Диагностируй своего тролля

Таких «критиков» как грязи
(из ответа троллю в моём блоге)

«Мы рождались и умирали в очередях…»
Забытый бард семидесятых.


Разве могли ещё каких-то двадцать-тридцать лет назад представить себе такой славы многочисленные выпускники литературных институтов СССР – молодые писатели и поэты? Стоя в многолетних очередях на публикацию, мечтая о всенародном признании уникального (а как же иначе?) таланта, сопутствующем заработке и всяческих премиях, общении с восторженными поклонниками, попадании в некую сферу избранных и обласканных властью… И унижения в кабинете редактора всесоюзного издательства воспринимались как естественная за эту славу плата – «ничо, мол, ща он меня тут погоняет из кабинета в кабинет, попарит в очередях, а потом сам будет бегать: «напиши, братец милый, тут надыть к празднику рассказец на передовицу «Правды». А ты же у нас лауреат…» И попав в заветный Союз писателей – ох, как ревностно следили, чтобы не пролез в него кто «случайный и бесталанный»!

Кто-то, так и не дождавшись, сжигал рукописи и лез в петлю, кто-то благоразумно переключал силы на что-то другое, понимая, что стране столько писателей и поэтов банально не нужно, третьи искали пути-обходы, ну а кто-то упёртый дожидался-таки заветной росписи главреда «В печать!», и манна небесная (возможно) падала на голову искателя жизненных благоденствий. Ну а если ещё снимали кино по книжке, то вообще – жизнь удалась!

А критиков было раз-два и обчёлся, на их статьи стояли в ещё более длинных и закрытых очередях. Это был уровень литературы несравненно выше, чуть ли не Олимп, а сами немногочисленные критики – как небожители, продолжатели дела великого Белинского, профессионалы высочайшего уровня. В принципе, так оно и было, я не утрирую. Ведь в советской стране не писали повести абы кто, как правило – люди с образованием, с хорошим образованием! И критики своё дело знали. Насколько я помню (а читал я газеты и журналы регулярно и много) очень редко печатались фельетоны и критические статьи в стиле Латунского – злобные и унизительные, всё-таки гораздо больше было положительных, мягко указывающих на некие незначительные недостатки рассматриваемых произведений, а то и без оных вообще. И преподавали нам литературу именно через системный разбор, основанный на правилах родного языка, богатом опыте русских писателей и поэтов, критиков. За что данному мне образованию и учителям (особенно в средней школе) – отдельное искреннее спасибо.

Как высочайшее народное признание литературному таланту – мешки писем, приходящие ежедневно на адрес издательства (особенно это случалось после экранизации удачной книги). О таких фактах с гордостью сообщалось в СМИ, люди сдавали макулатуру и выстаивали в длинных очередях за заветным романом, автора раздирали на встречи и интервью, ценность его слова взлетала до небес. Разве мог в таком случае хоть кто-то позволить себе хулить всенародно признанный талантище? Обличать, например, в плагиате и воровстве идей, в «волосатой лапе»?

Такое могло быть лишь в двух случаях: какой-нибудь неудачник и завистник вякал на талант у себя на кухне за бутылкой водки, чья тихая ругань никого и не волновала. Либо из-за рубежа подавал голос диссидент обиженный. Вспомним претензию Солженицына к Шолохову, как тот якобы переписал «Тихий Дон» с дневников одного белого офицера. Экспертиза показала: стили разные, язык вообще не похож, да и идея, смысл разноплановые. Ну, Исаич благоразумно этот случай больше и не вспоминал, тем более вернувшись на Родину, он уже имел собственную славу если не писателя (средненького, если уж разбираться, Солженицын гораздо больше историк, нежели писатель), так борца с режимом, что в новом государстве имело совершенно другую цену.

Потому что пришла эпоха перемен, смены идеологий, разрушение правил существования в социуме, и как следствие – обвал морали, устоев в воспитании подрастающих поколений и смены приоритетов в успехе. А также невиданного технического прогресса.


