9-VII Скептик продолжение и прерванные возражения

                VII

  Однако так и быть, оставим в покое и человека, и обратимся к самим вещам.

  – Ну уж они-то одинаковы для всех.

  – Да, они таковы, какими их создал Творец. Неизменно таковы.

  – Вы юны и горячи, уважаемые оппоненты. Не можем мы судить о том, каковы вещи сами по себе. Нам по силам лишь воспринимать видимости, то есть то, какими вещи кажутся нам. Ибо здесь снова множество препятствий, не дающих узреть что-либо само по себе в чистом виде. Первое. Всё является только в соединении с влажностью, светом, теплом, воздухом, движением и другими воздействиями. Для примера возьмём хотя бы цвет тела, ведь он кажется различным на закате и в разгар дня, при лампе и при луне. А, скажем, камень, который в воздухе тяжёл и для двоих, легко перемещается в воде. В общем, каково всё это само по себе, мы не можем выделить, как не можем выделить масло из состава для умащения. Второе. Все предметы занимают какие-либо места, в неком положении и на некотором расстоянии. Из-за этого вещи большие представляются малыми, прямые – согнутыми, бугристые – ровными и тому подобное. Солнце кажется маленьким, на восходе одним, в зените – другим, четырёхугольная башня кажется издали круглой и так далее. А значит, поскольку все эти вещи нельзя мыслить вне мест и положений, то и судить об их природе невозможно.

  Фабия поднимает чашу, украшенную серебром, которая в лучах света из окошка смотрится иначе, чем когда она стояла в тени на столике. Отпивает из неё и ставит обратно. Возражений на «лекцию» фламины снова не последовало, и она продолжает.

  – Третье. Нельзя забывать и о количестве и качестве вещей. Пища в умеренном количестве укрепляет тело, в большом расслабляет, также вино и многое другое. Стало быть, каковы вещи сами по себе, судить не представляется возможным. Четвёртое. Куда девать соотносительность? Верхнего с нижним, большего с меньшим, правостороннего и левостороннего. Ведь верхнее не является таковым постоянно: перевернём предмет или поглядим на него, расположившись вниз головой – и верхнее оказывается нижним. Также жена и муж, бабка и внучка – понятия соотносительные. Берега соотносятся с рекой. И вообще все вещи – с мыслью. А всё, что соотносительно, непознаваемо само по себе. Наконец, пятое.

  – Есть ещё и пятое?

  – И шестое, и седьмое, и десятое…

  – Избавь, пожалуйста, Фабия, – говорит Исидор. – Я признаю своё поражение. Мне ещё многому, оказывается, нужно учиться. Стабилий был прав.

  – А всё-таки, поведай, пожалуйста, пятое, – просит семиаксий.

  – Исидор, ты молодец! Признать свою неправоту – для этого нужно обладать немалым умом и мужеством! Космик, а ты согласен с тем, что я вас опровергла?

  – Ну-у… в общем, да. Мне нечего сказать.    

  – Хорошо. Тогда слушайте пятое, и на этом остановимся. Необходимо учитывать необычность, постоянство или редкость. Там, где какие-то явления происходят часто, к примеру, землетрясения, люди им не поражаются. Не удивляемся мы и свету, потому что видим его ежедневно. Это опять же говорит о разнице вещей и их восприятий, а стало быть, о невозможности истинного суждения. Что ж, молодые люди, если вы не против, меня ждёт салютатио…

  После прандиума, прямо в термах, Фабия неожиданно для самой себя решила попытаться сочинить возражения на свои же, точнее, на скептические доводы. Тем более, она вдруг вспомнила выражение любимого в их беседе в ЛесБестиях: «перевод рассуждения в другую плоскость», но не в значении логической ошибки. Ане и Кробилу пришлось оторваться от помощи в омовении и сесть писать под диктовку.

