Дневниковые записи. 1929 год. Часть 7

На фото: дом Кадомцевых в Тарасовке. Кадомцевы - родственники Суббот (об этом подробнее в сноске ч. 4 http://www.proza.ru/2012/01/09/57 ).

*****

На даче.

Часть 7.


В этом, 1929 году, летом мы будем жить у Кадомцевых на даче, где они живут круглый год. Дача полностью построена в прошлом году, на её месте был сосновый (скорее еловый) лес, доходивший до реки Клязьмы. Дача находится в Московской губернии, станция и деревня Тарасовка(1) по Северной железной дороге. На даче разведём огород, жить будем в сторожке до августа, а потом, наверно, поедем на Кавказ, к деду. Кадомцевы имеют четыре постройки: жилой дом, коровник, курятник и сторожку (где мы будем жить) и ещё кроме этого открытый сарай и погреб. Около реки лес не срубали. Для копания огорода я приезжал на дачу раза три: 12, 18 и 26 мая, т. е. по воскресеньям, а 18 мая приехал на два дня — субботу и воскресенье. В субботу, 18 мая, я поймал бабочку «Аврору», самца. Бабочка очень красива, крылья её белые, а на верхних крыльях уголки жёлто-оранжевые. Кроме меня приезжал папа. Мы вскопали за эти дни три с половиной грядки. Посадили редиску, баклажаны, помидоры, петрушку, репу, морковь, лук, укроп, свёклу и тому подобное. Посадили и картошку, для которой вскопали (грядку) в другом месте. Копать было очень трудно, всё время попадались корни, так как в прошлом году на этом месте был еловый лес.

9 июня 1929 года, воскресенье.
Сегодня мы должны ехать на дачу. В 8 часов телега была уже во дворе. Хотя лето 1929 года гораздо жарче прошлого года, то сегодня была переменная, не очень тёплая погода. Я с папой и Лордом поехали на телеге. Вещей было не особенно много, почти половину занимали вещи Кадомцевых. Несколько раз в дороге нас мочил дождь, и мы залезали под брезент, а после дождя сейчас же выглядывало солнце, довольно жаркое, но оно скоро менялось дождём, который переходил в ливень. Через пять часов были в Тарасовке. От Москвы до Тарасовки приблизительно 25-30 вёрст.

10 июня, понедельник.
Ночью шёл дождь, утром он лишь моросил. Всё небо обложило серыми ровными тучами. Я перевёз папу на плоту через Клязьму на другой берег. Он пошёл на станцию, чтоб уехать в Москву. Уже 12 часов, а дождь не перестал. Я пошёл в лес и поймал ночную бабочку. Она сидела на траве, махая крыльями. Верхние её крылья пёстрые — белые с чёрным. Нижние — желтоватые. По внешним признакам она относится к семейству шелкопрядов, а ещё скорей, к медведицам.

11 июня, вторник.
Погода была средняя. Я копал грядки. Днём мы с Галей пошли ловить бабочек и поймали самца «Авроры» и бражника шмелевидного хоботника.

12 июня, среда.
Погода хорошая. Поймали много бабочек, в том числе и второго шмелевидного хоботника. Мама поехала в Москву. Переезжала на плоту через Клязьму. Вечером мы пересаживали клубнику и убирали сор у дома, играли с Михаилом Н. в карты.

13 июня, четверг.
Погода переменная. Дождя нет. Делали стол. Ловили стрекоз для рисунков. Я копал грядки. Приехала мама. Вечером она помогала рассаживать Кадомцевым лук. (Моя мама и жена Кадомцева — Ольга Михайловна — родные сёстры).

14 июня, пятница.
Сегодня я копал грядки. Вечером пересаживал не них брюкву, красную капусту и семенами фасоль.

15 июня, суббота.
С утра шёл дождь. Сегодня должен приехать папа. В четыре часа пошли его встречать на станцию. Дождь моросил. С первым поездом он не приехал — приехал со вторым. Вечером делали стол
.
16 июня, воскресенье.
С утра я с папой делали стол, уборную, вставляли петли в рамы. Вечером ходили гулять. Галка поймала двух красивых пядениц, а уже дома пухоспинку розовую. В этот же вечер при свечах мы их расправили.

17 июня 1929 года, понедельник.
Утром в 6 часов я перевёз папу на плоту через Клязьму — он поехал в Москву. Утро было серое, пасмурное. День был всё-таки жаркий. Веером я с Галей ловили ночных бабочек. Поймали вторую пухоспинку розовую и среднего винного бражника. Бражник этот в Московской губернии не особенно редок. Я видел их всего пять. Малого винного бражника я поймал в селе Знаменском. Он сидел на листе, днём. Первого среднего винного бражника я поймал в селе Желябино на лету, вечером, и, думая, что это майский жук, сильно его попортил. Второго поймал там же днём, сидящим в траве. Третьего поймала Галка на лету в селе Захаровке, в прошлом году, мы его отпустили — он был сильно попорчен. Четвёртого я увидел кружившимся (там же, в Захаровке) вечером под сиренью, но поймать не сумел. И пятого поймали здесь — сегодня. Вообще семейство бражников я причисляю к красивейшим, сильнейшим и редчайшим ночным бабочкам.

