Так называемое большинство
Так называемое большинство (низы, массы, народ, демос, охлос) живет, как правило, одним днем, одной неделей, одним месяцем, редко – годом, но не историческим временем, не историей. Жить в историческом времени – привилегия людей думающих, образованных. Как правило, которое, разумеется, имеет исключения. Что это значит? Это значит, что так называемое большинство пассивно реагирует на события, которые произошли десять, двадцать, сто и более лет и видит, в основном, только то, что есть сегодня, сейчас. Я внушаю одному из участников митинга: «Вы бунтуете против сотни незначительных нарушений на 94 тысячах избирательных участков. Совсем недавно, при Советах, выборы были вообще профанацией.». – «Нас это не касается, сегодня были нарушения, – значит, выборы незаконные!», – слышу в ответ. «Но вы вошли в союз с национал-большевиками! Нацисты и большевики – политические преступники, убийцы!», – напираю я. – «Шел бы ты, дед, отсюда!», – отвечают мне. Погибла кошка – жалко кошку: она моя, она милая. Умер близкий человек – жалко, все плачем. Загубила политическая власть десятки миллионов? Это все статистика, относящаяся к прошлому веку. В одном из текстов форума «Наука и жизнь» я прочитал: «Моих дедушку и бабушку советская власть расстреляла; моих отца и мать советская власть посадила. А я люблю советскую власть, потому что она дала мне квартиру, образование, работу». Так устроена отдельная особь так называемого большинства: то, что было сегодня, это «живая ткань», и она болит, а то, что было в прошлом – это «высохшие кости», и они уже не болят. Я живу в окружении так называемого большинства. В повседневной жизни – неплохие люди, выручат в трудную минуту. Но о Сталине говорят так: «Сталин был тиран? Но при нем был порядок». В телепередачах Сванидзе «Суд времени» ярый и отвратительный сталинист пользовался постоянной поддержкой всероссийской аудитории. В репрессиях, в коллективизацию, во время трех голодоморов (1921 год, 1932-33-й годы, 1947 год), погибало, в основном, так называемое большинство. В Великую войну, погибало, в основном, так называемое большинство. Если сравнить жертвы, то окажется, что большевики в мирное время перебили русских больше, чем немцы в войну. И с тех пор так называемое большинство совершенно не поумнело.
Так называемое большинство мыслит не понятиями, а представлениями и чувствами. А представления и чувства не проникают в глубину события, в глубину истории. Рядовые немцы любовались симпатичным арийцем с усиками и прической на бок, восхищались его жестикуляцией, красивыми речами, емкими и сочными фразами. Их мысль при этом совершенно бездействовала. Его слова выражали их сокровенные желания, их страсть – навести в стране порядок, сделать Германию великой. «Хайль! Хайль! Хайль!» – звучало красиво и величественно. Рядовые русские, проходя со знаменами по Красной площади, с обожанием всматривались в скромную фигуру советского вождя на трибуне, умилялись его ленивым приветствиям, готовы были выпрыгнуть из себя от восторга, когда он улыбался через усы. Их мысли о жизни, о судьбе были при этом погребены под великой радостью – наконец-то они увидели живого Бога. Когда он умер, наиболее пылкие пошли на него посмотреть, рискуя погибнуть в давке. И многие, действительно, погибли.
Так называемое большинство ищет самого простого объяснения исторических событий – не научного, не философского, а простого. Божественного или дьявольского. Христос, Мухаммед – реальные и понятные люди, их проповеди понятны, они несли добрые начала. Маркс, Ленин, Сталин, Гитлер, Мао, Каддафи, Кастро – тоже подняли себя до небес. Ведь Дьявол в своем царстве стоит на уровне Бога! Можно сказать так: немцы верили в Дьявола, и русские верили в Дьявола. Без веры, без самого простого объяснения устройства мира, без оправдания правил своего жизненного устройства со стороны Высших, хотя и земных, сил они не обходились.
Гегель отлично понимал: большинство любого народа без Бога не обойдется и включил религию в свою философию. Религия, говорит Гегель, это тоже познание истины, но в форме представления, не понятия, а представления. И снял конфликт между верой и знанием.
Почему «Манифест коммунистической партии», «Майн кампф», «Краткий курс истории ВКП(б)» очень понятные книжки для всех? – Простая мысль и опора на чувство. «Когда б я имел златые горы и реки полные вина!», – помните песню? Она выражает голубую мечту человека из так называемого большинства. Все получите, говорят эти книжки, только помогите нам. Я помню лозунг Мао Цзедуна: «Три года упорного труда – и тысяча лет счастья!» Я помню слова из партийного гимна: «Кто был ничем, тот станет всем!» «Манифест…» требует уничтожения частной собственности и буржуазии, чтобы воцарилась справедливость на земле. «Майн кампф» требует ликвидации евреев, чтобы воцарилось счастье в Германии, «Краткий курс…» – утверждает, что только партия коммунистов способна построить общество всеобщего благоденствия. Справедливость, счастье, благоденствие – кто против? Очевидно, что против – только враги рода человеческого. Повторю: простая мысль и опора на чувство. «Цели поставлены, задачи определены. За работу, товарищи!» Но за добрыми чувствами и хорошими словами здесь скрыта страшная истина: насилие – повивальная бабка истории. Под червячком скрыт крючок, прикрепленный к леске опытным рыболовом. Большевики и нацисты были опытными "рыболовами". Так называемое большинство не способно рассмотреть, что спрятано за «червячком».
Нужно ли обучать так называемое большинство философии? Желательно. Но такой философии, которая не требует «скачков» в общественной жизни: из бедности – во всеобщее благоденствие, из мира неприязни и ненависти в мир всеобщей любви, из эпохи эксплуатации – в эпоху абсолютной справедливости, из состояния тирании – в состояние абсолютной свободы и т.д. Не обещает скорого решения сразу всех проблем. Так называемому большинству нужно преподавать такую философию, которая показывает и доказывает, что история идет черепашьим шагом, что усовершенствование общества происходит чрезвычайно медленно, а резкое движение возможно лишь в том исключительном случае, когда власть задержалась с переменами, с реформами. И что если граждане лишены элементарных прав и свобод, то прочие блага ничего не стоят. Понедельник, 9 января 2012 г.
Свидетельство о публикации №212010901276
Ваш ответ на мною поставленные вопросы совершенно полный и очень правильный, по сути. Единственное сожаление, что нельзя прыгнуть выше крыши, и по-настоящему сложное нельзя сделать совершенно простым. И всё-таки, здравомыслящих людей становиться всё больше и больше по численности, но, к сожалению, пока в процентном соотношении рост здравомыслия значительно ниже прироста здравомыслящих.
И вот тут для исправления этого процентного соотношения главную роль должен сыграть технический прогресс и благосостояние мирового сообщества в целом. Рост человечества, достигнув какого-то предела, прекратится и может даже уменьшиться. Обеспечение всеобщего благоденствия и достатка вполне реальная возможность. Мы уже достигли такого уровня, что нет проблемы создать для всех, есть проблема из чего всё это сделать. Будь человечество поменьше, отпадёт и эта проблема - из чего. Рабочий класс уже при наших обстоятельствах не ГЕГЕМОН, а чем дальше так и вообще это понятие станет никому не понятным.
Вот такое, на мой взгляд ЭДИОТА, недалёкое будущее человечества, причём без всяких теорий, просто само по себе как исторический факт развития научно-технического прогресса.
Эдуард Ратников 10.01.2012 16:13 Заявить о нарушении