная русская  литература,  игнорировала   жесткий  бытописательский  реализм  Ветхого завета.  Воронель имеет в виду  то  же, что  и И.Бродский,   который  утверждал, что ветхозаветный  Бог  -  это насилие.  Избранный  народ поступал с  врагами просто:   вырезал целыми городами и племенами… Сжигал в печах  для отжига извести… Кстати,  и сейчас  «сыны  света» расправляются с  «сынами тьмы» (палестинцами)   в полном соответствии с  логикой  Воронеля.
Страшная,  неостановимая  цепь  убийств – вот что такое   философия  Воронеля! И что  непостижимо – в этом  же номере  редакция поместила обвинительный материал  о  зверствах  нацистов;  по иронии истории, те тоже мнили  себя  «сынами  света»  и всеми возможными способами уничтожали  «сынов  тьмы».
Я  понимаю христианство   с    его приматом  добра как  важнейший   шаг   на пути от зверя к  ангелу.  Воронель призывает вернуться  к  инстинкту  зверя.  Он  еще  и иронизирует,  цитируя  Библию:  кроткие, мол,  наследуют землю… как  же,  держи карман  щире!  Он считает, что Толстой   «несомненно преувеличивает силу  добра». «Циничная  трезвость»   подсказывает:  добро  должно быть с кулаками.
Как  хорошо  философия  «циничной  трезвости» оправдывает  атомную бомбардировку  Хиросимы и  Нагасаки!   Она - карт-бланш  для   американских  пилотов, которые  заливали Вьетнам   смертельно опасным «оранжевым дождем».  Америка  объявляла  СССР  «империей  зла»;   некоторые   страны, в соответствии с  их терминололгий, являются    «изгоями»,  «осью зла». Их  можно и  нужно бомбить. Это  не что иное,  как практическое преломление  концепции  «нового дуализма».
…И как все-таки хороша родная  русская  литература с  ее  переизбытком  добра!. 
                27  ноября  2000.
                * * *
                Смерть   зовется Эвтаназия…   
Сегодня в Нидерландах приняли  закон  об эвтаназии.            Эвтаназия -  хорошая  смерть. Со времен  Гиппократа    врачи отказывались помочь безнадежно больному  добровольно  уйти из  жизни.  Потом  клятвой Гиппократа  всех медиков  обязали  молча  наблюдать мучения  «живых  трупов».  В  США посадили в  тюрьму  врача, который придумал машинку, с  помощью которой  безнадежно  больной  сам  делал себе  смертельную  инъекцию.  В  Нидерландах же, оказывается, большинство населения  высказалось за  эвтаназию,  а  врачебная  практика  давно  применяла  эту процедуру.
- Поворотный  момент в   европейской  цивилизации,  -  сказал  корреспондент  НТВ.  Возможно, такие  законы примут и другие  члены  Евросоюза.  Хорошо  бы  и у  нас,  но вряд  ли. Это  несовместимо с  христианской  традицией,  особенно православной. Страдание в  православии  выдвинуто   на первый  план,  но  многие  священники с сомнением  относились к застарелой  традиции «уподобляться» страдавшему  Христу. Бог  терпел,  и нам  велел… Иисус,  судя по Евангелиям,  никогда   не  улыбался,  и нам  следует воздерживаться…
Крестная  нашей  внучки  Анна Гаранкина,  рассказывала о своем  дедушке,   настоятеле  собора  Алекандра  Невского в  Ялте. Он  не понимал,  зачем  нужно страдание.  Михаил  Семенюк  любил  шутку и полагал, чтто главное  в христианстве -  радость. Он  был  другом  знаменитого   архиепископа  Луки Войно-Ясенецкого -  того самого,  чьи работы    в области гнойной  хирургии  спасли тысячи раненых  солдат  Великой  Отечественной…  Стало быть,  и  Лука  не  видел  в   радости  чего-то еретического.  Я  так полагаю.
Конечно,  тема  смерти,  смертной тоски и смертных  мучений -  глубоко личная  тема. Но эвтаназия  -   это возможность аппелировать к  несправед-ливой Судьбе,  которая  иногда  обрекает человека на невыносимые  нравственные и   физические муки.
Мы выпиливаем   усыхающее  дерево;  мы   усыпляем престарелых  собак; мы отсекаем  больные органы -  во имя  спасения  всего организма.  Что происходит с  душой  смертельно больного   человека?  Усыхает ли она с  телом,  страдает ли душа от страданий  тела?  Истончается  ли она,  как плоть? Истаивает ли,  как  наши душевные силы?  Мы  не  знаем,  не ведаем…  А что происходит с  душой во время  ядерного  взрыва?  Как  могли они, эти несчастные  души,   успеть покинуть мгновенно сгоревшее  тело?  Как  они могли не перепутаться,  не  слиться  в какой-то непонятный,  бесплотный  туман в  этом  хаосе?  Ведь каждая  душа, должно  быть,  индивидуальна…
Нет ответов, одни вопросы… Недавно читал о смерти у Метерлинка  - там  тоже одни   догадки, домыслы, предположения… 
Может,  жизнь  -  это то, что смерть дала нам  взаймы, а потом  пришла  и забрала обратно?  Почему смерть,  эта немногословная  дама  с  заплечным инструментом  для  жатвы,   так  уверено распоряжается  всеми, в ком  есть дыхание?  Она вложила капитал в  наше  рождение,  она засеяла  бескрайнее поле;  каждое семя  дало колос,  пучок   колосьев  дали горсть, десятки горстей  дали меру зерна. Как  обильна  жатва Смерти!
О Мать-земля,  Матерь Смерть…
В  эпоху  упадка религиозного чувства – а  Европа фактически потеряла  Бога,  -  нужны иные  способы  утешения и умиротверения  человека  страждущего.  Если человек не  верит в  Бога,  в  загробное  царство -  что  остается? Нет религиозного и нравственного оправдания  мукам: они бессмысленно-ужасны  в своей  бесконечности.   И тогда Богом становится  человеческое  существо в  белом  халате, и уже  к нему обращена  наша мольба:
- Пронеси мимо  чашу сию! Пронеси!  Пронеси!
Игла входит в вену,  как эвтаназийное копье легионера  в ребра  Иисуса, и вот уже  голгофа невыносимой  боли  тонет во мгле, подобной  тьме над Шаршалаимом, пришедшей  с моря…   Она  вдруг падает черным занавесом в опустевшем  театре… О, Матерь  смерть…
                28  ноября  2000.


Рецензии