18 июня, вторник.
День был очень жаркий. Устраивали клумбу и сажали рассаду цветов. Днём была гроза.

19 июня, среда.
С утра день хороший и жаркий. Я с Галей пошли в лес смотреть лисью нору, она оказалась недоконченной или покинутой. Выйдя на поляну, Галка поймала самку «Авроры», которой у нас в коллекции не было, а также большую крупноглазку. Идя домой и, собирая цветы, я нашёл покинутое муравьиное гнездо в пне, очень красивое, и я часть его взял. Вечером приехал папа. Я и Галка устроили площадку для прыгания.

20 июня, четверг.
Утром в 6 часов я перевёз папу на плоту (через Клязьму) на станцию. Светило сильно солнце. Днём ловил стрекоз для рисования. Я хочу сделать для себя тетрадь вроде атласа (как «Маленький атлас бабочек» Берге) с цветными таблицами и описанием. Для этого я ловлю каждый день стрекоз и срисовываю их в тетрадь. Тех, которых нет у Галки в коллекции, она берёт себе — других по мере зарисовки выпускаю. Вечером ловили ночных бабочек.

21 июня, пятница.
Утром ходили в лес. Вечером мальчишки угнали плот у Кадомцевых, и я с Михаилом его отыскивали.

22 июня, суббота.
Сегодня я с Галей ходили на «экскурсию» по изучению жизни муравьёв. Я сделал несколько рисунков муравейников, вырезал с гнезда в пне место, прогрызенное ими. На всё это потребовалось более часу. Всё сделать не сумели по программе экскурсии и отложили окончить в следующие дни. Начала поспевать земляника. Приехал папа. Вечером я видел летавшую кучу мошек, похожих на комаров, но только они имеют брюшко длиннее, ноги короче и разницу в крыльях. Их было очень много, они кружились на одном месте вроде роя, было похоже на дым. Они кружились на углу крыши нашего дома. От их кружения стоял шум, так как их было много.

23 июня, воскресенье.
С утра шёл дождь. Рисовал стрекоз. Поспела уже вторая редиска. Папа поймал самую большую серую пяденицу; название её пока не узнал.

24 июня, понедельник.
Сегодня нерабочий день, папа не поехал в Москву. Ходили за грибами опятами, которые уже начали показываться. Ходили через шоссе к железной дороге. Деревни, посёлки, дачи встречаются здесь очень часто. Папа нашёл подберёзовик. Вечером играли в городки.

25 июня, вторник.
Я с Галей делали дом-шалаш из прутьев. Целый день шёл дождь. Я поймал жёлтое коромысло (стрекозу). 

26 июня, среда.
Доканчивали шалаш. Был сильный ветер. Вечером приехал папа с Инной Леонидовной. У Кадомцевых начала поспевать домашняя земляника, ростом она с домашнюю клубнику; у нас скоро будет поспевать репа.

27 июня, четверг.
Утром отвёз папу через Клязьму. Дождь шёл почти целый день. Рисовал стрекоз в тетрадь и собирал землянику.

28 июня, пятница.
Ходили (после того, как мама уехала в Москву) за грибами опятами. Их появилось довольно много, особенно в густом лесу у речки, где лес сильно порос бузиной, изрыт ямами и в нём много старых гнилых пней, на которых и растут опята. Набрали их много. Поймал бабочку пяденицу.

29 июня, суббота.
С утра шёл дождь. Небо тёмное. Пишу «Указатель к коллекции бабочек СССР и их жизнь», т. е. указатель к нашей коллекции бабочек, название их, место и год поимки. К вечеру дождь перестал. Галка пошла встречать папу и маму на станцию. Я рисовал корневище жёлтой кувшинки.

30 июня, воскресенье.
Днём несколько раз был дождь. Ходили за грибами опятами. После обеда играли в городки с Аней, Михаилом (Кадомцевым) и Михаилом Циферовым, который приехал на несколько дней к Кадомцевым. К вечеру погода улучшилась, пошли погулять. Ловили бабочек. А я поймал, наконец-то, стрекозу синее плоскобрюхое коромысло.

*****

(1) Село Тарасовка существует и поныне в 25 км севернее Москвы.

*****

Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/09/1319


Рецензии
Знакомые названия... Я живу на правом берегу Клязьмы. В Тарасовском рынке стройматериалы покупаю (из-за дешевизны относительно других стройрынков рядом)...

Габдель Махмут   13.01.2012 08:57     Заявить о нарушении