Гл. 53. Яд Вашем, Комплекс. Иерусалим

***
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЯД ВАШЕМ», ИЕРУСАЛИМ. 2010 год
В 2010 году, Я лично, сестра Бориса Голанда, путешествуя по Израилю, специально поехала в Иерусалим, еще не зная и не понимая, где мне предстояло побывать, и что конкретно я смогу сделать. Но мысль, задумка, о том, что я очень хочу рассказать кому-то, где-то, о своем отце Илье Боруховиче Голанде (1918-1977 гг.), не покидала меня.
В свое время наш отец мог только мечтать побывать в Израиле. С мыслями об отце, в связи с подготовкой рукописи документальной повести «Два крыла большой птицы», Я совершила это паломничество.
***
Мемориал «Яд Вашем» в Иерусалиме, который ставит своей задачей увековечить имя каждого еврея, уничтоженного во время Великой Отечественной войны, собирает материалы, а также Листы Свидетельских показаний с краткими биографическими данными, поданными свидетелями, родными и близкими погибших. Они хранятся в Пантеоне Имен «Яд Вашем» в Иерусалиме, являясь символическим памятником жертвам войны.
Рассказываю для Вас, наши читатели: Приехав в Иерусалим, я узнала, где расположен комплекс «Яд Вашем» и специально поехала туда, уже там все узнала, к кому я могу обратиться, и что смогу сделать. Я была потрясена самим размахом комплекса "Яд Вашем», не забываемым зрелищем только одного «Детского комплекса», где проходя в полумраке, слышишь тихую музыку, и при каждом называющемся Имени погибшего ребенка, вспыхивает звезда на очерченном небосклоне...
В специализированном отделе Я заполнила пять Листов Свидетельских показаний на каждого: Борух Голанд (отец), Словэ, девичья фамилия Струнина (мать), Муся, Мина (две сестры) и Лейбл Голанд (брат, без вести пропавший).
***
Напомню читателям о рассказе нашей мамы Анны Андреевны Голанд:
...После войны в Даугавпилсе (Двинске), Латвия, Илья Голанд разыскал человека, который до войны жил в соседнем доме. Это был латыш. Он очень удивился, когда увидел мужа, и рассказал, как погибли родные Ильи. Латыш видел, как расстреляли на глазах друг у друга сначала четверых детей, затем двух старших сестер, потом их мужей и родителей Ильи. Мертвых и живых сбрасывали в огромную яму и засыпали землей. Было большое количество жертв. Латыш рассказал, что несколько дней земля шевелилась. Этот человек дал Илье адрес другого латыша, жившего в городе Шауляй (Литва). После того как родителей уничтожили, именно он проживал в их доме.
Мы поехали в Шауляй и разыскали этого человека. Он подтвердил рассказ о гибели семьи Голандов. Ни документов, ни фотографий родителей и родственников не сохранилось – все было утрачено!..
***
Вернувшись, уже в Санкт-Петербурге, я получила из Иерусалима официальное письмо: «Здравствуйте! Благодарим Вас за личное участие в Международной акции «У каждого человека есть Имя», посвященной памяти жертв Катастрофы (Холокоста) еврейского народа. Нами получено 5 листов свидетельских показаний. Сведения о погибших будут увековечены в Зале Имен Мемориального комплекса Яд Вашем и опубликованы в компьютерной базе данных. Каждый лист - это символический памятник Вашим близким. С уважением, Арон Шнеер, Зал Имен Яд Вашем»
Письмо от 13 мая 2010 года публикуется в этом издании).
***
Читайте дальше. Продолжение - http://www.proza.ru/2012/01/09/1447
               


Рецензии
Тяжело на душе...

Абсолютная Зависимость   21.04.2012 01:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.