Прячась за ником и аватаркой

Свои первые две фантастические повести про вампиров и инопланетян я писал в общих тетрадках – само собой руками, шариковой ручкой. Вампиры лежат у меня до сих пор – датированы 1985 годом. Есть некое удовольствие иногда открыть эти страницы, глянуть одним глазком, и с лёгкой ностальгией и усмешкой закрыть. Тогда мы с приятелем записали на обыкновенную магнитофонную кассету эту повесть в лицах и имели бешенный успех у девочек. Про инопланетян вещицу хотел отнести в начале девяностых в «Технику Молодёжи» – они печатали фантастику молодых авторов, да вот что-то не сложилось… И прочитали ту повесть, ныне утерянную, человек пять. Так слава земная ко мне тогда не пришла.

Кому сейчас интересен Союз писателей? Сколько ныне покупают и читают живых книг? Кажется, что на Берегу Слоновой Кости читающих граждан больше, чем в России. А что печатают? И кого печатают? Профессионалов? Нет – печатают тех, кого можно продать, то есть чтиво, занимающее время, но не душу. Да и образование, владение словом кому нужно, если есть литературные негры – пусть они парятся над клавиатурой за пайку. Есть денежки – можно напечатать чего угодно.

А зуд творчества всё также мучает российскую душу. Но уже не надо ни учиться, ни стоять в унизительных очередях, торгуя за право на славу телом и душой. Ведь есть Интернет: пиши, чего душа пожелает, и выкладывай в сеть. Без правок, корректуры – как есть, так и выкладывай. Только и у ругателей теперь есть та заветная кнопочка, нажав на которую, безликий и безымянный хулитель ваших виршей легко и непринуждённо вцепится вам в глотку мёртвой хваткой…

Что движет виртуальных негодяев, зачем им глумиться и издеваться над далёким собеседником, охаивая его творчество, да вообще – просто переходя на личность, оскорблять, цепляясь за слова, раздувая бессмысленный конфликт, который всё равно ничего не принесёт, не даст в реальности?

…А для меня началось всё в 2005-м, когда я получил на работе в издательстве постоянный доступ в Интернет. Моё нереализованное доселе творческое начало в перерывах между вёрсткой книг нашло себя в комментариях к фотографиям на фотосайтах. Рассматривая выложенные народом остановленные мгновения чужой жизни у меня чего-то сразу зачесалось, я не смог оставить их без внимания, пройти мимо, потому и черкнул пару строчек к каждой фотке. И это привлекло к моей личности как авторов фотографий, высказавшие мне первые «респект и уважуху за живые, небанальные подписи», так и завистников.

Первого моего тролля звали Юрием. Ну, по крайней мере – он себя так назвал, когда я наивно пытался наладить с ним контакт. Правда, он впоследствии быстренько закрылся ником Аспект, а с маленькой аватарки смотрел маленький человек в тёмных очках с неясными чертами.

Приревновал (по-другому и не скажешь) Юрец-Аспект мою популярность у одной фотомастерицы. Звали её Дашей, фотки были и вправду профессиональные, интересные, возбуждающие воображение и чувство. Потому и подписи были не простенькими, а превращались в заметки, новеллы и стихи. Хотя я теперь понимаю, что скорее всего эта Даша заимствовала фотки у других авторов (может не все, но воровство было – точно), потому её страничку потом и закрыли. И вот как-то она в благодарность за моё творчество прислала свои фотографии, особые, не выложенные в сеть, в том числе очень интересно обработанный в фотошопе портрет. На нём она была натуральной Снежной Королевой – льдинистые голубые и белые цвета, три четверти справа, волосы развеваются ветром, очень красиво. Этот портрет со ссылкой на автора и с указанием – что это подарок, я разместил у себя в альбоме. В общем-то Аспект наезжал на меня и раньше – мол, чего это ты себе позволяешь у Даши в альбомах, знай своё место, она моя девушка и тому подобное. Вот такая виртуальная ревность. Я ещё пытался вразумить парня: его претензии безосновательны, не обращал внимание на грубости, обращался на Вы, приводил, как мне казалось – логичные и ясные аргументы…

Тот комментарий к портрету, а затем и письмо на почту от Юрца, что накалякал на следующий день мне тролль, я помню до сих пор. Комментарий, кстати, после нескольких возмущённых откликов других посетителей моей странички он трусливо удалил.

