Скряга

                Новелла

     В летней курилке, у входа в административное здание шахты, уже маячил долговязый Санька.
- Привет, произнес он мягким, заискивающим тоном. – Дай мне, пожалуйста, закурить.
- Ради Бога, кури, - дружелюбно ответил ему, – если устроит «Опал».
- Никогда не откажется, - усмехнулся один подошедший мужчина. – Дармовые он курит любые!
     Неоднократно замечал и сам, что больше меня зарабатывающий проходчик вечно побирается, хотя считал, что это – пустяки.
- Не обращай на него внимания, - не обиделся Санька, увлекая меня за собой. – Сам он мелочный тип.
- Отстань, - попытался противиться я. – Мне пора уже скоро в нарядную.
- Извини, но всего на минутку… - перестал меня дергать, вместо чего, задумавшись, прицепился к пуговице моего пиджака. – Есть одно небольшое делишко…
- Ну валяй же, валяй!.. – все сильней раздражаясь, отошел на два шага назад. – Не девочка же я!..
- Возьми, пожалуйста мне путевку, - наконец-то решился, - в городской профилакторий угольщиков.
- А сам?!..
- Мне, увы, не дадут, - и он снова приблизился и своими грязными лапами пристал к пуговице моего светлого пиджака. – Я в этом году уже два раза брал. Деньги-то я верну!..
     Снова выгода, жадность!..
- Семейный человек, - пожал плечами я, зная, что диетическими в этом профсоюзом субсидируемом заведении предлагаемые блюда вряд ли можно назвать, - а собираешься питаться в столовой приготовленной едой. Зачем портить желудок дрянной и трижды гретой пищей?..
- Дело вовсе не в том, - и хитро улыбнулся Санька, - а в том, что у меня там кое-какие контакты с девушками.
- Так бы сразу сказал, - с трудом верилось мне. – Так и быть, помогу!..
     Выполнил его просьбу, после чего проходчик все-таки вернул ту небольшую за путевку сумму. А спустя несколько месяцев – жена была в отпуске – пришлось воспользоваться услугами общепита и мне. В это обеденное время людей в шахтной столовой было много, поэтому нисколько и не удивился, когда стоящим впереди меня снова увидел Саньку. Меня вдруг охватило любопытство, не польстился ли он опять дешевыми харчами. Предположение подтвердилось – вместо денег на нашем же участке работающий проходчик расплатился большей частью профсоюзом оплачиваемыми талонами. Умудряются ж люди!..
     И вот, однажды, это всех ошарашило, Санька не вернулся из отпуска. А вернее, вернулся, только не на работу, ибо прямо в аэропорту его арестовали и, по многочисленным слухам, посадили в следственный изолятор. Мужики же судачили, будто при обыске среди разных, дефицитных в то время товаров у него нашли энное количество каких-то наркотиков. У каждого из рабочего и ИТР участка разыгралась фантазия и в отношении нашего товарища возникали множество, правдоподобных и совершенно нелепых догадок и предположении. Ясно было одно, что сам лично он эти наркотики наверняка не употреблял. Значит, снова желание урвать!..
     Пелена неведения приподнялась не скоро; через полгода Санька появился целехоньким, правда, чуть похудевшим, но даже не остриженным. Лично я с вопросами к нему не лез, лишь понаслышке знал, что никаких серьезных улик против нашего товарища так и не оказалось, никаких наркотиков не было и он, бедненький, оказался жертвой нашей «доблестной» милиции. Может, оно и правда?.. Хотя мало похоже… Не мое это дело, конечно…
     Так уж получилось, что в скором времени мне пришлось рассчитаться и перейти работать на другую шахту. Все же своих, ставших чрезвычайно близкими ребят я, разумеется, не забывал и радовался каждой встрече с кем-либо из них. Так однажды, в ожидании автобуса, увидел на остановке одного старого приятеля.
- На смену?.. – пожал мне крепко руку он.
- Да. А ты?..
- А у меня выходной! Надо съездить в профком, - начал рассказывать проходчик, – чтобы одному товарищу оформить путевку…
- Все Санька побирается?!..
- Почему побирается?.. – чуть ли не обиделся он. – Туговато у парня с деньгами, он ведь на юге дом купил.
- Раз купил, пусть покормится даром. Меня это не касается, - сделал отсутствующий вид, перейдя к другой теме.
     В завершение своего небольшого рассказа о Саньке хочу поведать, как побеседовал с ним последний раз, после чего нашим дружеским отношениям пришел конец, после чего он якобы перестал узнавать меня на улице.
     В нашем горняцком городке все отмечали День шахтера. Был прекрасный и теплый денек. В городском парке семьями гуляли, веселились люди. С женой и рядом носящимися, щебечущими детьми прогуливались и мы. И откуда-то Санька…
- Привет, - преграждая мне путь. – С праздником!..
- Тебя также!.. – пожал руку проходчику.
- Дай мне, пожалуйста, закурить, - и попросил он тихим и каким-то таинственным голосом.   
- Не Жигули, не дом, - вдруг разозлился я, вовсе и не думая засовывать руку в карман, - мог бы купить и сам!..
- Что ж, прости, - не очень-то смутился Санька и неожиданно, так же, как и появился, исчез.
     Какое-то время мне было не по себе, но скоро, очень скоро успокоился.

                1992 г.
       


Рецензии