9-VI Душистое масло из Арабии или Скептик

                VI

  Однажды в августе Стабилий попросил свою «самую талантливую» ученицу «сбить спесь» с одного, тоже занимавшегося у него, юноши. Тот стал считать себя выдающимся философом, Стабилий же сказал ему: «Да ты попробуй хотя бы с женщиной поспорить!» Подросток рассмеялся, но, видя серьёзность наставника, согласился: «Легко! Нет ничего проще!» И с утра явился в дом Присциллы Младшей. Почти одновременно с ним пришёл Гней Космик, поначалу хотевший только взглянуть на превозносимую им девушку, но втянутый ею в философский диспут. Ей стоило лишь подкинуть семиаксию такой вопрос:

  – Скажи, Минуций Космик, ты всё ещё в своей коллегии? – вольноотпущенник кивнул; он сидел в кресле, юный философ Исидор и хозяйка в тёмно-синей палле расположились на ложах, в «Морской» комнате. – И вы утверждаете, что не только в состоянии исследовать, в частности, что есть добро и зло, но и, более того, можете чётко указать это, а также и путь достижения счастья и жизни в добре?

  – Да, наш учитель оставил нам это знание.

  – Исидор, это Космик, член одной иудейской секты, они проповедуют, получается, что знают, где добро и где зло. Иначе говоря, по крайней мере, в этом вопросе, Космик согласится, что возможно исследование истины и её обретение. Для всех Космик, людей?

  – Да.

  – Видишь, мой юный друг, как Космик категоричен?

  – Да, пока что мы можем быть с ним союзниками. Поскольку я и сам собираюсь отыскивать истину. Я не стал бы на этот путь, будь он невозможен.

  – Что ж, а я позволю себе попытаться опровергнуть вас, юноши.

  – Стремление к правде заложено в человеке, – начал Исидор, – ибо нам приятно её обнаруживать. А раз заложено – значит, Богами, и, значит, мы в состоянии обнаруживать и распознавать её.

  – Да, такими сотворил нас Бог, – соглашается житель ЛесБестий.

  – Прекрасно, эфебы. Не согласитесь ли выпить вина?

  Семиаксий отказался, чтобы не делать возлияния, шестнадцатилетний философ поднял наполненный кубок. Фабия добилась от брата отмены запрета на питие вина дома, и теперь тоже держит бокал.

  – Отлично, Исидор. Совершим возлияние египетской Маат, Богине правды, и Минерве!.. И выпьем за великих мудрецов! – жрица осушила кубок и велела унести его: отмена запрета ныне не означала для неё отмены ограничений. – Спешу предупредить твои замечания, юноша. Маат и Минерва не гарантируют знания правды смертным. Перейду к вашему утверждению. Вы сказали, что нам приятна истина. Но нам приятна и ложь. Если это, к примеру, лесть явная или просто преувеличенная похвала. Далее, забудем на время, что я фламина, служительница Богини. И вспомним знаменитое начало книги «О Богах» выдающегося мыслителя Протагора Абдерского по прозвищу Мудрость. «О Богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос тёмен, и людская жизнь коротка». Иначе говоря, если мы с вами останемся в рамках чистой философии, то вопрос о том, есть ли Боги, и они ли тем или иным образом творили человека, не имеет однозначного лёгкого ответа. А отступая уже от нашей беседы, замечу, что опыт веры, личной и предков, и явная помощь свыше, несомненно, говорят о существовании Богов. Причём многих, – Фабия посмотрела на Космика, – ибо за поддержкой мы обращаемся к разным Божествам и получаем её. Но возвращаюсь к нашей теме. «Мы в состоянии обнаруживать и распознавать истину», то есть судить о чём-либо истинно. Так вы полагаете, юноши? – оба кивают. – Ясно. Тогда скажите, будьте любезны, ваше суждение будет истинно и для людей, и для животных?

  – Конечно. Поскольку человеку дан разум, постольку он знает истину или способен её узнать. Животным – не дан. И они, так сказать, вынуждены признать право обладания истиной за людьми, но эта истина распространяется и на них, – заключает юный философ.

  – Бог создал человека, чтобы тот повелевал животными, значит, как повелитель Божьей волей, он владеет истиной, простирающейся и на животных.

  – Принято. Однако послушайте следующее. У различных существ различны наслаждение и боль. Также, порою диаметрально противоположно, различаются польза и вред даже от одних и тех же вещей. Возьмём не только человека и, к примеру, курицу, которой не покажется истиной то, что она предназначена на обед и вкусна, но и кошку и мышь, или кошку и собаку, и так далее. Хочу сказать, что, соответственно, и представления у них не одни и те же от одних и тех же вещей. А при таком противоборстве лучше воздержаться от суждений, претендующих на абсолютную или какую-либо иную истинность, – Присцилла сделала паузу, отпила сладкой воды, но оппоненты молчали, и она продолжила. – Оставим в покое животных. Что скажете о людях? Возможна истина одна для всех?

  – Конечно. Люди, услышав правду, независимо от личных особенностей, принимают её и проникаются ею.

  – Божий закон – один для всех. Бог создал людей по одному образцу. Истина – для всех одна, и это…

  – Гней, сколько можно напоминать? Проповеди – не в моём доме. Итак. Разберём этот вопрос. Никоим образом нельзя отбрасывать человеческую природу и личные особенности. Казалось бы, есть такие явления, что одинаково воспринимаются всеми. Скажем, жара и холод. Но, во-первых, есть люди, предпочитающие зиму лету, а, во-вторых, такой, скажем, известный пример: Демофонт, повар Александра, грелся в тени и мёрз на солнце. И так во всём – единство восприятия обманчиво. У людей разные влечения: у одного – к войне, у другого – к риторике, у третьего – к земледелию, и так далее. Одно и то же занятие одним на пользу, другим во вред. А потому следует воздерживаться от суждений, иначе говоря, истина – не одна для всех. Далее. Чувства наши различны. К примеру, ваши тоги зрению представляются белыми, вкусу – несъедобными, обонянию – душистыми… Вот у Исидора особенно. Отличный, кстати, аромат, как и у масла. Из Арабии? – довольный юноша кивнул. – И даже форма может представляться по-разному, допустим, в разных зеркалах. Отсюда можно заключить, что всякая видимость – не более одно, чем другое. И где одна и та же последняя истина, неясно. Ещё, – снова пауза и снова молчание гостей. – Как человеку избавиться от предрасположений и таких перемен, как болезнь, здоровье, старость, молодость, печаль, радость, бодрствование, сон, любовь, вражда, отвага, страх и так далее? От того, каковы предрасположения, зависит и видение вещей. Ибо и то, что видится сумасшедшим, не противоречит природе – чем они противоестественней, чем мы? Ведь и мы, глядя на солнце, месяц или звёзды, видим, что они не движутся. Стало быть, невозможно представить единую истину. Добавим и влияние, оказываемое воспитанием, законами, верой в предания, обычаями и предубеждениями учёных школ. Одно и то же для одних справедливо, для других нет, для одних прекрасно, для других безобразно, для одних добро, для других зло. Персы считают возможным жениться на собственной дочери, у нас и у эллинов это противозаконно. У массагетов жёны общие, у нас и эллинов – нет. Следовательно, от суждения, что истинно, что нет, следует воздержаться.


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/08/597


-------------------------
   Протагор из Абдер – др.гр. философ-софист, V в. до н.э., один из основателей софистики.
   послушайте следующее. У различных…– Присцилла приводит т.н. скептические тропы, т.е. основные положения, доводы скептиков, утверждающие невозможность познания; вероятно, по упомянутой книге Агриппы.


Рецензии