Да, не обязательно ругаться матом, браниться, чтобы оскорбить человеческое достоинство – это я уже в жизни хорошо знал. Моя первая бывшая жёнушка и её собственная мать без единого слова мата наслаждались в ежедневном поношении друг друга все десять лет нашего брака, да и после, знаю, не останавливались вплоть до выпихивания старушки в дом престарелых. Но Юрец превзошёл их многократно. Многократно!

Прекрасным, высокоинтеллектуальным русским языком он выводил, что я извращенец, озабоченный вонючий скунс, невоспитанный дибил и ещё много-много удачно скомпонованных слов и предложений в неизменном смысле: Эрнест Катаев, ты – полнейшее ничтожество, твоё место в изоляторе в одиночной камере, а лучше всего тебя кастрировать и отдать на утехи к грязным уркам, вот они-то прочистят тебе башку от говна через жопу, авось поумнеешь. Ну и так далее. Аж на четырёх вордовских страницах.

Несколько дней у меня было такое ощущение, что мою духовную сущность порвали на куски. Я никак не мог взять в толк – чем я заслужил к себе такое отношение, с какой стати этот субъект взял себе право меня оскорблять, да ещё такими словами и сравнениями… Хуже всего было то, что это состояние полнейшей разваленности проецировалось на окружающий меня мир и близких людей, что кто сразу в прямую, кто опосредованно почувствовали во мне негативные перемены.

Немного переведя дух, я предпринял попытку проанализировать ситуацию, хотя бы понять её истоки, вразумительно объяснить самому себе логику Юрца. Потому и залез за информацией к нему в фотоальбом (он его закрыл после быстренько). Портретов и бытовых зарисовок я не нашёл, но меня поразили виды какого-то города, не помню сейчас, какого. Его фотографии были абсолютно симметричны, прямо готовые открытки – все линии были либо параллельными, либо расходящимися или сходящимися под одним и тем же углом – я не представляю, как это вообще можно было снять! То есть объекты на фотографиях подчинялись больше математике, а не красоте и любованию. Они были лишены жизни, статичны, мертвы. Меня, я помню, аж передёрнуло!

Конечно, можно было плюнуть и растереть, попытаться забыть. Но все эти годы я не уставал искать ответ на самый важный вопрос – откуда берутся такие сквернословы и дерьмомаратели, и как с ними бороться? И наконец-то нашел. На эти вопросы мне ясно ответила системно-векторная психология.

Теперь стычки с самыми разными троллями на просторах виртуала меня больше забавляют, нежели раздражают – известны причины такого агрессивного, садистического поведения, объяснено грязнословие троллей на проявление творчества других людей, желание замарать, облить грязью, унизить, оболгать.

Есть особый тип людей, достойных и уважаемых в одних обстоятельствах, но ничтожных, презираемых и даже опасных – в других. Врожденное желание делить всё и вся на чистое и грязное играет с ними плохую шутку. Какими бы интеллектуальными не были тролли, их непристойными похождениями в Интернете движет исключительно жестокая сексуальная фрустрация, а в случае с троллями мужского пола, которые, к слову сказать, встречаются гораздо чаще – это не просто фрустрация, а гомосексуальная. Да, да.. Эти незаслуженные нападки на других людей на самом деле указывают на едва сдерживаемое гомосексуальное влечение. И обвиняя в чём-то других – тролли на самом деле выпячивают именно свои проблемы, свои недостатки, раскачивающие психику страсти, с трудом скрываемые и сдерживаемые тайные грязные мысли и желания. Поэтому замарать словом – есть желание утащить жертву в свою родную зловонную выгребную яму, из которой им самим выбраться не в силах.

Но есть и хорошие новости: методика Системно-векторной психологии вполне может помочь таким троллям стать нормальными людьми. И когда тролли перестанут гадить вокруг себя, в бесплотных попытках пытаясь выровнять, компенсировать свою собственную фрустрацию за счёт кого-то, насколько чище станет воздух в Интернете, насколько легче будет всем дышать...

Эрнест Катаев.

6 января 2012 года, Новый Городок (Московская область, Щёлковский район)

Статья написана с использованием материалов тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.


Теги: Юрий Бурлан, системно-векторная психология, троллинг, тролль, критика, сексуальные фрустрации, латентный гомосексуализм


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.