  «Тому, что у различных существ различны наслаждение и боль, различны польза и вред, а значит, и представления не одинаковы, и при таком противоборстве лучше воздержаться от суждений – можно противопоставить следующее. Во-первых, то, что для одного существа боль или вред, а для другого наслаждение или польза – это всего лишь взгляд с разных сторон на одно и тоже явление. В познании они дополняют друг друга, а для природы в целом это явление имеет однозначную характеристику, чаще положительную, чем нейтральную. Это можно назвать взором со стороны или с более высокого уровня. Как, например, соперничество за магистратуру: для одних кандидатов их утверждение означает пользу и наслаждение, для других, невыбранных – боль и вред, и, возможно, последние считают это несправедливостью. Но для государства их соперничество полезно, поскольку из нескольких претендентов можно выбрать самого достойного и наиболее подходящего.

  Также и с личностными особенностями. Которые позволяют более объективно – речь не об одном индивидууме – с разных аспектов увидеть вещь, и в целом даётся более полное представление. Различные влечения выгодны для страны. Как, например, Платон разделяет людей в своём «Государстве»: одни – земледельцы, другие – ремесленники, третьи – воины, четвёртые – политики, и так далее. И каждый, именно со своим занятием, к которому более склонен, полезен для отечества. Или другой пример личностных особенностей: женщина и мужчина. Порознь они мало в чём могут согласиться между собой, а между тем в браке необходимо дополняют друг друга, и с точки зрения семьи их противоположности приносят пользу этому союзу, а значит, и каждому из его участников. Так противостояние снова оборачивается нужным и приятным образом. Так, снова на другом уровне, преодолеваются разногласия.

  Аналогично и с различием чувств, по отдельности дающих разные представления, но совокупно преподносящих разно- или всестороннюю картину предмета, стало быть, полный, или близко к тому, образ вещи.

  Что касается предрасположений и общих перемен. Здесь можно учесть то, что противоположности состояний, более способствующих научному восприятию: телесному, умственному, душевному здоровью, бодрствованию, молодости или зрелости – не будут являться их равнозначными соперниками. Поскольку болезнь – это разрушение, и, доведённое до крайности, оно означает уничтожение и отсутствие восприятия, а не доведённое – его нарушение и неполноту. Сон подобен смерти, а значит, прекращению (восприятия), посему также нельзя доверять сновидениям; здесь речь не о явных посланиях и явлениях Божеств. При наблюдении же за солнцем, луной и звёздами видимость их покоя лишь вопрос времени, продолжительности (наблюдения).

  Рассматривая воспитание, обычаи, законы и тому подобное, нельзя не заметить, что, во-первых, общее всё же есть у самых разных народов, а, во-вторых, такие различия, как упомянутые обычаи или законы, касающиеся брака – они и преодолимы, и не столь важны для философствования.

  Переходя к качествам вещей, можно сказать в соответствии с приведённой в начале главы нумерации доводов. По первому. Люди, с одной стороны, могут договориться считать определённые положения и состояния обычными, нормальными. Допустим, день, солнечный, тёплый, воздух и так далее. А другие состояния рассматривать особенно, учитывая отличные свойства, как, например, нахождение в воде…»

  Фабия, перебравшаяся из терм в «Пляжную», начала думать над вторым доводом, склонная также взять определённое расстояние или соотношение «размер предмета к расстоянию» за норму, но эти размышления были прерваны.


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/08/836
------------------------


Рецензии
Замечательные рассуждения, Валерий!
На самом деле, многие утверждения древних верны до сих пор. К примеру, теория относительности вполне вписывается в приводимые Присциллой доводы. К своему сожалению обнаружила, что у Вас много глав в других разделах, и поэтому я их не читала. С удовольствием восполню пробел в своих знаниях о Ваших героинях.
Удачи!

Нелли Искандерова   23.01.2012 09:55     Заявить о нарушении
Благодарю!

По большому счёту, доводы Присциллы, пожалуй, несколько опережают своё время. С другой стороны, девушка неглупая), почему бы и не могли забрести в её очаровательную головку подобные мысли?))

Публий Валерий   23.01.2012 19:09   Заявить о нарушении
Она вполне достойна этих мыслей. Умница настоящая!

Нелли Искандерова   24.01.2012 13:56   Заявить о нарушении